Развитие речи детей с нарушением слуха вне занятий
консультация по коррекционной педагогике

Епифанова Оксана Витальевна

Развитие речи детей с нарушение слуха дома является важнейшеим фоктором развития речи в целом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_vne_zanyatiy.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи вне занятий.

 На современном этапе развития, ориентируясь на федеральные государственные требования стандарты дошкольного образования и положения санпина, сокращённое количество занятий и смещение образовательного пространства в совместную деятельность, требует от педагогов широко применять различные виды детской деятельности для интенсивного и качественного коррекционно-образовательного процесса. Владение различными методиками помогают коррекционному педагогу умело организовать детей  в развивающем пространстве группы для решения программных задач в игровой деятельности.

Психическое развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с разными видами деятельности: игрой, рисованием, конструированием, различными видами труда, ознакомлением с окружающим и др. Речью, родным языком человек первоначально овладевает, не учась ему специально, а пользуясь им в общении, в деятельности. В ходе этой деятельности достигается овладение речью, научение, но оно выступает в ней не как цель, а как результат деятельности, непосредственно направленной на иные цели. Таким образом, сама речь выступает как входящая в теоретическую деятельность — особая, речевая деятельность.

Необходимо помнить о том, что в дошкольном возрасте речевая деятельность (говорение, слушание, чтение и письмо) обслуживает разные виды детской деятельности, и с учетом этого положения организовывается педагогическая работа по развитию речи детей с нарушениями слуха. В детском саду во время различных режимных моментов, на занятиях и в свободной деятельности детей учат действовать с предметами, игрушками. Практическая деятельность помогает осознать реальные неязыковые отношения между предметами, понять их функции и свойства. Условия деятельности делают мотивированным   усвоение сообщений взрослых, комментирующих ее, подражание речи взрослых также становится осмысленным. Коллективный характер большинства видов детской деятельности способствует возникновению желания обменяться впечатлениями, спросить, узнать, попросить что-либо. Таким образом, развитие разных видов детской деятельности является одним из важнейших условий речевого развития дошкольников с нарушенным слухом.

          Большая часть времени в дошкольных учреждениях отводится на проведение режимных моментов. Примерно 7 часов в течение дня занимают такие бытовые процессы, как подъем детей после сна, утренняя гимнастика, завтрак, обед, полдник, ужин, прогулки, подготовка ко сну и др. Условия непосредственного общения детей с сотрудниками, которые создаются при этом, наиболее полно способствуют усвоению норм поведения, формированию простейших трудовых умений и навыков самообслуживания, расширению представлений детей об окружающем. Бытовые ситуации, в которых систематически оказывается ребенок, становятся основой для создания чувственной базы речи. Здесь знакомство со словом, включение его в разные коммуникативные конструкции происходит одновременно с выполнением действий, исследованием реальных предметов, которыми он многократно пользуется, таким образом, познавая их свойства, сферу употребления. Обучая ребенка умываться, есть, одеваться, взрослые одновременно сообщают ему слова и выражения, которые необходимы для общения в данных ситуациях.

При правильно организованной работе, все ситуации, связанные с выполнением режима дня, могут быть основой для знакомства со словом, обогащения и конкретизации его значения, включения в активную речь детей еще до проведения различных занятий, в том числе и по развитию речи, где данный речевой материал предъявляется в другой логике и последовательности.

Организовывая детский коллектив в различных бытовых ситуациях, воспитатели пользуются устной речью, сообщая детям слова, обозначающие названия необходимых предметов, их свойств и качеств, комментируя выполняемые действия, оценивая поступки и действия детей. Из общего речевого потока выделяются отдельные слова, поручения, вопросы, которые отражают содержание данного режимного момента, и детям необходимо их запомнить. Этот речевой материал предъявляется и в письменной форме в более ограниченном объеме. Количество слов и фраз в письменном виде не должно быть велико, чтобы искусственно не удлинялось время, отведенное на режимные моменты.

Отбор речевого материала, предъявляемого в быту, воспитатель осуществляет заранее вместе с сурдопедагогом на основе общего словаря к программе. Этот материал фиксируется на табличках. В помещениях группы, где дети раздеваются, умываются, спят, обедают, располагаются наборные полотна, в которых хранятся таблички с необходимыми по ходу данного процесса словами, поручениями, сообщениями, вопросами. По мере усвоения слов и выражений они заменяются новыми. Речевой материал, представленный в письменном виде, должен быть прочитан.

Для старших глухих дошкольников, владеющих устно-дактильной формой речи, речевой материал, необходимый для усвоения в быту, может сообщаться и уточняться устно-дактильно. По мере его усвоения он может предлагаться воспитателем устно и воспроизводиться детьми также в устой форме.

      Организация коррекционной помощи детям с нарушениями слуха опирается на основные положения  психологии: учёт возрастных и  психологические особенности. Организация коррекционной помощи в соответствии с новыми стандартами образования не сокращает количество требований, предложенных программами для глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста под редакцией Носковой Л.П., Головчиц Л.А., а лишь меняют условия формирования и закрепления необходимых знаний. Основная коррекционная задача- формирование и развитие речи как средства общения, проходит основой обучения в группах для детей с нарушениями слуха. Педагогу необходимо постоянно повышать педагогическое мастерство, владеть методиками обучения и воспитания, создавать положительный эмоциональный контакт с детьми, для того что бы любая ситуация могла стать стимулом для обучающего воздействия на ребёнка, незамеченного или ненавязчивого для него.

   Тесная взаимосвязь в работе воспитателей и дефектологов помогает чётко и динамично вводить в словарь детей необходимый лексикон, развивать  речевые возможности детей в соответствии с этапами обучения.

  Формирование словаря глухих детей дошкольного возраста происходит прежде всего в процессе ознакомления с окружающим, в ходе выполнения режима дня, в процессе бытовой деятельности. Бытовые ситуации, в которых систематически оказывается ребёнок, могут в значительной степени быть базой для создания чувственной основы восприятия окружающего, и здесь знакомство со словом, пополнение лексического запаса ребёнка происходит одновременно с «исследованием» предметов, выполнение действий, соответствующих этим словам: ребёнок рассматривает, ощупывает предметы, какие-то из них пробует на вкус, нюхает. В процессе выполнения режимных моментов создаются возможности для обозначения словом выполняемых действий, предметов, признаков, состояний. Все ситуации, связанные с выполнением режима дня должны стать основой для знакомства со словом, обогащения и конкретизации его значения, включения его в активную речь детей ещё до проведения занятий. Организовывая жизнь ребёнка дома, родители должны широко пользоваться речью, сообщая детям слова, обозначающие названия необходимых предметов, выполняемых действий, качеств и признаков объектов, оценивающих действия о поступки ребёнка.

   Словарь должен быть тесно связан с содержанием деятельности ребёнка и подчинён ей. Здесь слово попадает в условия первоначальной обработки, и это обстоятельство вызывает необходимость тщательно продуманного раскрытия его значения. Раскрывая значение слова в условиях проведения режимных моментов, необходимо обеспечить чувственную, наглядную основу, правильно сформировать предметную отнесённость слова. Ребёнок должен обязательно внимательно рассмотреть предмет, потрогать его, понять его назначение, способ его использования. Так, во время умывания, мама может показать полотенце, назвать его с помощью таблички: «Это полотенце», развернуть его во всю длину, дать потрогать его, показать, как правильно пользоваться им. Таким образом, ребёнок знакомится со словом в русле той деятельности, с которой в данном случае связано его значение.

   Необходимо знакомиться не только со словами имеющими конкретное предметное значение, но и с глаголами (работать, умываться, собирать, обедать и др.), прилагательными (зелёный, красивый, круглый и др.) и т.д.