Книга "Основные вопросы лингвистики , лингводидактики и межкультурной коммуникации ; Статья: Создание условий развития общения детей дошкольного возраста в контексте современных требований; 8 июня 2020 г. г. Астрахань
статья

Швайбович Наталья Дмитриевна

Активное общение детей не только со сверстниками, воспитателями, но и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ  

 Швайбович Н.Д. ДС № 7 «Аленушка», Знаменск  

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности реализации образовательных задач по речевому развитию у дошкольников в контексте современных требований. Ключевые слова: ФГОС, общение, речевое развитие, коммуникативные умения, лексические задачи  

CREATION OF CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONTEXT OF MODERN REQUIREMENTS  

 Shvaibovich N.D. KG № 7 «Аlyonyshkа», Znamensk  

Abstract. This article discusses the features of the implementation of educational tasks in speech development in preschool children in the context of modern requirements. Keywords: FSES, communication, speech development, communicative skills, lexical tasks  

С принятием новых федеральных нормативных документов в российской образовательной практике возникли предпосылки для радикальных изменений в содержании дошкольного образования и организации образовательного процесса.  Современный ребёнок – это житель XXI века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Это необходимо учитывать, организуя образовательный процесс по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО.  Возможности современного дошкольника соответствуют тем потенциальным способностям, которыми должен обладать человек для саморазвития и самореализации в процессе жизнедеятельности. Эти способности составляют основу для реализации ребенком своих компетенций. В целом, ребенок наделен высоким интеллектуальным потенциалом, свободолюбивой деятельной натурой, но реализуются ли эти потенции в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения.   Реализуя образовательные задачи педагогам необходимо уделять большое внимание речевому развитию, так как это является залогом успеш- ного обучения ребенка в школе и полноценного общения со сверстниками и взрослыми.  Общение – основное условие развития дошкольника, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.  Создание условий для развития общения детей предусматривает:  − создание развивающей предметно‐пространственной среды;  − целенаправленная работа педагогов детского сада по решению задач образовательной области «Речевое развитие» через организацию различных видов детской деятельности;  − повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;  − участие родителей в жизни группы.  Одним из основных условий для развития общения дошкольников выступает предметно – развивающая среда, которая должна стимулировать развитие самостоятельности, инициативности.  По мнению С.Л. Новоселовой развивающая предметная среда определяется как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка. Развитие современного образования: теория, методика и практика Проблемы повышения качества образования в современных условиях  В каждой возрастной группе детского сада необходимо организовать центры, стимулирующие речевую активность детей и позволяющие воспитателю решать задачи образовательной области в соответствии с требования- ми ФГОС ДО и возрастными особенностями:  − литературный центр (книжный уголок) и центр художественно‐речевой творческой деятельности, которые должны быть оснащены всем необходимым оборудованием для речевого развития детей (художественные произведения русских и зарубежных писателей; иллюстративный материал к знакомым произведениям; наборы сюжетных картинок по разным темам; схемы, модели, мнемотаблицы и коллажи для составления описательных и творческих рассказов; альбомы для словотворчества; картотеки загадок, потешек, скороговорок; настольно‐печатные игры).  Групповое пространство, должно быть оснащено современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и стимулирующую речевую активность. При формировании предметной среды, в группе педагогам важно помнить, что развитие общения дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены.  Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление общаться, узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная.  Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей, в том числе и развитию общения.  Развитие коммуникативных умений эффективно осуществляется в процессе разных видов деятельности и режимных моментов. Одной из форм работы являются ситуации образовательного характера и ситуации общения. Организация такого рода образовательной деятельности является важным условием для развития общения дошкольников и позволяет наполнить педагогический процесс содержательной деятельностью, при этом максимально учесть интересы и потребности ребенка, позаботиться о его эмоциональном, психологическом и физическом комфорте, не допуская перегрузок и утомления, и направить работу с детьми на зону ближайшего развития и на организацию самостоятельной деятельности воспитанников.    Особое значение для становления и развития коммуникативных умений у дошкольников на современном этапе имеют использование педагогом образовательных ситуаций, сценариев, активизирующих общение, ситуаций общения, а также ежедневных форм взаимодействия, как разговор, беседы. Использование всего многообразия форм работы с детьми, организация конкретных образовательных ситуаций позволяют педагогам успешно решать задачи по развитию функций общения дошкольников.  Следует отметить, что образовательный процесс должен строиться с учетом принципа интеграции всех образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Среди наиболее часто используемых можно обозначить также рассматривание сюжетных картинок, что позволяет успешно решать задачи развития монологической речи и основных психических процессов.  Рассматривание игрушек и различных предметов, способствует развитию описательной речи. Решение лексических задач, конечно, невозможно без специальных форм работы по ознакомлению детей с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений, по углублению знаний о них. Развитие современного образования: теория, методика и практика Проблемы повышения качества образования в современных условиях Лексические (словарные) упражнения проводятся на знакомых детям словах и выполняют при этом двоякую функцию: обогащения словаря и подготовки ребёнка к выполнению заданий на построение связного высказывания.  Чтение художественных произведений с последующим обсуждением и разучивание стихотворений способствуют развитию памяти, интонационной выразительности речи у воспитанников. Кроме того, формируются нравственные качества личности (сопереживание, сочувствие, различение плохого героя от хорошего), при этом большое положительное воздействие оказывает, прежде всего, содержание литературных произведений, картин.  Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ребёнка как субъекта образовательного процесса, а также общественные изменения обуславливают использование нетрадиционных подходов к решению образовательных проблем по реализации задач образовательной области «Речевое развитие». Одним из таких подходов является использование       метода проекта, который способствует эффективному развитию общения у дошкольников и оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных умений, поскольку способствует расширению круга общения ребенка. Все этапы работы над проектом предполагают активное общение детей не только со сверстниками, воспитателями, но и родителями. Таким образом, все выше обозначенные условия обеспечивают целостность образовательного процесса, и гарантирует развитие функций общения, формируя у него универсальные способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества, обеспечивая тем самым равный старт развития для всех детей.  

Литература 1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО).  2. Алексеева М. М. Методика развития и обучения родному языку до- школьников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.  3. Волчкова В. Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. – М. : Учитель, 2008. – 392 с.  4. Акулова О. В. Образовательная область «Чтение художественной ли- тературы / О. В. Акулова, Л. М. Гурович – СПб. : Детство‐Пресс, 2012. – 208 с.  

References 1. Federal'nyye gosudarstvennyye obrazovatel'nyye standarty doshkol'nogo obrazovaniya (FGOS DO).  2. Alekseyeva M. M., Yashina V. I. Metodika razvitiya i obucheniya rodnomu yazyku doshkol'nikov. M.: Akademiya, 2000. 400 р. 3. Volchkova V. N., Stepanova N. V. Razvitiye i vospitaniye detey mladshego doshkol'nogo vozrasta. М. : Uchitel', 2008. 392 р.  4. Akulova O. V., Gurovich L. M. Obrazovatel'naya oblast' «Chteniye khudozhestvennoy literatury». SPb. : Detstvo‐Pr


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет Создание условий в ДОУ,направленных на формирование основ физического воспитания и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с учетом современных требований и социальных изменений

Повестка:-Актуальность проблемы.-Итоги тематического  контроля  «Состояние работы в ДОУ  по созданию  условий, направленных на формирование  основ физического воспитания...

Педагогический совет "Создание условий в ДОУ,направленных на формирование основ физического воспитания и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с учетом современных требований и социальных изменений"

План.-Актуальность проблемы.-Итоги тематического  контроля  «Состояние работы в ДОУ  по созданию  условий, направленных на формирование  основ физического воспитания и з...

Участие в II муниципальном межведомственной научной -практической конференции " Социализация детей дошкольного возраста в контексте современных тенденций дошкольного образования"

1 апреля 2016 года в Домодедовском филиале Российского нового университета (РосНОУ) состоялась II Межведомственная муниципальная научно-практическая конференция «Социализация детей дошкольного в...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.

В данной статье рассматриваются особенности реализации образовательных задач по речевому развитию у дошкольников в контексте современных требований. Современный ребёнок – это житель XXI века, на...

Доклад "Создание условий для для развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС"

Доклад "Создание условий для для развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС"...

Презентация опыта работы "«Создание условий для развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС ДОО"

Презентация опыта работы "«Создание условий для развития  детей дошкольного возраста с учетом современных требований  ФГОС ДОО"...

«Создание условий в ДОУ, направленных на формирование основ физического воспитания и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с учетом современных требований и социальных изменений»

Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении....