ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Басараб Любовь Николаевна

Консультация для воспитателей детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud._slovo_na_zanyatiyah_.docx15 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА НА ЗАНЯТИЯХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью. Воспитателем могут быть использованы самые разнообразные литературные формы: стихи, потешки, загадки, маленькие рассказы, отрывки из сказок и других литературных произведений.

Цель использования художественного слова:

1. Создание у детей интереса к занятию.

2. Художественное слово как тема к изображению.

3. Художественное слово как тема для создания выразительного образа.

4. Использование художественного слова в изображении пейзажа.

        Литературные произведения должны быть доступны и понятны детям по содержанию, языку, они должны вызвать в представлении ребенка яркие, зримые, конкретные образы, помочь ребенку реально представить предмет, его цвет, форму.

        Для создания у детей интереса к занятию могут быть использованы любые литературные формы: стихи, потешки, отрывки из любых произведений, но чаще загадки. Детям предлагают отгадать, кого они будут рисовать, лепить…

Мл.гр.        За рекой они росли,

                Их на праздник принесли,

                На веточках иголки.

                Что же это? (елки)

Ср.гр.          Юркий маленький зверек,

                Длинноух и быстроног,

                Прибежал к нам в огород

                И морковку там грызет.

Ст.гр.          Кто по веткам ловко скачет

                И взлетает на дубы?

                Кто в дупло орехи прячет?

                Сушит на зиму грибы?

        Эти загадки не только создают интерес к занятию, но и несут информацию о внешнем виде предметов, о повадках животных.

Но есть и другие стихи, загадки, потешки, которые помогают создать в представлении ребенка выразительный образ:

                Комочек пуха,

                Длинное ухо,

                Прыгает ловко,

                Любит морковку.

        Одно предложение и вот в представлении ребенка очень мягкий, пушистый комочек, который хочется погладить и нарисовать.

                Наша Маша маленька,

                На ней шубка маленька,

                Опушка бобровая,

                Маша чернобровая.

        Эта потешка тоже помогает создать в представлении ребенка образ маленькой симпатичной девочки.

        В работе со старшими дошкольниками художественное слово может быть использовано как тема для изображения:

        … говорят, царевна есть,

             Что не можно глаз отвесть,

             Днем свет божий затмевает,

               Ночью землю освещает,

             Месяц под косой блестит,

               А во лбу звезда горит.

                                             А.С. Пушкин

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печку,

В небо дым идет столбом.

                              С.Я. Маршак

        Особую роль играет художественное слово при рисовании детьми пейзажа. Подготовка детей к изображению пейзажа включает в себя следующее:

        - целенаправленное, организованное наблюдение в природе;

        - знакомство непосредственно с пейзажной живописью или    

          использование репродукций с картин;

        - использование поэзии.

        Стихи должны отличаться высокой художественностью, должны быть доступны и понятны детям по содержанию языку, должны формировать в представлении ребенка яркие, зримые, выразительные художественные образы.

        Поэтические строчки могут помочь детям восприятию цветовой гаммы, палитры, колорита пейзажа:

                Лес, точно терем расписной,

                Лиловый, золотой, багряный.

                Веселой, пестрою стеной

                Стоит над светлою поляной.

                Березы светлою гурьбой,

                Блестят в лазури голубой…

                                           И.А. Бунин

Вечер синий в небе синем

Звезды синие зажег.

Ветви сыплют синий иней

На подсиненный снежок.

                            В. Фетисов.

Может быть использовано несколько художественных произведений об одном и том же времени года.

        О влиянии поэзии на восприятие и создание выразительных образов природы средствами изобразительной деятельности рассказывает Компанцева Лина Владимировна в своей книге «Поэтический образ природы в детском рисунке». В своей работе она Лина Владимировна раскрывает особенности обучения детей изображению пейзажа и влиянии поэзии и живописи на выразительность рисунков. Кроме того она дает практические рекомендации по использованию поэзии в обучению дошкольников изображению пейзажа.

        Таким образом, отражение поэтических образов природы средствами рисунка доступно детям дошкольного возраста и влияет на их эстетическое воспитание.

        Художественное слово развивает у ребенка не только способность видеть, но и передавать в рисунке красоту поэтических образов, влияет на выразительность детских рисунков.

Литература:

1. Григорьева  Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников

                                М. 1997

2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке

                                М. 1985

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Использование художественного слова на занятиях по изобразительной деятельности"

" Использование художественного слова  на занятиях по ИЗО"...

Выступление на педсовете: « Использование художественного слова на занятиях по изобразительной деятельности »

       Выступление на педсовете:    « Использование художественного слова на занятиях по  изобразительной  деятельности »...

Выступление на педагогическом совете на тему: Использование художественного слова на занятиях по изобразительной деятельности

Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Н...

Методическая копилка «Использование художественного слова в продуктивных видах деятельности»

Методическая копилка«Использование художественного слова впродуктивных видах деятельности»...

Методическая копилка «Использование художественного слова в продуктивных видах деятельности»

laquo;Использование художественного слова в продуктивных видах деятельности»...