Консультация для воспитателей "Организация родительского собрания в ДОО"
консультация

Мишина Галина Витальевна

Данный материал будет полезен начинающим и опытным педагогическим работникам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ОРГАНИЗАЦИЯ
РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОО»

ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности
контингента слушателей, и формы проводимых занятий. Отбор
материала для всех программ родительского образования подчинен нескольким основным принципам:

1. Родительское образование должно базироваться на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, обладающих несомненной знаниевой ценностью для образования родителей.

2. Материал, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей-дошкольников.

3. Учебные занятия с родителями должны соответствовать образовательным целям определенного раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач.

4. Одним из главных принципов родительского образования должен стать принцип вариативности[1]*.

ФОРМЫ И ВИДЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Успешное проведение родительского собрания строится
на нескольких позициях:

  • уважать права родителей;
  • искренне выражать чувства, уметь управлять ими;
  • внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей;
  • предоставлять возможность родителям рассказывать о возникающих трудностях в воспитании ребёнка, при этом быть уверенным, что тебя услышат и квалифицированно помогут;
  • не торопиться с выводами и рекомендациями, а стремиться к пониманию и совместному решению проблем.

Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Родительские собрания можно разделить на несколько видов: общее, групповые, собрания с привлечением педагогов ДОО. Общие собрания проводятся обычно реже, чем групповые, раз-два в год, и то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами и нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями, задачами и итогами работы дошкольного образовательного учреждения. Групповые родительские собрания организуются несколько раз в год. На них обсуждаются важнейшие задачи воспитательно-образовательного процесса в данной группе, проводится планирование воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного сотрудничества родителей и воспитателей, подводятся итоги выполненной работы.

Главное назначение родительских собраний – обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации
семейного воспитания. Но при этом не следует забывать о
требованиях к проведению собраний:

  • Оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
  • Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
  • Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
  • Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.

По содержанию родительские собрания могут быть:

 организационные – это собрания с традиционной повесткой дня, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет;

 тематические – это собрания, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся класса;

 итоговые – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время.

По форме собрания могут быть самые разнообразные:

1. Конференция.

2. Деловая игра.

3. Семинар.

4. Диспут.

5. Консультация.

6. День открытых дверей.

7. Дискуссия.

8. Лекция-семинар.

9. Аукцион.

10. Читательская конференция.

11. Педагогическая лаборатория.

12. Душевный разговор.

13. Мастер-класс.

14. Ток-шоу.  

15. Педагогический капустник.

16. Педагогический консилиум.

17. Педагогический ринг.

18. Психологический тренинг и др.

Конференция

При подготовке к конференции привлекаются родители, обладающие достаточной теоретической подготовкой, специалисты различного профиля. В ходе конференции идет ознакомление с опытом этих родителей по выстраиванию эффективных взаимоотношений с детьми. Это может быть конференция по обмену опытом в вопросах воспитания детей, а может быть
и конференция отцов, на которой можно обсудить роль отца
в воспитании детей и рассмотреть примеры положительного взаимодействия отцов с детьми. Обычно в такой форме эффективно проходят общие собрания. Для групповых собраний могут быть интересны такие темы: «Что является в вашей семье средством поощрения и наказания?», «Режим дня», «Семейные традиции».

Деловая игра

При проведении деловой игры можно решать различные проблемы. Например, обсудить, каким должен быть современный выпускник детского сада и что для этого должны сделать родители и педколлектив. Методика проведения деловых игр достаточно проста: присутствующие родители и педагоги делятся на группы, в том числе должна быть предусмотрена группа экспертов. Перед ними ставится некая проблема, и группы ищут эффективные пути решения этой проблемы. В рамках деловой игры хорошо проходят тренинги родителей по развитию способностей решать различного рода конфликтные ситуации. В этом случае полезно подбирать ситуации из жизни, решение которых помогло бы родителям приобрести личностный опыт. При этом выявляются «пробелы» в опыте родителей не только педагогические, но и правовые. Своевременное выявление таких пробелов позволит выстроить в дальнейшем программу просвещения родителей.

Семинар

Эта форма предполагает обсуждение актуальной темы
с привлечением компетентных специалистов. В данном случае важно не навязывать родителям каких-то «правильных» мнений, а постараться рассмотреть спектр мнений по затронутым вопросам. Основным достоинством таких собраний является развитие коммуникативных навыков у родителей, особенно у пассивной части. При проведении семинаров важно «не задавить» родителей авторитарностью, дать возможность им высказаться. Интересны родительские собрания, в ходе которых для активизации родителей педагог вовлекает их в дискуссии разного плана,
например: «Хвалить ребенка вредно или полезно?», «Что в ДОУ важнее: образование или  воспитание детей?» и т. п.

Диспут

Подготовка диспута, конечно, требует определенного мастерства от воспитателя. При проведении собраний, на которых родители могут свободно высказаться, воспитатель сможет выявить не только ценностные ориентации родителей, но и их стиль воспитания.

Консультация

Собрание в такой форме можно проводить как на базе одной группы, так и на общем. При этом собрание целесообразно
начать с небольшого выступления одного из воспитателей-методистов, который даст общую информацию по теме консультации (образовательной или воспитательной), и затем родители расходятся по разным группам, в которых их ожидают педагоги ДОУ (это могут быть учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог). Родители, переходя от одного педагога к другому, имеют возможность задать интересующие их
вопросы о своем ребенке, получить квалифицированную консультацию. Родители, ожидающие своей очереди к педагогу, могут просмотреть выставки рисунков, познакомиться с творческими работами детей, с газетами для родителей.

День открытых дверей

Родители могут посетить подготовленные для них открытые занятия, концерты, театрализованные представления, а потом принять участие в их обсуждении. Ценность таких собраний в том, что родители могут увидеть своего ребенка в деятельности, которую обычно не могут наблюдать. Тем самым они получают бесценный опыт сравнения ребенка с ним же самим, только в разных ситуациях (в детском саду и дома). После собрания можно получить дополнительную консультацию по интересующей проблеме.

Дискуссия

Это публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, важной и неоднозначной по подходу и толкованию, целью такого обсуждения является выяснение и сопоставление различных точек зрения; поиск, выявление истинного мнения, правильного решения.

Стратегия проведения родительских собраний с использованием дискуссии предполагает следующее:

  • Личность воспитателя выступает как ведущий элемент,
    но при этом он является не только провозвестником знаний,
    но и помощником в становлении позиции родителей.
  • Изменяется характер управления, воздействия на родителей. Позиция авторитарной власти утрачивается, и устанавливается позиция демократического взаимодействия, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к инициативе родителей, к становлению их собственной позиции в воспитании ребенка.
  • Изменяется и позиция родителей, которые переориентируются с позиции слушателя на позицию активного участника воспитательного процесса.
  • Формируются новый диалогический стиль коммуникабельной и интеллектуальной деятельности, новые способы социальных и межличностных взаимодействий.
  • Отвергаются бесполезные знания ради знаний, на первое место выходят деятельность и личность.

Лекция-семинар

Для проведения собрания в форме лекции-семинара необходимо определить его тему и ведущего. Ведущими собрания могут быть воспитатель, родители, приглашенные специалисты.

Аукцион

Родительское собрание проходит в форме предложения полезных советов по выбранной теме.

Читательская конференция

За две недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, а уже на собрании воспитатель просит родителей прокомментировать то или иное высказывание, затем
освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Наиболее удачный совет, цитату, ответ на вопрос воспитатель помещает на стенд «Копилка родительских советов». Тему собрания можно выбрать с учетом возрастных особенностей группы, пожеланий родителей или интересующую всех.

Педагогическая лаборатория

Такие собрания проводятся в начале и в конце года. В начале года воспитатели и родители обсуждают программы воспитания и обучения, обговаривают участие родителей в различных мероприятиях.

Душевный разговор

Это собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь
на тех, чьи дети имеют общие проблемы – агрессивное поведение, неумение общаться со сверстниками; если ребенок – левша; если он плохо справляется с развивающими заданиями и т. п.

Воспитатель за несколько дней до собрания предупреждает родителей о встрече и просит подготовиться к обсуждению той или иной проблемы. Он читает о проблеме соответствующую литературу, готовится выслушать вопросы родителей и ответить на них.

Мастер-класс

Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер-класс может быть как теоретическим, так и практическим.

Ток-шоу

Собрание в форме ток-шоу подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы
и возможных путей ее решения. На ток-шоу выступают воспитатель, родители, можно пригласить различных специалистов.
У родителей может быть сходное мнение по обсуждаемому вопросу, но воспитатель предлагает рассматривать проблему, учитывая разные точки зрения и аргументируя их.

Педагогический капустник

Это не собрание как таковое, а мероприятие, объединяющее воспитателей, детей, родителей. Может проходить как веселый концерт.

Педагогический консилиум

Это собрание, на котором обсуждаются проблемы воспитания и образования для того, чтобы выбрать наиболее подходящие методики, игры, занятия в соответствии с разным возрастом детей.

На это собрание следует пригласить методиста, специалистов, работающих в ДОО.

Педагогический ринг

Это столкновение мнений детей и родителей, каким быть ученику, каким быть родителю и т. д.

Психологический тренинг

Основное отличие тренинга от традиционных форм родительских собраний (лекций, семинаров) состоит в его практической направленности и активности каждого из участников. Присутствующие не только знакомятся с полезной для себя информацией, но и учатся применять полученные знания на практике.

Таким образом, отличительными особенностями психологического тренинга являются:

– практическая направленность;

– активность участников;

– лёгкость усвоения материала.


[1]* Зебзеева В. А. Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.
orenipk.ru/rmo_2009/rmo-dou-2008/dou_vzaimod.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей / Родительские собрания

Для вас, родители!   Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласова...

Консультация для воспитателей "Родительское собрание - одна из форм работы семьи и детского сада"

Консультация для воспитателей !Родительское собрание - одна из форм работы семьи и детского сада"...

Вопросы и темы консультаций, тематика бесед родительских собраний

Вопросы и темы консультаций, тематика бесед родительских собраний...

Консультация для педагогов «Родительское собрание «Чаепитие» в нетрадиционной форме общения с родителями воспитанников

Шалва Александрович Амонашвили — советский, грузинский и российский педагог-новатор и психолог, утверждает: «Каждый воспитатель должен постоянно самосовершенствоваться. Обучая друг...

Консультация для педагогов "Родительские собрания"

Консультация для педагогов "Родительские собрания"( традиционной и нетрадиционной формы)...

Консультация для педагогов "Родительское собрание в режиме онлайн"

Советы воспитателям, как организовать и провести родительское собрание в режиме онлайн...

Адаптация детей раннего возраста к условия ДОУ. Консультация психолога на родительском собрании

Выступление педагога-психолога в ДОУ в группе раннего возраста на родительском собрании...