Проект «Скоро в школу» (подготовительная группа)
проект (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 « Детский сад общеразвивающего вида №44 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Сибирячок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Скоро в школу»

 

                                                                                (подготовительная группа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы проекта:  Зверькова О.В.

Чубаева В.В.

 

 

 

 

 

 

 

2017-2018 уч. год.

 

Содержание:

 

1. Паспорт проекта

2. Актуальность  проекта  и анализ исходного состояния проблемы

3. Сроки и этапы реализации проекта

4. Ожидаемые результаты

5. Промежуточные результаты

6. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт проекта.

 

Тема:

«Скоро в школу»

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели подготовительной группы,  родители, учитель - логопед,  педагог - психолог.

Вид проекта:

Долгосрочный.

Тип проекта:

 Познавательно - творческий

Сроки реализации проекта:

Сентябрь 2017 г. – май 2018 г.

Разработчики:

 Воспитатель высшей категории ЧубаеваВ.В.

 Воспитатель Зверькова О.В.

База реализации проекта:

МБДОУ «Детский сад № 44 «Сибирячок», город Ачинск, Красноярский край.

Формы организации деятельности:

1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми.

2. Совместная деятельность ребенка со взрослыми.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Интерактивная  работа с родителями.

Цель:

 Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС.

 

Задачи:

 -формирование положительной учебной мотивации;

- формировать представления детей о школе и её значении;

-воспитывать культуру общения и культуры поведения в общественных местах;

-развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);

-развитие творчески активной личности, развитию навыков общения, работы в коллективе;

-систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе.

-воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей.

- активизировать словарный запас, развивать выразительностью речи, средствами вербального и невербального общения;

- повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки

- предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой; психо -эмоционального развития ребенка и коррекции речевых нарушений.

 

Предполагаемый результат:

- Сформированность у детей старшего дошкольного возраста «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;

- Накопление большого багажа знаний о школе;

- Снижение  тревожности у детей связанной со школьным обучением;

- Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;

- Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.

-  У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения.

- Подготовка  руки к письму;

- Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.

 

 

 

 

 

Актуальность.

 

Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.

Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным  длительным  занятиям  проходит  гладко. Такой ребенок  спокойно  и  без  капризов  ходил  в  детский сад,  и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры.  Поэтому  надо  хорошо  понимать  готов ли  ребенок пойти  в  школу.  Быть  готовым  к  школе – это не  значит уметь  писать  и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!

Отношение  ребенка  к  школе  формируется  до  того,  как  он  в  нее  пойдет.  И здесь важную роль  играет информация  о  школе  и  способ  ее  подачи  со стороны родителей и воспитателей детского сада. Родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная  причина  ошибок  родителей  при  подготовке  детей  к  школе — недостаточный уровень образовательной культуры семьи.

Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре. Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.

Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?

Проект «Скоро в школу»  разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы реализации проекта.

 

I Этап. (Сентябрь 2017г.)

Подготовительный

Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.

II Этап (Октябрь 2017г – апрель 2018г.)

Основной

Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.

 III Этап (Май 2018г.)

Итоговый

Цель: подведение итогов реализации проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Этап. (Сентябрь 2017г.)

Подготовительный

Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.

 

- Проведения мониторинга  состояния речевого развития, мотивации к школьному обучению.

Определение школьной зрелости и факторов риска школьной дезадаптации. (Тест Керна-Йерасека, методика С.Д.Забрамная). Октябрь, апрель.

 - Участие в ПМПк Доу выявление детей  с низкой мотивационной готовностью к школе.

- Работа по составлению и оформлению совместной документации педагога – психолога, учителя-логопеда и воспитателей «Журнал взаимодействия специалистов».

 

- Подбор методического материала для составления перспективных планов работы с детьми и родителями;

- подбор методик, справочной литературы по подготовке детей к школе;

- подготовка  необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);

- анкетирование родителей.

- Консультация для  родителей  «Совместная деятельность семьи и педагогов ДОУ по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»

 

 

 

 

 

 

 

II Этап (Октябрь 2017г. – январь 2018г.)

Основной

Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.

- определение уровня психологической готовности детей к школе;

- укрепление материально- технической базы в ДОО и построение соответствующей развивающей среды;

беседы с детьми;

- индивидуальные консультации-практикумы для родителей;

развивающая  работа с детьми, испытывающими временные трудности в развитии основных познавательных  процессов;

- развивающая  работа, направленная на личностное развитие ребёнка (мотивационная готовность к школе,  развитие умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новой социальной ситуации);

- встреча с учителями начальных классов;

- родительские собрания;

- изготовление памяток, рекомендаций для родителей и педагогов;

- показательные занятия для воспитателей и учителей начальных классов  с последующим анализом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III Этап (Май 2018г.)

Итоговый

                              Цель: подведение итогов реализации проекта.

 

   Завершающий этап включает в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

Включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:

  - оценка эффективности реализации проекта;

   - определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;

  - Проводя работу по  проекту «Скоро в школу» в период с 2017-2018 годы можно сделать следующие выводы:

  -  Проект «Скоро в школу» хорошо сочетается с программой обучения и воспитания детей в МБДОУ;

  - данный проект помогает научиться работать в команде, вырабатывая алгоритм действий достижения поставленной цели;

  - взаимодействие с семьёй позволило добиться хороших результатов в подготовке детей к обучению в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                

 

Сроки выполнения

 

 

Название мероприятий

 

Ответственные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

 

 

-Словесные и дидактические игры школьной тематики. «Домино «Первоклассник»,  «Дроби»

- Игра - путешествие «Путь от дома до школы»

- Беседа о школе.

- Чтение и рассказывание стихотворений о школе.

- «Что такое школа» Автор: Л.А. Арсенова M. Зощенко «Пора вставать!»

- Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов.

- Слушание детских песен

"Буквы и слова" Слова: Ольга Безымянная Музыка: Игорь Римденок

«Дважды два - четыре» Слова: М. Пляцковский  Музыка: В. Шаинский

- Практикум для родителей «Каким я представляю своего ребёнка в школе»

- Памятка для родителей будущих первоклассников «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет»

- Анкетирование родителей  «Ваш ребёнок скоро станет школьником».

Пополнение картотеки игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: учить детей распознавать эмоции по мимике и интонации; изображать эти эмоции  используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей.

- Консультация «Леворукий ребёнок»

- Экскурсия в школу  (презентация)

 

Воспитатели группы

Зверькова О.В.

Чубаева В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог – психолог.

 

Педагог – психолог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ноябрь

 Индивидуальная коррекционная и развивающая деятельность  по развитию познавательной сферы  детей старшего дошкольного возраста;

 Групповая  коррекционно - развивающая деятельность по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста:

 

- Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности»

- Лото «Школьные принадлежности. Дидактические  игры «Собери портфель», «Расшифруй  слова»

- Беседа о правилах поведения в школе

- НОД «Школьные принадлежности»

- Чтение стихотворений про 1 класс «Слово о моей учительнице»

 - Чтение А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы». Виктор Голявкин « Карусель в голове»

- Аппликация «Школьные принадлежности»

- Слушание  песни «Первый раз в первый класс» Слова и музыка Сергея Ярушина

- Советы педагога-психолога родителям « Скоро в школу» 

- Памятка родителям будущих первоклассников - «Особенности психологии старших дошкольников»

 

-  Игры  на развитие коммуникации: социально-личностного развития.

Учитель  - логопед « Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма».

 

 

 

Педагог – психолог.

 

 

Педагог – психолог.

 

 

Воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учитель – логопед.

 

 

 

 

декабрь

 

- НОД по обучению грамоте «Волшебный цветок».

- Чтение «Три звонка» Автор: Агния Барто

- Знакомство с пословицами и поговорками об учении.

- Вечер загадок «Скоро в школу».

- Аппликация «Школа»

- Дидактические игры «Читаем по буквам», «Кубики для всех», «Забавные истории»

- Чтение стихотворений  о школьных принадлежностях О. Дриз «Когда человеку шесть»

- Беседа о прочитанном Ю. Вийра «Дедушкины валенки».

- Конструирование «Здание школы»

- Слушание  песни «Первоклашка» Слова: Юрий Энтин. Музыка: Владимир Шаинский.

- Консультация педагога – психолога «Внимание – один из важных психических процессов для развития личности ребенка. Как побороть рассеянность ».

 

 

Воспитатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог – психолог.

 

 

 

 

 

январь

 

- Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня

- Чтение и беседа по произведениям    Н. Носов «Незнайка учится» Л.Толстой «Филиппок»

 Виктор Голявкин « Моя работа»

- Слушание  песни «Наташка - первоклашка» Слова: Константин Ибряев  Музыка: Юрий Чичков

- Консультация «Режим дня будущего первоклассника»

- Просмотр мультфильмов на школьную тему.

 

 -Консультация ««Критерии готовности ребенка к школьному обучению"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

февраль

 

- Консультация «Готовим руку к письму»

 

- Дидактические игры «Сложи узор», «Читаем предложения», «Числовые домики»

- Составление рассказа по картине «В школу»

- Родительские собрания с участием педагога-психолога с обсуждением причин возникновения трудностей в период адаптации детей к школе, роли семьи в преодолении этих трудностей;

 - Подготовлены рекомендации и памятки по развитию и воспитанию детей.

- Беседы: «Мы будущие первоклассники», «Что получится, то и получится»

- «Папа, мама, я - спортивная семья»

 

- Интегрированная деятельность «В поисках улыбки»

Цель: выявление уровня сформированности интеллектуальной и эмоционально-волевой  сферы готовности ребенка к школе.

 

- Час загадок и ребусов о школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог – психолог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

март

 

- Дидактические игры «Расшифруй слова», «Цепочка слов».

- Беседа «Каким ты представляешь себя в школе»

- Чтение рассказов К. Драгунская «Когда я была маленькая» М. Зощенко. «Не надо врать»

- Рисование «Портрет мамочки» «Цветы для бабушки»

 

- Слушание и пение музыкальных произведений о маме. Аудизапись «Нам в первый класс» слова: Яков Серпин Музыка: Томас Корганов

- Консультация для родителей Что значит «Быть готовым к школе»?

-Шесть правил адаптации ребенка к школе.

- « Игры для развития речи»

 

- Круглый стол с показом деятельности

 «Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации стандартов образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

апрель

 

- Дидактические игры лото «Считаем и читаем», « Составляем предложение»

- Заучивание стихотворения  «Что ждет меня в школе?» Автор: В. Моруга

- Слушание аудиозаписи ««Здравствуй первый класс!» Слова: Владимир Степанов Музыка: Станислав Стемпневский

- Консультация для  родителей будущего первоклассника

"Психологическая готовность к школьному обучению"

- Советы педагога - психолога «Кризис 7 лет и как с ним справиться»

- Родителям на заметку «Комната первоклассника»

- Работа в тетради по ФЭМП

- Вечер (скороговорки и пословицы о цифрах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог – психолог.

 

 

 

 

 

 

Май

 

- Дидактические игры «Готов ли ты к школе», «Читаем по буквам.

- Чтение  рассказа Автор: В.Кодрян «В школу»

- Заучивание стихотворений: Агния Барто «Маленькая школьница» Сергей Махотин «Вот папа дает!»

- Аппликация «Моя школьная форма»

- Рисование «Школьный  ранец»

- Слушание и пение «На урок» музыка  и слова В. Топильницкого

- Родительское собрание. «Ребенок на пороге школы. Идём в школу с радостью».

 - Оформление фото альбома, презентации  о проделанной работе по проекту. 

- Итоговое мероприятие «Выпускной утренник».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 « Детский сад общеразвивающего вида №44 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Сибирячок»

Проект «Скоро в школу»

                                                                                (подготовительная группа)

Авторы проекта:  Зверькова О.В.

Чубаева В.В.

2017-2018 уч. год.

Содержание:

1. Паспорт проекта

2. Актуальность  проекта  и анализ исходного состояния проблемы

3. Сроки и этапы реализации проекта

4. Ожидаемые результаты

5. Промежуточные результаты

6. Литература

Паспорт проекта.

Тема:

«Скоро в школу»

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели подготовительной группы,  родители, учитель - логопед,  педагог - психолог.

Вид проекта:

Долгосрочный.

Тип проекта:

 Познавательно - творческий

Сроки реализации проекта:

Сентябрь 2017 г. – май 2018 г.

Разработчики:

 Воспитатель высшей категории ЧубаеваВ.В.

 Воспитатель Зверькова О.В.

База реализации проекта:

МБДОУ «Детский сад № 44 «Сибирячок», город Ачинск, Красноярский край.

Формы организации деятельности:

1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми.

2. Совместная деятельность ребенка со взрослыми.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Интерактивная  работа с родителями.

Цель:

 Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС.

Задачи:

 -формирование положительной учебной мотивации;

- формировать представления детей о школе и её значении;

-воспитывать культуру общения и культуры поведения в общественных местах;

-развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);

-развитие творчески активной личности, развитию навыков общения, работы в коллективе;

-систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе.

-воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей.

- активизировать словарный запас, развивать выразительностью речи, средствами вербального и невербального общения;

- повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки

- предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой; психо -эмоционального развития ребенка и коррекции речевых нарушений.

Предполагаемый результат:

- Сформированность у детей старшего дошкольного возраста «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;

- Накопление большого багажа знаний о школе;

- Снижение  тревожности у детей связанной со школьным обучением;

- Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;

- Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.

-  У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения.

- Подготовка  руки к письму;

- Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.

Актуальность.

Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.

Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным  длительным  занятиям  проходит  гладко. Такой ребенок  спокойно  и  без  капризов  ходил  в  детский сад,  и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры.  Поэтому  надо  хорошо  понимать  готов ли  ребенок пойти  в  школу.  Быть  готовым  к  школе – это не  значит уметь  писать  и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!

Отношение  ребенка  к  школе  формируется  до  того,  как  он  в  нее  пойдет.  И здесь важную роль  играет информация  о  школе  и  способ  ее  подачи  со стороны родителей и воспитателей детского сада. Родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная  причина  ошибок  родителей  при  подготовке  детей  к  школе — недостаточный уровень образовательной культуры семьи.

Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре. Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.

Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?

Проект «Скоро в школу»  разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Этапы реализации проекта.

I Этап. (Сентябрь 2017г.)

Подготовительный

Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.

II Этап (Октябрь 2017г – апрель 2018г.)

Основной

Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.

 III Этап (Май 2018г.)

Итоговый

Цель: подведение итогов реализации проекта.

I Этап. (Сентябрь 2017г.)

Подготовительный

Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.

- Проведения мониторинга  состояния речевого развития, мотивации к школьному обучению.

Определение школьной зрелости и факторов риска школьной дезадаптации. (Тест Керна-Йерасека, методика С.Д.Забрамная). Октябрь, апрель.

 - Участие в ПМПк Доу выявление детей  с низкой мотивационной готовностью к школе.

- Работа по составлению и оформлению совместной документации педагога – психолога, учителя-логопеда и воспитателей «Журнал взаимодействия специалистов».

- Подбор методического материала для составления перспективных планов работы с детьми и родителями;

- подбор методик, справочной литературы по подготовке детей к школе;

- подготовка  необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);

- анкетирование родителей.

- Консультация для  родителей  «Совместная деятельность семьи и педагогов ДОУ по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»

II Этап (Октябрь 2017г. – январь 2018г.)

Основной

Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.

- определение уровня психологической готовности детей к школе;

- укрепление материально- технической базы в ДОО и построение соответствующей развивающей среды;

беседы с детьми;

- индивидуальные консультации-практикумы для родителей;

развивающая  работа с детьми, испытывающими временные трудности в развитии основных познавательных  процессов;

- развивающая  работа, направленная на личностное развитие ребёнка (мотивационная готовность к школе,  развитие умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новой социальной ситуации);

- встреча с учителями начальных классов;

- родительские собрания;

- изготовление памяток, рекомендаций для родителей и педагогов;

- показательные занятия для воспитателей и учителей начальных классов  с последующим анализом.

III Этап (Май 2018г.)

Итоговый

                              Цель: подведение итогов реализации проекта.

   Завершающий этап включает в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

Включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:

  - оценка эффективности реализации проекта;

   - определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;

  - Проводя работу по  проекту «Скоро в школу» в период с 2017-2018 годы можно сделать следующие выводы:

  -  Проект «Скоро в школу» хорошо сочетается с программой обучения и воспитания детей в МБДОУ;

  - данный проект помогает научиться работать в команде, вырабатывая алгоритм действий достижения поставленной цели;

  - взаимодействие с семьёй позволило добиться хороших результатов в подготовке детей к обучению в школе.

                                                                                                                                 

Сроки выполнения

Название мероприятий

Ответственные

Октябрь

-Словесные и дидактические игры школьной тематики. «Домино «Первоклассник»,  «Дроби»

- Игра - путешествие «Путь от дома до школы»

- Беседа о школе.

- Чтение и рассказывание стихотворений о школе.

- «Что такое школа» Автор: Л.А. Арсенова M. Зощенко «Пора вставать!»

- Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов.

- Слушание детских песен

"Буквы и слова" Слова: Ольга Безымянная Музыка: Игорь Римденок

«Дважды два - четыре» Слова: М. Пляцковский  Музыка: В. Шаинский

- Практикум для родителей «Каким я представляю своего ребёнка в школе»

- Памятка для родителей будущих первоклассников «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет»

- Анкетирование родителей  «Ваш ребёнок скоро станет школьником».

Пополнение картотеки игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: учить детей распознавать эмоции по мимике и интонации; изображать эти эмоции  используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей.

- Консультация «Леворукий ребёнок»

- Экскурсия в школу  (презентация)

Воспитатели группы

Зверькова О.В.

Чубаева В.В.

Педагог – психолог.

Педагог – психолог.

ноябрь

 Индивидуальная коррекционная и развивающая деятельность  по развитию познавательной сферы  детей старшего дошкольного возраста;

 Групповая  коррекционно - развивающая деятельность по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста:

- Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности»

- Лото «Школьные принадлежности. Дидактические  игры «Собери портфель», «Расшифруй  слова»

- Беседа о правилах поведения в школе

- НОД «Школьные принадлежности»

- Чтение стихотворений про 1 класс «Слово о моей учительнице»

 - Чтение А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы». Виктор Голявкин « Карусель в голове»

- Аппликация «Школьные принадлежности»

- Слушание  песни «Первый раз в первый класс» Слова и музыка Сергея Ярушина

- Советы педагога-психолога родителям « Скоро в школу»  

- Памятка родителям будущих первоклассников - «Особенности психологии старших дошкольников»

-  Игры  на развитие коммуникации: социально-личностного развития.

Учитель  - логопед « Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма».

Педагог – психолог.

Педагог – психолог.

Воспитатели

учитель – логопед.

декабрь

- НОД по обучению грамоте «Волшебный цветок».

- Чтение «Три звонка» Автор: Агния Барто

- Знакомство с пословицами и поговорками об учении.

- Вечер загадок «Скоро в школу».

- Аппликация «Школа»

- Дидактические игры «Читаем по буквам», «Кубики для всех», «Забавные истории»

- Чтение стихотворений  о школьных принадлежностях О. Дриз «Когда человеку шесть»

- Беседа о прочитанном Ю. Вийра «Дедушкины валенки».

- Конструирование «Здание школы»

- Слушание  песни «Первоклашка» Слова: Юрий Энтин. Музыка: Владимир Шаинский.

- Консультация педагога – психолога «Внимание – один из важных психических процессов для развития личности ребенка. Как побороть рассеянность ».

Воспитатели.

Педагог – психолог.

январь

- Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня

- Чтение и беседа по произведениям    Н. Носов «Незнайка учится» Л.Толстой «Филиппок»

 Виктор Голявкин « Моя работа»

- Слушание  песни «Наташка - первоклашка» Слова: Константин Ибряев  Музыка: Юрий Чичков

- Консультация «Режим дня будущего первоклассника»

- Просмотр мультфильмов на школьную тему.

 -Консультация ««Критерии готовности ребенка к школьному обучению"

февраль

- Консультация «Готовим руку к письму»

- Дидактические игры «Сложи узор», «Читаем предложения», «Числовые домики»

- Составление рассказа по картине «В школу»

- Родительские собрания с участием педагога-психолога с обсуждением причин возникновения трудностей в период адаптации детей к школе, роли семьи в преодолении этих трудностей;

 - Подготовлены рекомендации и памятки по развитию и воспитанию детей.

- Беседы: «Мы будущие первоклассники», «Что получится, то и получится»

- «Папа, мама, я - спортивная семья»

- Интегрированная деятельность «В поисках улыбки»

Цель: выявление уровня сформированности интеллектуальной и эмоционально-волевой  сферы готовности ребенка к школе. 

- Час загадок и ребусов о школе.

Педагог – психолог.

март

- Дидактические игры «Расшифруй слова», «Цепочка слов».

- Беседа «Каким ты представляешь себя в школе»

- Чтение рассказов К. Драгунская «Когда я была маленькая» М. Зощенко. «Не надо врать»

- Рисование «Портрет мамочки» «Цветы для бабушки»

- Слушание и пение музыкальных произведений о маме. Аудизапись «Нам в первый класс» слова: Яков Серпин Музыка: Томас Корганов

- Консультация для родителей Что значит «Быть готовым к школе»?

-Шесть правил адаптации ребенка к школе.

- « Игры для развития речи»

- Круглый стол с показом деятельности

 «Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации стандартов образования»

апрель

- Дидактические игры лото «Считаем и читаем», « Составляем предложение»

- Заучивание стихотворения  «Что ждет меня в школе?» Автор: В. Моруга

- Слушание аудиозаписи ««Здравствуй первый класс!» Слова: Владимир Степанов Музыка: Станислав Стемпневский

- Консультация для  родителей будущего первоклассника

"Психологическая готовность к школьному обучению"

- Советы педагога - психолога «Кризис 7 лет и как с ним справиться»

- Родителям на заметку «Комната первоклассника»

- Работа в тетради по ФЭМП

- Вечер (скороговорки и пословицы о цифрах)

Педагог – психолог.

Май

- Дидактические игры «Готов ли ты к школе», «Читаем по буквам.

- Чтение  рассказа Автор: В.Кодрян «В школу»

- Заучивание стихотворений: Агния Барто «Маленькая школьница» Сергей Махотин «Вот папа дает!»

- Аппликация «Моя школьная форма»

- Рисование «Школьный  ранец»

- Слушание и пение «На урок» музыка  и слова В. Топильницкого

- Родительское собрание. «Ребенок на пороге школы. Идём в школу с радостью».

 - Оформление фото альбома, презентации  о проделанной работе по проекту.  

- Итоговое мероприятие «Выпускной утренник».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект (долгосрочный) Тема:«Скоро в школу!» Подготовительная группа "А"

Проект (долгосрочный)   Тема:«Скоро в школу!»   Подготовительная группа "А"...

Проект "Скоро в школу" (подготовительная к школе группа)

Цель:- Формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе.Задачи:1. Расширение знаний детей и родителей об обучении в школе.2. Развитие у детей «школьной зрелости».3...

Проект «Скоро в школу» (подготовительная группа)

Задачи проекта: познакомить детей со школой и профессией учителя;создать предметно-развивающую среду для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры); развивать свя...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СКОРО В ШКОЛУ» (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

laquo;Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться». (Л. Н. Венгер)Данный краткосрочный познавательно-творческ...

Игра – квест «Скоро в школу» (подготовительная к школе группа)

Цель: создание социальной ситуации развития для выявления уровня знаний детей и для  формирования у детей высокой мотивации готовности к школе посредством игровой  деятельности....

Проект «Скоро в школу» (подготовительная группа)

Одной из основных является интеллектуальная готовность ребёнка к школе. Она предполагает владение грамматическим строем речи и ее логическое оформление, способностью к конструированию и многое другое....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМП Тема: «Скоро в школу» (подготовительная логопедическая группа)

Конспект образовательной деятельности по    познавательному развитию ФЭМП. Тема: «Скоро в школу» (подготовительная логопедическая группа)....