" Развитие творческих способностей дошкольников в разных видах деятельности" ( из опыта работы)
материал (старшая группа)

Брыкова Елена Викторовна

Творческое начало заложено по природе в каждом человеке, очень важно,  как можно раньше приступить к его развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей дошкольников в разных видах деятельности».

( из опыта работы)

Подготовила:

 Воспитатель Брыкова Е.В.

 МБДОУ ДС№37 г. Кузнецка.

 

Творческое начало заложено по природе в каждом человеке, очень важно как можно раньше приступить к его развитию. В нашем детском саду развитию творческих способностей уделяется особое внимание. Одна из важнейших задач – создание благоприятной образовательной среды, оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческой активности дошкольников.

 ФГОС ДО в качестве приоритетных требований выдвигает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

В своей практической деятельности я стремлюсь реализовать данное требование. Почему я считаю важным развивать творческие способности ребенка?

Во-первых, определенный уровень творчества – это проявление психического здоровья. Творческий человек активен, его интерес к жизни многогранен и неисчерпаем.

Во-вторых, при творческом отношении к миру, многое усваивается не только легко, но и прочно.

 В-третьих, наше общество нуждается в активных, способных самостоятельно мыслить гражданах.

И в-четвертых, начинать заниматься этим должны педагоги именно детского сада, потому что делать это в школе уже поздно, так как любые виды способностей зарождаются именно в дошкольном возрасте.

Необходимо четко видеть перед собой задачи по достижению цели развития творческих способностей детей. Их я поставила три:

1. Создать условия для развития творческих способностей детей.

2. Сформировать знания, способы действия, позволяющие ребенку реализовать свой творческий замысел.

3. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, сформировать их психолого-педагогическую компетентность в области детского творчества.

Решение задачи по созданию условий для развития творческих способностей детей вижу через:

Создание развивающей предметно-пространственной среды, так как именно среда играет огромную роль в развитии творческих способностей ребенка. При создании среды, стремлюсь к тому, чтобы она не только способствовала совместной творческой деятельности детей и взрослого, но и являлась основой самостоятельного творчества каждого ребенка, обеспечивала бы право и свободу выбора на любимое занятие. Поэтому в зоне театрализованной деятельности предлагаю детям различные виды театров (пальчиковый, настольный, би-ба-бо, конусный и др.)

Развитию любознательности и исследовательского интереса способствует уголок ряжения, где дети используют различные костюмы, а также разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям.

Уголок изодеятельности  наполняю различными материалами: карандашами, фломастерами, восковыми карандашами, постелью, красками, различными видами бумаг, репродукциями картин, схемами рисования и т. д.

Обогащение дошкольников яркими впечатлениями считаю не менее важным условием,

Накоплению эмоционально-интеллектуального опыта способствует организация целенаправленной досуговой деятельности.

 Помимо традиционных мероприятий: День Знаний, Новый год, Международный женский день, День защитников Отечества, День Победы, каждую неделю для детей проводятся различные развлекательные мероприятия (викторины, просмотр познавательных презентаций, спортивные эстафеты, посиделки).

Праздники проводим не в виде отчетных концертов для родителей, а как игровые программы, чтобы доставить радость не только родителям, но и детям.

Активно принимаем участие в социально-значимых мероприятиях:

 «Спортивный день»«День пожилого человека»«День матери» « День города».

По возможности посещаем музеи (краеведческий музей города Кузнецка) участвуем в мероприятиях детского сада, города .  Задачу по формированию знаний, способов действий, позволяющих ребенку реализовать свой замысел, решаю через тщательный отбор наиболее эффективных форм организации обучения детей.

Обучение проходит в различных формах:

- на занятиях по художественно-эстетическому развитию (лепке, рисовании, аппликации);

- на занятиях по дополнительному образованию (« Юный художник»,

 « Топотушки»);

- в совместной деятельности по подготовки к праздникам и театрализованной деятельности;

- в форме индивидуального обучения.

Немаловажное значение отвожу мотивации задания.

Для того чтобы занятия были увлекательными и ребята заинтересовались в выполнении различных работ я использую различные приемы мотивации:

«Помоги игрушке» - ребенок выступает в роли помощника и защитника,

«Подарок маме»- такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для своих близких.

«Научи меня» - прием мотивации основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Для поддержания интереса детей к изодеятельности

широко использую нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные способы рисования  достаточно просты по технологии и напоминают игру: рисование свечой, восковыми мелками, ватной палочкой, тампонирование, кляксография,  граттаж, пальчиком, техника монотипия.

Во время работы с детьми поддерживаю проявления детской самостоятельности, инициативности, индивидуальности.

Считаю, что важно учесть и темперамент, и характер, и особенности психических функций, и даже настроение ребенка в день, когда предстоит работа.

Поэтому стараюсь установить доверительное отношение с каждым ребенком на начальном этапе работы, чтобы он видел мой интерес к нему, чувствовал, что его переживания находят живой искренний отклик.

Для поддержания инициативности вместе с детьми устраиваем и красиво оформляем выставки ( «Дары природы», «Символ нового года») , организуем концерты, театрализованные представления.

Достичь цели по развитию творческих способностей детей невозможно без вовлечения родителей в совместную творческую деятельность, формирование их психолого-педагогическую компетентности в области детского художественного творчества.

Известно, что первые шаги в мире прекрасного, ребенок делает в своей семье, «опираясь» на близких людей, на их ценностные ориентиры, а исследования Н. М. Лебедевой, М. С. Яницкого, говорят о том, что родители на современном этапе ориентируются в основном на такие ценности, как материальная обеспеченность, предприимчивость и мало обращают внимание на творчество.

 Поэтому, для повышения психолого-педагогической компетентности родителей в области детского художественного творчества,

повышения психолого-педагогической компетентности родителей

использую такие традиционные формы работы, как консультации («Как развивать воображение ребенка»«Виды театров»«Развивайте детское художественное творчество»), родительские собрания, круглые столы («Нетрадиционное рисование, как средство развития творческих способностей детей», просмотр открытых занятий).

А также привлекаю родителей к совместной творческой деятельности

через создание выставок («Новогоднее чудо»»«Осенняя фантазия»«Наши защитники»); выступление в праздниках ( «Новогодние приключения»«Сладкий подарок»); подготовке к участию в конкурсах.

 Детские работы приняли участие во многих городских  конкурсах изобразительного искусства, на которых были отмечены грамотами и дипломами«ПДД»«Символ нового года»«Мои ласковые руки».

 Дошкольники группы ежегодно принимают участие и становятся дипломантами в муниципальных творческих фестивалях « Маленькие звёздочки».