Доклад «Роль песочной терапии в развитии дошкольников в соответствии с ФГОС»
материал (младшая, средняя группа)

Доклад «Роль песочной терапии  в развитии дошкольников в соответствии с ФГОС»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_vosp._po_pesochnoy_terapii.docx70.84 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Роль песочной терапии
в развитии дошкольников
в соответствии с ФГОС»

Провели и подготовили :
Фахрадеева А.Л.воспитатель
Чараева В.В. воспитатель


Песочная терапия для детей

Песочная терапия – это уникальный способ общения с миром и с самим собой. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному. Он снимает внутреннее напряжение, повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Игра с песком помогает ребенку выразить то, что он сам пока не осознает, то, чего он сам пока не понимает.

Суть песочной терапии в предоставлении ребенку свободы самовыражения своих эмоций через творчество. Для этого используются специальная форма, песок, вода и набор миниатюрных фигурок. Поверхность деревянного подноса для песочной терапии обычно выкрашена в голубой цвет, имитируя тем самым при необходимости небо или воду, а фигурки – существующие в реальности и мифические объекты.Миниатюрные фигурки могут быть самым разнообразными: реальными и мифологическими, созданные человеком или природой. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует. При помощи этого несложного набора можно создать миниатюрную картину собственного мира.

Песочная терапияособенно эффективна в следующих случаях:

• сложности в психическом развитии ребенка

• конфликты во взаимоотношении со сверстниками и родителями

• застенчивость, робость и неуверенность в себе

• агрессивность

• страхи

• обидчивость и плаксивость

• тревожность

• излишняя впечатлительность, боязнь новых ситуаций, ситуационная истерия

• склонность к длительным переживаниям

Дополнительное преимущество песочной терапии состоит в том, что она вытесняет вербальную коммуникацию и обходит защиту ребенка. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимым при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

Песок - природный материал, он наполняет энергией и дает ощущение Творца любому человеку, взаимодействующему с ним.

Песок - очень податливый инструмент творчества, объекты из него можно легко изменять в любой момент без особого сожаления.

Песок — демократичный материал, он позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать.

Песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды.

Песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что самым положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма;

Песок и работа с ним требует времени, он обучает терпеливости.

Песочная терапия способствует развитию следующих навыков:

• Развитие творческих, созидающих возможностей личности;

• Формирование эмоционального равновесия и позитивного восприятия мира;

• Формирование позитивных коммуникативных моделей;

• Творческая коррекция проблемных ситуаций;

• Коррекция страхов, замкнутости, агрессивности;

• Повышение личностного потенциала ребёнка (уверенность, самостоятельность, ответственность);

• Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения);

• Развитие навыков речевого общения.

Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

«Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удаётся уменьшить невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при эмоциональных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут существенно ограничивать возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни. Для таких случаев при составлении программ комплексной коррекции используется метод игровой песочной терапии.

Сама структура песка состоит из мельчайших крупинок - символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка.

Песочная терапияохватывает все области«Речевое развитие»«Познавательное развитие»«Социально – коммуникативное развитие»«Художественно – эстетическое развитие»«Физическое развитие», познавательно – исследовательскую деятельность.

В нашем детском саду дети с удовольствием играют с песком. Капризныхэто успокаивает, агрессивные дети становятся спокойными, дружелюбными. У детей развивается мелкая моторика, мышление, воображение, проявляется интерес, любознательность.

Свойства песка дети изучали не только на прогулке, но и в лабораторных условиях, и в совместной деятельности воспитателя с детьми «Песок и глина - наши помощники»«Песчаный конус». Задачей опыта было выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду,выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Дети сделали вывод, (что вся вода ушла в песок, а у глины частички ближе друг к другу, и не пропускают воду).Совместная игра способствует лучшему взаимопониманию и приобретению нового опыта. Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками.

Таким образом, основной целью песочной терапии является повышение осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечение всесторонне гармоничное развитие личности, эмоциональный комфорт.

Работая с детьми с песком:«Здесь можно всё – строить из песка, копать и сыпать песок, наливать воду. Здесь нельзя только одно – бросать песок на пол. Посмотри! Это не простой песок, это пустыня. А ты волшебник и можешь превратить эту пустыню в волшебную страну, в которой тебе будет хорошо!» Дав инструкцию, взрослый может занять позицию активного зрителя – отвечать на вопросы ребёнка, сопереживать с ним развитие сюжета.

Важно не направлять действия малыша в данный момент времени, а дать полную свободу его фантазии. Если ребёнок застенчив, тревожен, не доверяет взрослому, лучше всего сесть в сторонке и наблюдать за ним незаметно. Это даёт ребёнку состояние покоя, уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой.

Когда игра закончена, попросить ребёнка рассказать или показать, что у него получилось. Если он отказывается, не следует настаивать.

Можно просто сказать, что вам понравилась песочная картинка.

Уже на первом сеансе можно узнать очень многое о ребенке:

• Состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одну деталь на другую и т. п.)

• Уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.)

• Уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы)

• Умение обобщать по темам игрушки

• Личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, навыки в общении со взрослыми, общее эмоциональное состояние)

• Уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику)

• Уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета)

• Эмоциональное развитие (как выражает свои эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость)

• Стиль семейных отношений (диалоги между героями)

• Уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки, восприятие формы, цвета, размера

• Устойчивость и распределение внимания, работоспособность

• Воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.)

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка.

Песок обладает замечательным свойством «Заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

В презентации освещен пример развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством песочной терапии...

«Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста»

Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку реально создавать картину мира, дает возможность строить свой личный мир, ощущая себя его творцом....

Методическая разработка "Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей".

Песочная терапия - одна из разновидностей игровой терапии....

Доклад «Роль песочной терапии в развитии дошкольников в соответствии с ФГОС»

Доклад «Роль песочной терапии  в развитии дошкольников  в соответствии с ФГОС»...

Роль песочной терапии в развитии дошкольников в соответствии с ФГОС

Песок становится своеобразным средством коммуникации для ребенка. Это чуть ли не первая игровая зона, в которой он учится играть самостоятельно. Мелкие крупицы притягивают, как магнит, ведь с ним...