презентация опыта " Народные театрализованные игры в развитии творческих способностей детей"
презентация

НАРОДНЫЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Почему в настоящее время эта тема так важна?

 

Актуальность       Новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, у ребёнка должны быть развиты творческие способности, т.е. он должен обладать:
развитым воображением;
инициативностью;
самостоятельностью;
любознательностью.
Музыкальный руководитель в детском саду, может помочь развить у каждого ребёнка необходимые качества, без которых дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Цель:

Формирование творческой личности дошкольника, развитие природных задатков, творческих способностей на основе народных театрализованных игр

Задачи:

- развивать творческое воображение

- проявления творческой активности;

- побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

- развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, способность к спонтанному творческому поведению.

- побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: музыкально – ритмические движения, ритмопластика, певческие импровизации, игра на детских музыкальных инструментах.

- создать предпосылки к формированию творческого мышления

Так что же такое творчество?

 Существует множество различных определений понятия творчества. Например, по мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение творчества: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью .Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности».

Можно, очевидно, сказать, что творчество – это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых (объективно или субъективно, т. е. неизвестных для этого человека) методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.

 Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе игровой деятельности. Творчество детей в театрально – игровой деятельности проявляется в трёх направлениях:

  1. Продуктивное (сочинение собственных сюжетов, или творческая интерпретация данного сюжета);
  2. Исполнительское (речевое, двигательное) – актерские способности;
  3. Оформительское (декорации, костюмы)

 

В своей образовательной деятельности для развития музыкально – творческих способностей детей я применяю  фольклорные  игры,  в основе которых лежит не только поэтическое слово, но и напевное интонирование. Игры дают творческий стимул к развитию ребенка,  помогают раскрытию, раскрепощению личности, проявлению её потенциальных способностей, инициативы.

Я активно использую следующие жанры фольклора :

-Прибаутки воспитывают в детях музыкальные и творческие навыки, необходимые для становления речи, тренировки памяти.

Для развития творческих способностей на знакомую прибаутку предлагаю детям придумать мелодию, прохлопать ритм, инсценировать сюжет.

 

 

-Частушки - небылицы развивают у детей чувство юмора, а также логическое мышление .

Частушки – это короткая, из двух или четырех строчек, песенка. Обычно на одну мелодию поется несколько частушек, следующих одна за другой. Недаром слово «частушка» произошло от слова часто. Частушки бывают шутливые, веселые, озорные. Их исполнение, я предлагаю детям сопровождать ритмичным притопыванием, звонкими выкриками.

Для развития музыкального творчества в этом жанре, можно использовать музыкальные инструменты - это улучшает эмоциональное исполнение частушек.

 

-Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы. Например: « Ехал Грека через реку»,

Но вернёмся к музыкальным скороговоркам. Что это такое? Это тексты, положенные на музыку, то есть песенки. Маленькие по размеру, но очень ёмкие по своим учебным задачам. Песенки эти способствуют развитию четкой артикуляции, четкой интонации, воспитывают метроритмическую свободу и образность исполнения.

Для развития музыкального творчества я предлагаю придумать мелодию на 2-3 звуках для известной ранее  скороговорки.

 

   

 Народные песни — самый массовый и популярный жанр фольклора.

 Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи.  Содержание русских народных песен  понятно детям. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей.

Детям очень нравится инсценирование песен, задача которых действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни — «Как у наших у ворот», «Пошла млада за водой», «Ой, вставала я ранешенько», «Дрёма» ,

«Земелюшка – чернозем», русская народная песня, обр. Е. Тиличеевой. Инсценировка песни: дети рвут цветы, плетут венки и т.д.;

«Ворон», русская народная прибаутка, обр. Е. Тиличеевой. Ворон играет на трубе, показывает свои красные сапожки;

«На горе-то калина», русская народная песня, в обработке Ю. Чичикова. Инсценировка песни: дети ломают калину, плетут венки …

Для развития творческих способностей я предлагаю детям следующее задание:

Дети, стоя в кругу, исполняют куплет и передают платочек или веточку по кругу. На припев ребенок, у которого  платочек оказался в руках  выходит в круг и заводит танец , а остальные повторяют за ним движения.

 

 Народные игры и хороводы

       Игра для ребенка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека.

      Главная особенность игры - её самодеятельный характер, именно здесь, как нигде, раскрывается и реализуется творческий потенциал ребенка.     Народные тексты особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

        Самые любимые игры для детей — те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх показывает быстроту движений, ловкость, сообразительность («Кот и воробьи»,«Лиска-лиса», «Солнышко» и др.)

Не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции и выдержки (например, игра «Заморожу», в которой дети принимают различные позы и не двигаются какие-то мгновения).

А есть игры, которые требуют от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации движений (например, игра «Корабль плывет»).

Дети любят играть, т. к. в игре прежде всего каждый ребенок может наиболее полно показать себя, самореализоваться.

Дошкольники с удовольствием играют в такие игры:

 «Море волнуется»

Цель игры: развить фантазию, творческие способности, умение быстро и нестандартно мыслить.

Содержание и правила игры. Ведущий, начинает напевать, в это время остальные игроки танцуют вокруг него.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская (сюда можно вставить другое прилагательное) фигура на месте замри!

Указание к проведению. Играющие замирают на месте, изобразив заданную фигуру. Ведущий ходит от игрока к игроку и угадывает какую фигуру они изобразили. Тот, кто не смог придумать фигуру, либо не смог в ней удержаться до прихода ведущего, сам становится ведущим.

На закрепление знаний детей о поступенном движении мелодии вверх и вниз можно использовать игру «Теремок» . Для её проведения понадобится игровое поле с изображением теремка с семи этажами поступенчато, фигурки зверей: мышка, лягушка, заяц, петушок, кошка, лиса, собака, птичка.

Музыкальный руководитель (поет):

Стоит в поле теремок, теремок, как красив он и высок, да высок.
По ступенькам мы идем, все идем. Свою песенку поем, да поем.
Приходите в теремок, в теремок, будем печь большой пирог, да пирог.

Персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу: “По ступенькам я иду...”, затем, стоя у входа в домик, поет вторую фразу: “В дом чудесный захожу!”, придумывая свой мотив, – и “заходит” в дом. Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи “зайдут” в дом, начинается постепенное движение вниз, в обратном порядке.

Персонаж спускается по ступенькам и поет: “По ступенькам вниз иду...”, затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: “Пo тропиночке уйду”, также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.

 

«Пройди в воротца»

Цель игры: Развивать чувство ритма, танцевальное творчество.

Содержание и правила игры. Перед началом игры выбираются 2 пары детей, которые будут «воротцами». Ведущий водит всех детей «восьмеркой» за собой (движение «ниточка с иголочкой») под песню «Золотые ворота». С окончанием музыки «воротца» закрываются и остается один ребенок, а остальные проходят, снова за ведущим, в эти воротца. Игра продолжается, пока не окажутся пойманными 4–5 детей. После того как будут они пойманы они танцуют под плясовую мелодию, а другие дети весело хлопают в ладоши.

Указание к проведению. При повторении игры выбираются другие пары детей для «воротцев».

 

 Игра на детских музыкальных инструментах

       В работе с детьми применяются народные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Обучаясь игре на ДМИ, у детей улучшается качество пения -  они чище поют, улучшается качество музыкально- ритмических движений -  дети четче воспроизводят ритм.

       Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок.

 

        Одно из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество - владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Для развития интереса к импровизации на музыкальных инструментах можно использовать игру «К нам гости пришли», изменив ее содержание. Можно предложить детям определить, кто к ним сейчас придет, и исполнить русскую народную мелодию «Заинька» в обработке Н.А. Римского-Корсакова. Если дети называют ее правильно, взрослый приносит другую игрушку и дети исполняют соответствующую ей музыку. Дети, особенно мальчики, любят играть на ложках, бубнах, барабанах, изображая, как скачет лошадка.

Для знакомства с инструментами можно использовать игру « Веселый кубик»:

На столике лежат музыкальные инструменты: бубен, барабан, маракасы, ложки, колокольчик, треугольник. Эти же инструменты изображены на гранях кубика. Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку друг другу со словами:

Все играет и поет, Кубик скажет, кто начнет!

Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и играет знакомую несложную мелодию. Остальные дети ему хлопают. Игра повторяется несколько раз.

       В своей работе с детьми мы применяем различные «шумелки», погремушки, ложки, трещотки, бубны, бубенцы, гусли, ксилофоны, металлофоны, коробочки, свистульки, рожки. А также инструменты-самоделки, которые мы изготавливаем совместно с детьми и родителями.

 

Календарные праздники и развлечения

Результатом нашей деятельности, как музыкального руководителя, является проведение календарных и фольклорных праздников в детском саду.

Русские календарные праздники - уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Яркость образов отвлекает детей от грустных мыслей, обид, создают эмоционально-благоприятную обстановку. Дошкольников веселит мягкий юмор потешек, успокаивает лирическая народная песня, вызывают смех частушки.

В нашем детском саду стало традицией проводить народные праздники. В народе говорят: «Всякая душа празднику рада».

 Праздник масленица проводим на улице с традиционным угощением блинами и чаем. Весенние праздники продолжают «Сороки» (прилёт птиц), «Встреча Весны», «Благовещенье», «Вербное воскресение». Не остаются без внимания и летние праздники: «В гости к берёзке» (Троица) и праздник Ивана Купала.

 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный фольклор играет чрезвычайно важную роль в  творческом развитии ребенка дошкольного возраста.

 Дети  развиваются через познания культурного наследия, чтобы быть способными его приумножать.

  Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизацией, включающей, помимо поиска в области игровых и танцевальных движений, в первую очередь, создание вариантов исполнения мелодии и игры, на доступных детям, народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.

    Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни.

 

 

Литература:

1.          Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством /Т. А. Бударина. –Санкт-Петербург: «Детство-Пресс»,2004.-226с.

 2.          Веретенников, И. И. Народное музыкальное творчество Белгородского края / И. И. Веретенников. — Белгород, 1996. — 216 с.

 3.          Жиров, М. С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. / М. С. Жиров.– Белгород, 2003–310 с.

4.          Лямина Л. А. Народные игры в детском саду. Творческий центр Сфера, Москва 2009.

5.          Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа Учебно-методическое пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998.-304с.

6.          Кичигин, В. П. Доброречье.- Белгород.,1992.-102с.

 7.          Тихонова, М. В. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада / М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова — Санкт Петербург: Детство-Пресс,2000.-200с.

8.          Усова, А. П. Знакомство с народным творчеством. — Москва,1998. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx36.93 КБ

Предварительный просмотр:

НАРОДНЫЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Почему в настоящее время эта тема так важна?

2 слайд

Актуальность       Новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, у ребёнка должны быть развиты творческие способности, т.е. он должен обладать:
развитым воображением;
инициативностью;
самостоятельностью;
любознательностью.
Музыкальный руководитель в детском саду, может помочь развить у каждого ребёнка необходимые качества, без которых дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Цель:

Формирование творческой личности дошкольника, развитие природных задатков, творческих способностей на основе народных театрализованных игр

Задачи:

- развивать творческое воображение

- проявления творческой активности;

- побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

- развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, способность к спонтанному творческому поведению.

- побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: музыкально – ритмические движения, ритмопластика, певческие импровизации, игра на детских музыкальных инструментах.

- создать предпосылки к формированию творческого мышления

3 слайд

Так что же такое творчество?

 Существует множество различных определений понятия творчества. Например, по мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение творчества: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью .Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности».

Можно, очевидно, сказать, что творчество – это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых (объективно или субъективно, т. е. неизвестных для этого человека) методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.

4 слайд

 Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе игровой деятельности. Творчество детей в театрально – игровой деятельности проявляется в трёх направлениях:

  1. Продуктивное (сочинение собственных сюжетов, или творческая интерпретация данного сюжета);
  2. Исполнительское (речевое, двигательное) – актерские способности;
  3. Оформительское (декорации, костюмы)

5 слайд

В своей образовательной деятельности для развития музыкально – творческих способностей детей я применяю  фольклорные  игры,  в основе которых лежит не только поэтическое слово, но и напевное интонирование. Игры дают творческий стимул к развитию ребенка,  помогают раскрытию, раскрепощению личности, проявлению её потенциальных способностей, инициативы.

6 слайд

Я активно использую следующие жанры фольклора :

-Прибаутки воспитывают в детях музыкальные и творческие навыки, необходимые для становления речи, тренировки памяти.

Для развития творческих способностей на знакомую прибаутку предлагаю детям придумать мелодию, прохлопать ритм, инсценировать сюжет.

7 слайд

-Частушки - небылицы развивают у детей чувство юмора, а также логическое мышление .

Частушки – это короткая, из двух или четырех строчек, песенка. Обычно на одну мелодию поется несколько частушек, следующих одна за другой. Недаром слово «частушка» произошло от слова часто. Частушки бывают шутливые, веселые, озорные. Их исполнение, я предлагаю детям сопровождать ритмичным притопыванием, звонкими выкриками.

Для развития музыкального творчества в этом жанре, можно использовать музыкальные инструменты - это улучшает эмоциональное исполнение частушек.

8 слайд

-Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы. Например: « Ехал Грека через реку»,

Но вернёмся к музыкальным скороговоркам. Что это такое? Это тексты, положенные на музыку, то есть песенки. Маленькие по размеру, но очень ёмкие по своим учебным задачам. Песенки эти способствуют развитию четкой артикуляции, четкой интонации, воспитывают метроритмическую свободу и образность исполнения.

Для развития музыкального творчества я предлагаю придумать мелодию на 2-3 звуках для известной ранее  скороговорки.

9 слайд

     

 Народные песни — самый массовый и популярный жанр фольклора.

 Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи.  Содержание русских народных песен  понятно детям. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей.

Детям очень нравится инсценирование песен, задача которых действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни — «Как у наших у ворот», «Пошла млада за водой», «Ой, вставала я ранешенько», «Дрёма» ,

«Земелюшка – чернозем», русская народная песня, обр. Е. Тиличеевой. Инсценировка песни: дети рвут цветы, плетут венки и т.д.;

«Ворон», русская народная прибаутка, обр. Е. Тиличеевой. Ворон играет на трубе, показывает свои красные сапожки;

«На горе-то калина», русская народная песня, в обработке Ю. Чичикова. Инсценировка песни: дети ломают калину, плетут венки …

Для развития творческих способностей я предлагаю детям следующее задание:

Дети, стоя в кругу, исполняют куплет и передают платочек или веточку по кругу. На припев ребенок, у которого  платочек оказался в руках  выходит в круг и заводит танец , а остальные повторяют за ним движения.

10 слайд Народные игры и хороводы

       Игра для ребенка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека.

      Главная особенность игры - её самодеятельный характер, именно здесь, как нигде, раскрывается и реализуется творческий потенциал ребенка.     Народные тексты особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

        Самые любимые игры для детей — те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх показывает быстроту движений, ловкость, сообразительность («Кот и воробьи»,«Лиска-лиса», «Солнышко» и др.)

Не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции и выдержки (например, игра «Заморожу», в которой дети принимают различные позы и не двигаются какие-то мгновения).

А есть игры, которые требуют от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации движений (например, игра «Корабль плывет»).

Дети любят играть, т. к. в игре прежде всего каждый ребенок может наиболее полно показать себя, самореализоваться.

Дошкольники с удовольствием играют в такие игры:

 «Море волнуется»

Цель игры: развить фантазию, творческие способности, умение быстро и нестандартно мыслить.

Содержание и правила игры. Ведущий, начинает напевать, в это время остальные игроки танцуют вокруг него.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская (сюда можно вставить другое прилагательное) фигура на месте замри!

Указание к проведению. Играющие замирают на месте, изобразив заданную фигуру. Ведущий ходит от игрока к игроку и угадывает какую фигуру они изобразили. Тот, кто не смог придумать фигуру, либо не смог в ней удержаться до прихода ведущего, сам становится ведущим.

На закрепление знаний детей о поступенном движении мелодии вверх и вниз можно использовать игру «Теремок» . Для её проведения понадобится игровое поле с изображением теремка с семи этажами поступенчато, фигурки зверей: мышка, лягушка, заяц, петушок, кошка, лиса, собака, птичка.

Музыкальный руководитель (поет):

Стоит в поле теремок, теремок, как красив он и высок, да высок.
По ступенькам мы идем, все идем. Свою песенку поем, да поем.
Приходите в теремок, в теремок, будем печь большой пирог, да пирог.

Персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу: “По ступенькам я иду...”, затем, стоя у входа в домик, поет вторую фразу: “В дом чудесный захожу!”, придумывая свой мотив, – и “заходит” в дом. Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи “зайдут” в дом, начинается постепенное движение вниз, в обратном порядке.

Персонаж спускается по ступенькам и поет: “По ступенькам вниз иду...”, затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: “Пo тропиночке уйду”, также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.

«Пройди в воротца»

Цель игры: Развивать чувство ритма, танцевальное творчество.

Содержание и правила игры. Перед началом игры выбираются 2 пары детей, которые будут «воротцами». Ведущий водит всех детей «восьмеркой» за собой (движение «ниточка с иголочкой») под песню «Золотые ворота». С окончанием музыки «воротца» закрываются и остается один ребенок, а остальные проходят, снова за ведущим, в эти воротца. Игра продолжается, пока не окажутся пойманными 4–5 детей. После того как будут они пойманы они танцуют под плясовую мелодию, а другие дети весело хлопают в ладоши.

Указание к проведению. При повторении игры выбираются другие пары детей для «воротцев».

11  слайд Игра на детских музыкальных инструментах

       В работе с детьми применяются народные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Обучаясь игре на ДМИ, у детей улучшается качество пения -  они чище поют, улучшается качество музыкально- ритмических движений -  дети четче воспроизводят ритм.

       Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок.

        Одно из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество - владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Для развития интереса к импровизации на музыкальных инструментах можно использовать игру «К нам гости пришли», изменив ее содержание. Можно предложить детям определить, кто к ним сейчас придет, и исполнить русскую народную мелодию «Заинька» в обработке Н.А. Римского-Корсакова. Если дети называют ее правильно, взрослый приносит другую игрушку и дети исполняют соответствующую ей музыку. Дети, особенно мальчики, любят играть на ложках, бубнах, барабанах, изображая, как скачет лошадка.

Для знакомства с инструментами можно использовать игру « Веселый кубик»:

На столике лежат музыкальные инструменты: бубен, барабан, маракасы, ложки, колокольчик, треугольник. Эти же инструменты изображены на гранях кубика. Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку друг другу со словами:

Все играет и поет, Кубик скажет, кто начнет!

Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и играет знакомую несложную мелодию. Остальные дети ему хлопают. Игра повторяется несколько раз.

       В своей работе с детьми мы применяем различные «шумелки», погремушки, ложки, трещотки, бубны, бубенцы, гусли, ксилофоны, металлофоны, коробочки, свистульки, рожки. А также инструменты-самоделки, которые мы изготавливаем совместно с детьми и родителями.

12 слайд Календарные праздники и развлечения

Результатом нашей деятельности, как музыкального руководителя, является проведение календарных и фольклорных праздников в детском саду.

Русские календарные праздники - уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Яркость образов отвлекает детей от грустных мыслей, обид, создают эмоционально-благоприятную обстановку. Дошкольников веселит мягкий юмор потешек, успокаивает лирическая народная песня, вызывают смех частушки.

В нашем детском саду стало традицией проводить народные праздники. В народе говорят: «Всякая душа празднику рада».

 Праздник масленица проводим на улице с традиционным угощением блинами и чаем. Весенние праздники продолжают «Сороки» (прилёт птиц), «Встреча Весны», «Благовещенье», «Вербное воскресение». Не остаются без внимания и летние праздники: «В гости к берёзке» (Троица) и праздник Ивана Купала.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный фольклор играет чрезвычайно важную роль в  творческом развитии ребенка дошкольного возраста.

 Дети  развиваются через познания культурного наследия, чтобы быть способными его приумножать.

  Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизацией, включающей, помимо поиска в области игровых и танцевальных движений, в первую очередь, создание вариантов исполнения мелодии и игры, на доступных детям, народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.

    Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни.

Литература:  

1.          Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством /Т. А. Бударина. –Санкт-Петербург: «Детство-Пресс»,2004.-226с.

 2.          Веретенников, И. И. Народное музыкальное творчество Белгородского края / И. И. Веретенников. — Белгород, 1996. — 216 с.

 3.          Жиров, М. С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. / М. С. Жиров.– Белгород, 2003–310 с.

4.          Лямина Л. А. Народные игры в детском саду. Творческий центр Сфера, Москва 2009.

5.          Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа Учебно-методическое пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998.-304с.

6.          Кичигин, В. П. Доброречье.- Белгород.,1992.-102с.

 7.          Тихонова, М. В. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада / М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова — Санкт Петербург: Детство-Пресс,2000.-200с.

8.          Усова, А. П. Знакомство с народным творчеством. — Москва,1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТемаОпыт работы: Роль театрализованных игр в развитии творческих способностей детей»

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способн...

Презентация «Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»

Наблюдая за детьми, за их играми, беседуя с ними, мы заметили, что наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Это неудивительно, ведь в своем окружении современные дети очень редко с...

Проект: Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр....

Театрализованные игры в развитии творческих способностей детей.

Влияние театрализованных игр на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

«Статья на тему: " Театрализованная игра в развитии творческих способностей дошкольников "»

Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольникасфер искусства. Театрализованная деятельность- это мостик, который помогает детям в их дальнейшую взрослую жизньи сформи...