Театрализованные игры в развитии творческих способностей детей.
статья (подготовительная группа)

Мидюгина Любовь Арсентьевна

Влияние театрализованных игр на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованные игры в развитие

творческих способностей дошкольников

       Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным и занимательным. Существует ряд игровых технологий, применяемых в дошкольных образовательных учреждениях.  

      Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.

      Одним из эффективных средств развития творческих способностей у дошкольников является применение технологий в форме театрализованных игр.

       Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.      

Для себя мы определили цель и следующие задачи, которые вы видите на слайде.

Цель: Развивать творческие способности детей средствами театрализованных игр.

Задачи:

- развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности

- совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа

- совершенствовать интонационную выразительность речи, диалогическую и монологическую форму речи

- совершенствовать познавательные процессы

- побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения индивидуально и коллективно

- воспитывать любознательность, целеустремленность

- поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях

      Начали свою работу с обогащения предметно-развивающей среды. Ни для кого не секрет, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Конечно, развивающая предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка.

     Для этого, у нас в группе оборудован центр театрализованной деятельности, в котором имеются различные виды театров: настольный, кукольный, теневой, пальчиковый, платочный театры, театры на магните, на фланелеграфе, маски, атрибуты для разных видов театра, костюмы, музыкальные инструменты, предметы для нанесения грима, «волшебные предметы»,  хранитель-талисман театрального уголка.

 Наблюдая за играми детей, мы сделали вывод, что им очень нравятся игры с настольным театром. Детям легче инсценировать хорошо известные сказки, рассказы или стихи, в которых большое место занимает диалог.

Мы заметили, что именно в сказках лучше всего представлен драматический конфликт, столкновение характеров, острые ситуации, эмоции, имеются короткие легко запоминающиеся диалоги, а язык простой и образный, поэтому драматизация народных сказок, несомненно, способствует развитию творческих способностей дошкольников. После ознакомления со сказками обычно мы проводим беседы, выясняем, чем понравилась сказка, какие моменты были наиболее интересными,  обсуждаем характеристики героев и т.д. Предлагаем пересказать сказку и участвовать в ее драматизации. Конечно, начинали с простых сказок «Репка», «Колобок», «Теремок», но затем предлагали инсценировать сказки собственного сочинения. Придумывание сказки и ее дальнейшая постановка – это одна из форм развития детского творчества в разных его проявлениях.

     Сейчас в дошкольных учреждениях часто бывают кукольные представления, они являются любимым развлечением детей. Наблюдая, за тем, как выступают артисты, дети любят подражать и приобретают опыт владения куклой. Дети с удовольствием озвучивают роли героев сказок кукольного театра. 

      В театрализованных играх у детей развивается интуиция, умение комбинировать образы, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Мы стараемся предоставлять детям возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, гримера, музыканта. Дети самостоятельно сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

        Можно сказать, что развитие творческих способностей проявляется в умении дошкольников объединять в игре разные события, которые произвели на них впечатления, включать в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.

       Несомненно, развитие творчества ребенка-дошкольника требует дифференцированного подхода к каждому ребенку. Очень важно не погасить стремления к творчеству, не давать готового образа для подражания, а побуждать ребенка к действию искренней заинтересованностью, внимательным чутким отношением к его индивидуальным проявлениям. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Мы учитываем индивидуальность каждого ребенка, стараемся увидеть в нем неповторимую личность. Предлагаем кому-нибудь рассказать сказку, а остальным - дополнить рассказ товарища, чтобы каждый ребенок мог проявить фантазию, придумать диалог, найти выразительные интонации, то есть пытаемся «разбудить» детское воображение.

       Данную деятельность стараемся интегрировать с музыкой, рисованием, аппликацией. Дети рисуют героев сказок, делают игрушки для настольного театра. Конечно же, изготовление бутафории, декораций, костюмов способствовало развитию изобразительного и технического творчества детей. Когда дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.

       Наши дети с желанием участвуют в различных мероприятиях: утренниках, праздниках, развлечениях и т.д. Мы учим детей свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками, в том числе предоставляли главные роли застенчивым детям, включаем в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечиваем активное участие каждого ребенка в спектаклях. Частые выступления перед зрителями способствуют реализации творческих и духовных сил, раскрепощению и повышению самооценки.

        Конечно, наша работа не была бы столь успешной без взаимодействия с семьями воспитанников. Поэтому, мы активно привлекаем их к совместной деятельности. Родители вместе с детьми делают куклы-игрушки для различных театров, разучивают с детьми роли предстоящего выступления, шьют костюмы для героев, оказывают помощь в изготовлении декораций, атрибутов и даже участвуют в различных театральных постановках, праздниках и развлечениях. Участие родителей в театрализованных представлениях помогло нам  значительно развить творческие способности детей. Интегрированный подход к организации театральной деятельности всех участников образовательного процесса способствовал созданию атмосферы творческого сотрудничества.

       Системная работа в данном направлении позволила нам добиться определенных результатов:

- у детей повысился живой интерес к театральному искусству

- улучшились исполнительские умения детей в создании художественного образа

- дети лучше овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми

- повысилась активность, самостоятельность в выборе произведений для драматизаций, импровизаций собственного сочинения

- дети стали более уверенно чувствовать себя во время выступлений

- значительно повысился интерес родителей к театрализованной деятельности группы, активность в наших мероприятиях.

     В заключение хочется отметить, что развитие творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

      На мой взгляд, ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.

       Свое выступление мне хочется закончить словами известного детского писателя Джанни Родари писал: «Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался, преображался к лучшему!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТемаОпыт работы: Роль театрализованных игр в развитии творческих способностей детей»

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способн...

Выступление на ГМО воспитателей младших групп (г. Волжск РМЭ) по теме "Значение театрализованных игр в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста".

выступление на городском методическом объединении воспитателейс просмотром видеоролика постановки сказки "Колобок на новый лад..."...

Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная де...

Проект: Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр....

презентация опыта " Народные театрализованные игры в развитии творческих способностей детей"

НАРОДНЫЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙПочему в настоящее время эта тема так важна? Актуальность       Новые федеральные государствен...

«Статья на тему: " Театрализованная игра в развитии творческих способностей дошкольников "»

Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольникасфер искусства. Театрализованная деятельность- это мостик, который помогает детям в их дальнейшую взрослую жизньи сформи...