Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников с учётом современных требований
учебно-методический материал (младшая группа)

Рогожина Татьяна Вячеславовна

Эффективные формы

взаимодействия с семьями воспитанников

с учётом современных требований

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

            В соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации" одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка".

Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.  Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Мы стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями.

            Воспитание и развитие ребёнка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей, Делаем всё, что бы родители и воспитатели стали единомышленниками и создали необходимые условия для творческого развития и художественного воспитания детей?

Во-первых, старались достучаться до родителей, убедить их, что они на многое способны, что нет увлекательнее и благороднее дела, как учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помочь ему.

Во-вторых, убеждали родителей, что в приобщении ребенка к творчеству главную роль играет не методика, а терпение, понимание, деликатность, доброта и вера.

В-третьих, воспитывали в родителях чувство искреннего уважения к любым продуктам детской деятельности.

            В нашем дошкольном учреждении и моих группах мы  используем разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями (классификация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями Т.В. Кротовой). К ним относятся: информационно-аналитические, наглядно-информационные, познавательные, досуговые. Также в нашем детском саду существует такая  форма взаимодействия с родителями как  участие родителей в жизни ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_vormy_vzaimodeystviya_rogozhina.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные формы

взаимодействия с семьями

воспитанников с учётом

современных требований

Составила

воспитатель Рогожина Т.В.

Эффективные формы

взаимодействия с семьями воспитанников

с учётом современных требований

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

            В соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации" одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка".

Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.  Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Мы стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями.

            Воспитание и развитие ребёнка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей, Делаем всё, что бы родители и воспитатели стали единомышленниками и создали необходимые условия для творческого развития и художественного воспитания детей?

Во-первых, старались достучаться до родителей, убедить их, что они на многое способны, что нет увлекательнее и благороднее дела, как учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помочь ему.

Во-вторых, убеждали родителей, что в приобщении ребенка к творчеству главную роль играет не методика, а терпение, понимание, деликатность, доброта и вера.

В-третьих, воспитывали в родителях чувство искреннего уважения к любым продуктам детской деятельности.

            В нашем дошкольном учреждении и моих группах мы  используем разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями (классификация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями Т.В. Кротовой). К ним относятся: информационно-аналитические, наглядно-информационные, познавательные, досуговые. Также в нашем детском саду существует такая  форма взаимодействия с родителями как  участие родителей в жизни ДОУ.

 

Информационно-аналитические формы

анкетирование, опрос, "почтовый ящик".

Цель и назначение использования: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Способствуют организации общения с родителями, их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информаций.

            Например, одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту.  Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

 

Наглядно-информационные формы

выпуск газет, информационные стенды, папки - передвижки, выставки.

Цель и назначение использования: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Нацелены на знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

            В нашем детском саду уже несколько лет каждая группа ежеквартально выпускает совместно с родителями газеты на темы здорового образа жизни, жизни в детском саду, интересущие темы родителей. Мы выпускаем Газеты по ЗОЖ, безопасности детей, подготовке к школе.

            В группе в раздевалке есть  уголок для родителей, в котором отраженны материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера, информационные папки "Объявления для родителей", "Советы музыкального родителя", "Советы психолога", "Советы врача" и д. т.

            Самое главное стараемся подобрать материал, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.

            Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки. Например, выставки детских работ: детские рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д. Выставки также могут работать, демонстрируя родителям важный раздел программы, например: «Изобразительная деятельность детей в семье и детском саду», «Игрушка и ее воспитательная роль».

            Папки-передвижки в детском саду представляют собой красиво оформленные и украшенные иллюстрациями полезные материалы для детей, родителей и педагогов по определенной тематике. Такие иллюстрированные статьи очень полезны: они помогают правильно воспитывать детей, правильно формировать взгляды детей, а также расскажут родителям  много интересных фактов. Папки-передвижки идеально размещаются на шкафчиках и любой другой свободной горизонтальной поверхности. Они удобны в использовании, т. к. складываются и не занимают много места при хранении. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д. (Примеры папок разных групп)

 

Познавательные формы:

выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, дни добрых дел; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; оформление фотомонтажей; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы; беседы с детьми и родителями; практикумы, консультации, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме,  игры с педагогическим содержанием, исследовательско - проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

Цель и назначение использования: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

            Беседа воспитателя с родителями – наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом, матерью, другими членами семьи.

Наши беседы  отвечают определенным требованиям: 

  • быть конкретными и содержательными;
  • давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;
  • пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
  • повышать чувство ответственности за воспитание детей.

  Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются консультацииКонсультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет. Темы консультации мы разрабатываем на основе интересующих вопросов родителей, возраста группы. Например,  в подготовительной группе предлагалась консультации на темы дошкольной подготовки, особенностей темперамента и др.,  а в младших группах на темы "Ссоры в группе", "Успешая адаптация к детскому саду"

            Обычно родительские собрания проходят традиционно - доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний.   Родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы. Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать воспитатели других групп и другие педагогические работники детского сада. Например, в этом учебном  году помимо организационных собрании в начале и в конце года были запланированны тематические собрания на темы "Физическое развитие дошкольников на современном этапе...", "Музыкальное  развитие дошкольников на современном этапе...", "Речевое  развитие дошкольников на современном этапе...", "Семья ключевой фактор благополучного развития ребенка". Мы воспитатели,   три подготовительные группы, совместно со специалистами детского сада готовили теоретическую и практическую часть для всей параллели. И затем каждый воспитатель проводил свою творческую практическую часть с играми, заданиями. Родителям очень понравилась такая форма взаимодействия, особенно практическая часть, пишут нам хорошие отзывы и ждут следующих собраний. В прошлом учебном году в нашем детском саду проводились родительские собрания в форме посиделок "10 шагов к успеху", где родители делились на команды и находили положительные и отрицательные стороны тем "Поощрение и наказание", "Ссоры во время игр дома и в детском саду" и затем приходили к единому мнению, составляли алгоритмы поведения в тои или иной ситуации. Также эта форма родительского собрания была интересна родителям и они брали практические рекомендации себе в родительскую копилку.

            В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско - проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?», "Поощрение и наказание" т.д.

            Важное значение имеет работа с родителями по совместному созданию предметно - развивающей среды в группе. Каждую неделю мы сообщаем родителям тему, которую мы изучаем с детьми и родители приносят на время книги, игры на интересующую тему, изготавливают макеты, пособия. С помощью родителей лучше усваивается учебный материал, так как тема транслируется дома (дети смотрят мультфильмы, читают книги)

Досуговые формы

Праздники, совместные досуги, участие родителей в конкурсах, выставках

Цель и назначение использования:  Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Обеспечивают установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми.

            День Матери, Новый год, День Защитника Отечества, Международный женский день, 9 мая, масленица,  День защиты детей – это те праздники, которые стали традиционными в нашем дошкольном учреждении. В эти дни проходят много интересных событий: конкурсы, соревнования, выставки, награждения, спектакли и многое другое. Праздники украшены сюрпризами, а также музыкальными выступлениями детей. Такие праздники объединяют, сплачивают родителей с детьми, родителей с педагогами, родителей с родителями. Ведь дети любят праздники, а когда рядом папа или мама – это праздник вдвойне.

            Традиционным стало проведение ежегодного конкурса чтецов, который дети и родители с нетерпением ждут. Конкурс проводиться с детьми разных возрастов, внутри возрастной группы, между детьми параллельных групп, а также внутри сада, между разными группами.  Учитывается возраст детей: дети младшего и среднего возраста не могут длительное время слушать своих сверстников. В связи с этим, в сценарии мы включаем разнообразные подвижные, музыкальные, речевые игры; также предполагается разыгрывание диалогов, стихотворений, выполнение разнообразных этюдов, исполнение детьми музыкальных номеров.

            В помощь родителям мы подбираем и выставляют методическую литературу, а также дают рекомендации, из каких материалов, как и что можно сделать.

            Также важным конкурсом  в нашем детском саду считаются конкурсы "Предметно - развивающая среда в группе", «Светофор – наш лучший друг», «Мамины руки – не знают скуки», «Кормушки для пичужки»,  «Дед Мороз», Игрушки наших пап и мам, "Лучший прогулочный участок", которые также проходят каждый год. Совместно родители с детьми дома изготавливают различные пособия, настольные игры, с которыми детям играть интереснее вдвойне, потому что эти игры были сделаны руками мамы или папы, бабушки. Наша группа совместно с родителями реализует свой проект по благоустройству своего прогулочного участка согласно временам года. В теплое время года - покраска участка, рассада растений, изготовление атрибутов - построек из подручных материалов (из шин, пластиковых бутылок, бумаги и т.д.). В холодное  время года - расчистка участка для игр, украшение веранды (снежинки, цветы, птицы из разных материалов)

 

           Форма взаимодействия с родителями участие родителей в жизни ДОУ

управляющий совет ДОУ, голосование на сайте оценки качества муниципальных услуг, анкетирование по удовлетворенности в начале и конце года, анкетирование по питанию и т.п.

            Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.

            На дошкольном веб - сайте детский сада любой родитель нашей группы получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.

            Также для родителей открыты странички в Контакте в интернет - ресурсах. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе, и также педагоги детского сада могут проводить консультации, отвечать на вопросы родителей.

Есть открытая группа нашего детского сада, в которой состоит 233 человека.

Закрытая группа "Клуб родительской компетенции", в которой состоит 70 человек.

На данных сайтах  родители получают:
•полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников,
•получение информации группы,
•о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях и многое другое полезное и интересное.
Плюсы такого взаимодействия:
• Родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе и получить рекомендации, консультации от воспитателя, педагога.
• Экономия времени.
• Создание пространства для обмена информации и дискуссий.
• Высокая мотивация родителей.
• Наличие взаимопонимания между родителями и педагогами.
• Перспектива для обеспечения индивидуального подхода к воспитанникам.
• Размещение ссылок на Web-ресурсы.
• Анкетирование

 

Каждый месяц родители детского сада принимают участие в  голосовании на сайте оценки качества муниципальных услуг и на основе  голосования мы  можем планировать работу с родителя по вопросам, которые вызывают затруднения или незнания какого-то  аспекта.

            В течение последних пяти лет  в нашем детском саду каждая группа проводит  анкетирование по удовлетворенности услуг  в начале и конце года. По итогам анкетирования проводится просветительская и консультативная работа по вопросам, на которые не ответили, имелись затруднения или была негативная оценка. После коррекционной работы результаты становятся лучше, поэтому это направление важно в работе с родителями.

Так же в этом году родители стали участниками на сайте мониторинга детей.

 

  Об эффективности проводимой работы в группе с родителями свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
  • ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

 

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем  искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический педсовет Повышение эффективности физического развития детей через использование организованных форм обучения, совместной деятельности детей и взрослых в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому важным направлением в дошкольном воспитан...

Разнообразные формы работы с семьей, как одно из требований ФГОС ДО и эффективное средство коррекциии речевой недостаточности у дошкольников, посещающих логопункт в ДОУ"

Редакция 2018 года.В статье дан обзор современных форм работы учителя-логопеда  с родителями в период посещения ребенка логопункта.  Представленные формы  широко зарекомендовали себя в ...

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

В настоящее время актуальной задачей для дошкольных учреждений остается реализация  ФГОС ДО в практику. В своей работе я раскрываю основные требования к реализации Программы ДО  и предметно-...

Педагогический совет «Повышение эффективности работы педагогов по использованию современных подходов к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

1.Актуальность.         Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения: создание условий в ДОУ, необходимых для развития речи детей...

Семинар на тему:«Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

laquo;Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...

Квест-игра — одна из эффективных форм реализации требований ФГОС ДО

Квест-игра — одна из эффективных форм реализации требований ФГОС ДО...

Презентация к педсовету "Применение эффективных технологий для выполнения требований ФГОС и повышения качества образования"

В презентации я поделилась с коллегами эффективными технологиями для повышения качества образования....