«Особенности введения ФГОС дошкольного образования»
консультация

Дурнева Наталья Михайловна

           Разработка и введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» привели к важным изменениям в образовательном пространстве, которые затронули и систему дошкольного образования: дошкольное образование признано первым уровнем системы общего образования; утверждение ФГОС ДО с отменой федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации; введение обязательной экспертизы примерных основных образовательных программ дошкольного образования; отмена типового положения о дошкольном образовательном учреждении и введение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_obrazovaniya_administratsii.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении

Детский сад №42 «Малинка»

Консультация для педагогов

«Особенности введения ФГОС дошкольного образования»

                                                                                                Подготовила:

                                                                                              Дурнева Н.М.

Старый Оскол 2020г.

           Разработка и введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» привели к важным изменениям в образовательном пространстве, которые затронули и систему дошкольного образования: дошкольное образование признано первым уровнем системы общего образования; утверждение ФГОС ДО с отменой федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации; введение обязательной экспертизы примерных основных образовательных программ дошкольного образования; отмена типового положения о дошкольном образовательном учреждении и введение Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования; принятие профессионального стандарта педагога и др. Все эти изменения вызывают у педагогического сообщества больше вопросов, чем ответов. Особняком в этом стоит проблема введения в практику образовательных учреждений Стандарта дошкольного образования.

              Под организацией введения ФГОС ДО понимается комплекс мероприятий, реализация которых необходима для введения Стандарта после его утверждения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данные мероприятия должны быть взаимоувязаны по содержанию, срокам, ресурсам и ответственным за их реализацию.

                Введение ФГОС ДО является сложным и многогранным процессом. Одним из важных факторов, обеспечивающим его успешность, выступает системность подготовки к введению ФГОС ДО и комплексность всех направлений сопровождения введения ФГОС ДО.

Эффективность введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования зависит от управленческой и методической компетентности на всех уровнях: от федерального, регионального и муниципального до уровня управления дошкольным образовательным учреждением. Полученный эффект от введения Стандарта будет зависеть от того, насколько управленческая, методическая, педагогическая и образовательная деятельность в каждом дошкольном образовательном учреждении будет системной, целенаправленной и обеспеченной ресурсной базой. Одним их главных барьеров в процессе введения ФГОС ДО выступает сопротивления изменениям со стороны педагогических и управленческих кадров.

                    Развивать мотивацию администрации, педагогического состава дошкольных учреждений, родителей (законных представителей) и проходить путь профессионального осмысления изменений необходимо через методологию системно-деятельностного подхода на каждом из уровней анализа деятельности – ценностно-смысловом, целевом, технологическом и ресурсном.

                Анализ на первом уровне позволит выявить проблемы, заключающиеся в несоответствии прежних установок и ценностно-смысловых ориентиров тем приоритетам, на которые опираются современные нормативные и правовые документы в области дошкольного образования. От формулирования проблем на ценностно-смысловом уровне анализа деятельности легче перейти к проектированию задач, направленных на формирование новых, и обеспечение мотивации к внедрению ФГОС дошкольного образования в практику конкретной дошкольной образовательной организации.

              Задачи целеполагания устанавливаются на следующим уровне анализа деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО – целевом.

                Целью технологического уровня анализа является выявление различий в технологиях деятельности, реализующих достижение целей стандарта. Именно цели являются основой для отбора эффективных технологий и в условиях достижения целей образования, соответствующих стандарту, эффективными становятся технологии, принципиально меняющие характер образовательного процесса.

              Последний, ресурсный этап анализа деятельности, посвящается выявлению различий в роли и ранжировании ресурсов, обеспечивающих, с одной стороны, стабильность в решении задач обновления содержания дошкольного образования, а с другой стороны, позволяют расставлять верные приоритеты на рациональное использование ресурсов.

                Введение Стандарта дошкольного образования требуют не только ресурсного обеспечения, но и инновационной составляющей. Центральным ресурсом становятся компетентность управленческих и педагогических кадров, особые способности руководителей и педагогов к решению новых задач в изменяющихся условиях. Педагог не может заниматься развитием детей, если у него отсутствует свой план развития.

               В свете обновления законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей развитие дошкольного образования, требуют совершенствования системы подготовки и повышения квалификации специалистов, направленные на подготовку кадрового потенциала, способного к профессиональной самореализации в новых социальных и образовательных условиях. Кроме того, необходимо повышение культуры управления дошкольной организацией: формирование у руководителей соответствующих компетенций, этической культуры управленческой деятельности.

                 При решении задач правового регулирования сферы дошкольного образования следует обеспечить организацию деятельности дошкольных образовательных учреждений в соответствии с новым законом «Об образовании в РФ»; реализовывать требования нормативных, правовых документов регулирующих вопросы развития системы дошкольного образования на региональном уровне и федеральном; переосмыслить внесенные законом изменения в юридическую терминологию российского права: по определению часто употребляемых терминов и понятий.

             При решении задач по введению ФГОС ДО следует обеспечить организационно-методическое сопровождение образовательного процесса в рамках концептуальных подходов ФГОС ДО; переосмыслить приоритеты обучения, роли ребенка как субъекта образовательного процесса, а также общественные изменения, обуславливающие нетрадиционные подходы к решению образовательных задач; определять качество результата дошкольного образования согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

               При решении задач по изменению ориентиров деятельности дошкольных образовательных учреждений при введении ФГОС ДО необходимо скоординировать деятельность по профессиональному осмыслению необходимых изменений происходящих в системе дошкольного образования; развивать способности руководителей и педагогов к решению новых образовательных, педагогических и управленческих задач в изменяющихся условиях деятельности в соответствии с нормативной и законодательной базой; проанализировать смену педагогических и технологических ориентиров образования для эффективного осуществления ведущей задачи реализации стандартов дошкольного образования; реализовывать включение родителей в процесс совместного государственно-общественного управления как ресурса социальной поддержки социокультурных изменений в образовании.

            Плановое и поэтапное введение ФГОС ДО в практику дошкольных образовательных организаций, тесное взаимодействие региональных, муниципальных органов управления образованием и педагогического сообщества, проработка всех возможных причин сопротивления изменениям, повышение квалификации и компетентности педагогов – залог эффективной реализации основного российского Закона об образовании, требований Стандарта и, в конечном итоге, залог сохранения самоценности детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736); Готовность введения ФГОС дошкольного образования в МДОУ детский сад "Алёнушка" р.п.Дергачи.

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования(письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736);Готовность введения ФГОС дошкольного образования ...

«Доступное, качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только дост...

методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется  актуализацией проблем и задач дошкольного образования.  Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...

«Доступное, качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

«Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка»(В. В. Давыдов, советский педагог и психолог,...

Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Доклад на тему: "Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования"...