аттестационная работа (2015)
проект (подготовительная группа)

Пестрикова Валерия Алексеевна

Реализованный проект:

«Русские былины, как средство приобщение детей 6-7 лет к устному народному творчеству и истории России»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rabota_2.docx91.66 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Золотая рыбка» комбинированного вида  г. Искитима  Новосибирской области

Реализованный проект:

«Русские былины, как средство приобщение детей 6-7 лет к устному народному творчеству и истории России»

Выполнила: Пестрикова Валерия Алексеевна

воспитатель

Искитим 2015г

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная  неповторимая жизнь. И от - того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

                                                                    ( В.А. Сухомлинский )

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. « Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний (Д.С.Лихачев). Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность.

 Сейчас к нам постепенно возвращается память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Так, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному устному творчеству. Оно и понятно: в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.

В отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление другое – обращается внимание детей к народным истокам, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Предметы, которые окружают ребенка, впервые пробуждают его душу, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять – что они часть великого русского народа.

Русское народное творчество не перестает удивлять и восхищать своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д.Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается  ребенок, должна вводить его « в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.

В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, которая влияет на формирование и  патриотических чувств. Если обратиться к понятию «патриотизм» в контексте – «воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения», то необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы стремимся воспитать в наших детях. Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Суть патриотического воспитания я вижу в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть, как я считаю, самый верный способ воспитания любви к Отечеству. Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка.

 Исходя из всего этого, мною была определена тема настоящей работы.

 На протяжении двух лет веду работу в направлении изучения эпосного материала, а именно русских былин, воспитывая в детях бережное, любовное отношение к русской культуре и народным традициям.

Почему именно былинный материал стал предметом моего исследования?

Дело в том, что именно былины никогда не являлись объектом глубокого внимания педагогов-дошкольников. Может быть, это произошло из-за их трудной читаемости и трудности, чтобы понять их глубокий смысл. А ведь именно былины являются тем самым элементом устного народного творчества, по которому можно судить о значении фольклора в жизни народности и нации. С ними рядом стоят  только сказки и песни, но если вспомнить, что былины одновременно и пелись и сказывались, то их своеобразие в фольклоре станет очевидным. Пелись и сказывались былины по-особенному. От песен они отличаются торжественностью тона, а от сказок величавостью рассказывания.

Былинный эпос воплотил в себе черты героического поведения, это образец для подражания. Историки культуры находят в былинном эпосе многие достоверные черты старинного быта. Множество примет исчезнувшего древнерусского быта делают былины ценным источником знаний о жизни наших предков. Былина сохраняла свое значение  в течение долгих веков. Это свое значение они сохранят навсегда.

 Поразмыслив над всем выше изложенным, я посчитала нужным довести до сознания своих воспитанников то, что они являются носителями русской культуры и воспитывать ребят в национальных традициях.

Перед тем, как начать работу, я углубила свои знания по данной теме. Изучила и проанализировала опыт работы О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; О.А.Соломенникова . Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и прикладным искусством.; «Русский эпос» Ф.М.Селиванов; «Былины.Художественная литература»; «Дорогами сказки»//Дошкольное воспитание №3 2007 год; журнал «Цветной мир»-Народная игрушка; журналы «Дошкольное воспитание» и «Ребенок в детском саду».

Оформила подборку художественного материала: былин, потешек, прибауток, скороговорок, загадок. Я составила картотеку  русских народных игр, дидактических и пальчиковых игр. Собрала наглядные пособия. Весь практический материал соответствует возрастным особенностям детей, и желанием познавать русское народное творчество. (Приложение №1: диск)

 Цель моей  работы в этом направлении – показать возможность использования былин в практике детского сада для формирования у детей интереса к устному народному творчеству и истории России.

В соответствии с целью мною были выдвинуты следующие задачи:

- показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, сказках, поговорках, былинах;

- воспитывать интерес детей к устному народному творчеству;

- посредством живого образного языка учить понимать слова и выражения, развивать выразительность и интонацию;

-раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы;

-расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора;

-развивать интерес к народным играм, учить использовать фольклор в самостоятельной игровой деятельности;

 Реализацию поставленных задач я начала:

-с систематизации фольклорного материала по устному народному творчеству;

-с составления перспективного плана работы;

-с консультаций и бесед для родителей.

Прежде чем приступить к работе с детьми я определила следующие формы работы:

  • Создание развивающей среды в группе:

- возрастной подход;

- функциональность,

- вариативность;

- наглядность;

- системность;

- комфортность;

- самостоятельность;

- доступность;

- применяемость;

- соответствие требованиям программы.

  • Использование материалов устного народного творчества в ННОД.
  • Совместная работа  с детьми в разных видах детской деятельности: развивающие игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, упражнения подражательно-исполнительского творческого характера, импровизации, наблюдения, прогулки, экскурсии, рассматривание (картины, рисунки, фото, иллюстрации), свободное и тематическое рисование, лепка, чтение художественных произведений, рассказ педагога и рассказы детей, сочинение историй, беседы, мини-конкурсы, игры-соревнования, хороводные игры, подвижные игры, динамические паузы, зарядка, театрализованная деятельность, показ мультфильмов.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет выстраивать воспитательно-образовательную деятельность в определенную систему и вести целенаправленную работу в решении поставленных задач, сохранять логическую стройность, поддерживать интерес детей. Для эффективного решения задач на занятиях, я  тщательно продумывала, подбирала различные методы, приемы и формы совместной деятельности. Рассматривание иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, заучивание потешек, прибауток, вождение хороводов, прослушивание музыкальных произведений, изготовление поделок позволяло детям ярче прочувствовать глубину народной мудрости, его самобытность и мироощущение. При реализации продуктивной деятельности я обязательно учитывала возраст и интерес детей.

 Проводя занятия с детьми, на каждом я подбирала интересную игровую мотивацию с использованием динамических пауз и физминуток, использовала приемы обеспечения интереса детей. В результате чего, дети проявляли интерес к произведениям устного народного творчества. А также дети эмоционально отзывчивы, откликались на эмоции близких людей, сопереживали героям былин и сказок. Реагировали на музыкальные произведения, мир природы. Детям давалась возможность отразить свои впечатления об услышанном и увиденном, раскрыть свои творческие замыслы.

Система в приобщении детей к истокам русской культуры требовала организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала у детей особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Очень важна работа, которую я провела с родителями.        

Главные мои помощники это – они. Самопознание, самоуважение маленького человечка, доброе отношение к другим начинает формироваться  в семье. Я считаю, что именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа. И одним из важных педагогических условий приобщения детей к народной культуре и творчеству является активное включение родителей в эту деятельность. Семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность, эмоционально-нравственная насыщенность отношений. В своей работе я старалась опираться на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Для начала я провела групповое родительское собрание, на котором рассказала о направлениях в работе по приобщению детей к устному народному творчеству.

Использование потенциала семьи осуществлялось путем:

- участие родителей в выставках;

- предоставление родителями фотографий, альбомов, предметов быта и искусства, хранящихся в семье; (Приложение №2: диск, слайд 26)

- помощь и участие родителей в организации экскурсий в местный музей;

- совместное участие с детьми в развлечениях;

- изготовление русских народных костюмов (хочу отметить семью Адовых, Чеботаревских, Лопиных и Кобец)  не только для детей, но и для кукол;

- изготовление пособий, поделок (Новикова А.Н. смастерила традиционную куклу-закрутку, семья Огневых создали из соленого теста  «угощения для русского стола»). (Приложение №3 диск слайд 28)

Я рекомендовала родителям шире использовать образцы устного народного творчества, при этом на родительских собраниях и в индивидуальных беседах рассказывала и  показывала, как это можно сделать. Оформляла для них консультации, повышающие уровень знаний родителей о народном творчестве и дающие практические навыки рассказывания.

Родители становились полноправными участниками педагогического процесса, и у них проявлялся интерес к данной проблеме.

         Для привлечения родителей к совместной деятельности мною проводились совместные конкурсы на лучший рисунок, поделку по мотивам сказок и былин. Совместно с родителями оформляли выставку детских работ. Проводили игру-драматизацию отдельных эпизодов по желанию детей. Часто  я использовала прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогала детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер ее героев.

На прогулке для наблюдений за сезонными явлениями я так же использовала элементы устного народного творчества (загадки, старинные приметы) .

Моя работа оказалась плодотворной благодаря помощи родителей. Они учили вместе с детьми пословицы, поговорки. Помогали создавать предметную среду.

Для создания в групповой комнате атмосферы национального быта, с помощью родителей, организовали уголок «Русская изба». В нем есть печь, домашняя утварь, предметы прикладного искусства (крынки, кувшины, миски, горшки, тканый ковер, расшитые полотенца), ухват, кочерга, метла. (Приложение №4: диск, слайд 13,14,15)

В уголке ряженья имеются народные костюмы для мальчиков и девочек, которые с большим интересом приготовили своим детям родители. (Приложение №5 диск слайд 29)

В книжном уголке находится много книг, соответствующих возрасту детей с былинами, потешками, прибаутками, сказками, загадками, которые периодически менялись согласно теме. (Приложение №6 диск слайд 30)

В уголке творчества разложены альбомы для разукрашивания с изображением былинных героев, одежды старины, кухонной утвари, оружия, народной игрушки. (Приложение №7 диск слайд 31)

В группе есть «Видеостудия» с фильмотекой и фонотекой. Наличие телевизора с DVD-проигрывателем в групповом помещении и мультимедийной установкой в  детском саду позволяли использовать информационно-коммуникативные технологии в педагогическом процессе. Просмотр мультфильмов занимал от 5 до 15 минут. Дети с нетерпением ждали встречи с героями. Здесь они могли наблюдать за ними, закреплять пройденный материал, узнавать что-то новое и интересное.

Для поддержания интереса в непринужденной обстановке использовала фольклор в разных режимных моментах. Это утренние зарядки, где мальчики в костюмах богатырей показывали упражнения для остальных детей(имитация сражения на мечах, езда на лошадях, славославянский стиль общения между собой и др.).  Это народные  подвижные игры на прогулках и в группе, физ/минутки и зарядки пробудки. С помощью народных считалок выбирали водящего в подвижных играх. Разбирали смысл потешек и прибауток. Сюжетно-ролевые игры проходили в народном ключе.

Проводя народные  игры с детьми, я убедилась, что воспитательные возможности народной игры огромны. Игры, также как и занятия, способствовали решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми под влиянием понравившегося им героя художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой дети применяют свои знания и накопленный ими опыт. Моя задача – поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление. Постоянно организовывали игру «Семья», «Посиделки», «Моя изба», где дети сами распределяли роли. Появлялись новые сюжеты: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич» и др.

 Патриотическое воспитание несомненно связано с физическим развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость необходимы будущим труженикам и защитникам Родины, лучше всего развиваются в народных подвижных играх ( Петушиные бои, Слепой козел, Молчанка, Колечко и другие). На такие игры дети окликались очень эмоционально. С их помощью у детей развивались память, внимание, сообразительность, быстрота интеллектуальных и физических реакций, сноровка, общительность и дружелюбие. Свои умения дети смогли продемонстрировать на празднике «Путешествие по Древней Руси». (Приложение №8: диск, слайд 20,21,22)

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимали народные праздники и развлечения. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Для успешного проведения таких праздников велась совместная деятельность с опытным педагогом Роговой О.Б., которая ведет экологический кружок «Умка». Был создан уголок краеведения и «Экологическая стена».. (Приложение №9: диск, слайд 8)

Очень интересно прошли в группе праздники «Как играли наши бабушки и дедушки», «Играй гармонь», «Былину читай, да на ус мотай», «Коляда», «Проводы русской зимы», «У самовара». (Приложение №10: диск, слайд 23)

На музыкальных занятиях дети познакомились с русскими народными музыкальными  инструментами, и потом использовали полученные знания в самостоятельной деятельности. Кроме этого, мы разучили народные хороводы: «На горе-то калина», «Ручеек», «Кукушка», «Дубок» и другие. А без знаменитого «Каравая» не обходится ни одно день рождения.

Часто я использовала прослушивание былин в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая былину, песни ее персонажей помогала детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер ее героев.

Для усвоения детьми слов и обогащения словарного запаса я обязательно рассматривала с ними красочные иллюстрации к сказкам, былинам. При этом я подчеркивала колорит предметов быта, одежды, обстановки, в которой действуют герои. (Приложение №11: диск, слайд 16)

На занятиях по ИЗО деятельности, которые проводила  Плотникова А.Н. дети знакомились с разными техниками рисования, лепки аппликации, проявляя при этом свои творческие таланты и отражали их в своих работах.

Итак, можно сделать вывод, что комплексный подход к организации совместной деятельности, умелое чередование различных видов деятельности, включение фольклорных элементов и творческих заданий позволяют в единстве решать вопросы познавательно-художественного, физического, социально-нравственного развития. Обеспечивают успех воспитательно-образовательной работы, так как каждый ребенок имеет возможность проявить себя в любой деятельности (игре, пении, рассказывании, в продуктивной деятельности). Помогают прожить ребенку детские годы в радости и полноте устремлений, обеспечивают постепенное социальное развитие, знакомят и приобщают детей к устному народному творчеству.

Сравнительный анализ работы по формированию у дошкольников интереса к устному народному творчеству и истории России показал очевидную положительную динамику в знаниях и умениях детей.

У большинства детей сформированы представления о быте, основных занятиях людей в Древней Руси:  дети называют ремесла, предметы утвари и одежды.

Значительная часть детей стали использовать в своей лексике слова старославянского происхождения. Малые фольклорные жанры стали постоянными спутниками детей в их повседневной деятельности. Они с удовольствием используются ими в играх и в общении со сверстниками.

Дети проявили устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение. Многие из детей легко ориентируются в содержании знакомых былин, могут назвать героев, оценить их поступки. Дети умеют передавать свои знания в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Воспитанники правильно называют членов своей семьи и определяют родственные отношения. Охотно играют в дидактические и настольно-печатные игры. Чаще проводят время в уголке «Русская изба», организуя здесь посиделки. Дети с удовольствием собираются за столиком в избе, пьют чай из самовара. Охотно наряжаются в народные костюмы, водят хороводы.

Творческие и коллективные работы демонстрируют эмоциональное воздействие на каждого ребенка.

Эффективность и результативность проведенной работы показывает актуальность и важность выбранной мною темы.

Свою работу по формированию у детей интереса к устному народному творчеству я планирую проводить и дальше уже с детьми младшего возраста. Для этого я разрабатываю проект «Сказки всегда рядом».

Чтобы достигнуть высоких результатов в своей деятельности я провожу открытые просмотры организованной образовательной деятельности не только в своем дошкольном учреждении, но и для педагогов других детских садов в нашем городе. Как человек творческий, пытаюсь открыть что-то новое в работе с детьми, определить направления саморазвития. (Приложение №12)

За свой труд была удостоена:

2011 год

Благодарственное письмо от Управления образования администрации г. Искитима ;

2012 год

Благодарственное письмо от администрации МБДОУ №19 «Золота рыбка» ;

2013 год

Почетная грамота от Управления образования  администрации г. Искитима;

Благодарственное письмо от администрации МБДОУ №19 «Золотая рыбка»;

2014 год

Почетная грамота от Администрации города Искитима;

2015 год

Благодарность от администрации МБДОУ «19 «Золотая рыбка»;

Грамота от администрации МБДОУ №19 «Золотая рыбка».

        Подпись__________

                                                                                                   Приложение  12

План-конспект дополнительной организованной образовательной деятельности ( для детей подготовительной группы )

Тема: « Богатыри земли русской »

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, чтение художественной литературы.

Цель:

- приобщение детей к героическому прошлому русского народа.

Задачи:

- формировать понятие о том, кто такой богатырь; какими качествами обладали;

- развивать познавательный интерес;

- воспитывать любовь к Родине, поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей.

Предварительная работа:

- рассматривание картины В.М.Васнецова « Богатыри » ;

- чтение отрывков из былин о богатырях ;

- просмотр мультфильмов ;

- оформление мини-музея « Русская изба » .

Обеспечение:

- музыкальное сопровождение;

- просмотр слайдов;

Ход занятия:

- Здравствуйте, люди добрые! Собрались мы сегодня на беседу ладную, чтобы красны девицы послушали, а добры молодцы призадумались.

-Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревле на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары — часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет назад основали славяне свое государство и назвали Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей- русичи. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри- защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели.

( иллюстрации)

- Ребята, кто изображен на картине?

( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович )

- Правильно, а кем они были?

( богатырями )

- А кто такие богатыри?

( Богатыри- это люди, которые защищали нашу Родину от врагов )

- Да, богатыри- это люди безмерной силы, отваги и стойкости.

Ф/м « Богатыри »

Богатырь- вот он каков:

Он силен, он здоров, ( показываем силача )

Он из лука стрелял, ( показываем  стрельбу из лука )

Метко палицу бросал, ( выполняем замах и бросок )

На границе стоял, ( показываем )

Зорко-зорко наблюдал, ( подносим руку ко лбу и глядим вдаль )

Подрастем и мы, смотри, ( поднимаем руки вверх )

Станем как богатыри! ( руки на поясе )

- А как мы, современные люди, узнали о русских богатырях, об их подвигах и делах?

( из былин )

- Что такое былина?

( былина- это то, что было когда-то )

- В русском народе из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. Былины учили любить свою Родину.

- А кто слагал и рассказывал былины?

( былинник- гусляр )

появляется ребенок переодетый в гусляра и под музыку говорит:

- Я гусляр, хожу от села к селу, от города к городу, пою о подвигах богатырей русских. Только от меня люди узнавали новости.

- Мы тоже знаем, кто такие богатыри!

Ребенок читает стихотворение о богатыре, звучит тихо музыка:

Богатырь силен как вольный ветер,             слайд

могуч как ураган,

Он защищает землю

от злобных басурман

Он силою доброй богат,

он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

и стариков, и матерей.

- Ребята, а хотели бы вы быть похожими на богатырей? Для этого нужно быть умными, сильными, ловким и смелыми!

- Сначала, вы попробуете отгадать загадки:

Рубашку такую не вяжут, не шьют,

ее из колечек железных плетут  ( кольчуга )            ( слайд )

Железная шапка с острым концом, а

спереди клюв навис над лицом  ( шлем )                  ( слайд)

Оружие это не просто поднять,

не просто поднять, и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч...

Ну, что, догадались? Конечно же ( меч )                    ( слайд )

Чтоб грудь защитить от удара врага,

уж это вы знаете наверняка,

на левой руке у героя висит

тяжелый, блестящий и кругленький   ( щит )          ( слайд)

- Ну а теперь, попробуем собрать наших богатырей в дорогу!

Звучит музыка:

- девочки подходят к вешалке с вещами и выбирают нужные атрибуты, одевают мальчиков.

- Теперь, я буду перечислять разные качества, и если они подходят богатырям, вы будете хлопать в ладоши. Если нет, будете топать:

храбрый, трусливый, отважный, скромный, лживый, мужественный, сильный, жадный, щедрый, справедливый.

- Сейчас проверим наших богатырей на ловкость: ( звучит музыка)

Игра « Русские богатыри »

По сигналу мальчикам нужно сесть на коня и проскакать, попасть мешочком в корзину и вернуться.

- Молодцы, ребята!

- А слышали вы о том, что были и такие богатыри, которые не только землю русскую защищали, но и труд свой земледельческий не бросали. Говорили они:

-Кто же Русь кормить будет?

- Они пахали землю, сеяли семена, чтобы хлеб родился. Когда они на земле работали, приговаривали:

Динамическая пауза « Нивка, нивка »

( дети идут по кругу, взявшись за руки, под музыку )

Яровая жинка.                                                                 ( слайд )

Уроди пшеничку

горох да чечевичку. ( делают взмахи руками снизу вверх )

На поле копнами ( руки вверх )

на столе пирогами) ( лепят пироги )

Нивка золотая ( идут по кругу )

Добра, медовая

принеси нам хлеба

стебелек до неба ( руки вверх )

Матушка рожь,

встань стеной сплошь ( взявшись за руки, поднимают вверх )

Стебель в оглоблю

колос в дугу ( наклоны вправо-влево )

Встань рожь большая,

вот такая ( руки вверх )

Расти копна золотая,

вот такая! ( присели, медленно встают, поднимая руки вверх )

- Еще хочу рассказать вам, ребята, о том, как богатыри уходили в поход.

Перед тем как покинуть свой родной дом, подходили богатыри к дубу, брали с собой листок и горсть землицы родной.      ( слайд )

- Дуб- могучее дерево, он почитался на Руси за мощь и силу. ( слайд)

- Давайте, подойдем к дубу, поклонимся ему и сделаем хороводный обряд.

( подходим, встаем полукругом )

У нас дубок.

Вот таков, вот таков ( сидя на корточках, руки подняты вверх )

Корень да его вот так глубок ( наклониться вниз, показать )

Листья да его вот так широки ( развести руки в стороны )

Ветки да его вот так высоки ( руки вверх )

Ах, ты дуб-дубок

ты могуч, ты могуч ( медленно поднимаем руки вверх, сцепляемся )

На ветру дубок ты скрипуч ( покачиваем руками )

Дай мне силы, отваги, добра ( правая рука на сердце )

Чтобы землю родную защищать от врага!

- А сейчас я подарю вам талисманы- « Листочки дуба », чтобы вы были смелыми, сильными, честными, как былинные богатыри- защитники земли русской.

( под музыку раздаю листочки )

-Давайте, вспомним, какой завет оставили богатыри своим потомкам:

( дети по очереди, под музыку )

- Защищать свою Родину, беречь ее;

- защищать слабых, бедных, стариков и детей;

- любить свою Родину, свой народ.

В конце занятия дети под музыку изображают владение оружием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационная работа на тему "Использование малых фольклорных форм на занятиях в старших группах"

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью...

Аттестационная работа "Современные исследования игры дошкольника. Игра дошкольника."

Реферат на тему: ""Современные исследования игры дошкольника. Игра дошкольника.""...

Аттестационная работа "Использование малых фольклорных форм на занятиях со старшими дошкольниками"

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью...

Аттестационная работа на тему: «Влияние мелкой моторики рук на развитие активной речи в 1 младшей группе»

Методическая разработка для аттестции согласно требуемой структуре на тему «Влияние мелкой моторики рук на развитие активной речи в 1 младшей группе»...

Аттестационная работа на тему: «Организация игровой деятельности в группах раннего возраста» .

В данной работе рассмотрела ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА,а также описала ЛИЧНЫЙ ОПЫТ В ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ....