авторская разработка технология силуэтного вырезывания старший дошкольный возраст
материал (подготовительная группа)

Янина Флориановна Голубятникова

Эта технология позволяет отказаться от способа изображения,  Была разработана и апробирована в работе с детьми, как технология обследования предмета. Освоив, алгоритм сенсорного обследования, дети приобрели способность изображать в аппликации любой задуманный образ предмета. Наблюдения показали, что дети выходят на этап саморазвития, когда дети могут ставить перед собой цель и контролировать свои  действия, проявляя волю, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Обследуя фигуру, в процессе ее создания ребенок мог получать выразительные образы, вызывающие восхищение и удивление не только родителей, но и сверстников. Процесс обучения сенсорному обследованию мы начинаем с животных; тем  не менее, дети могут перенести этот способ на изображение любых других предметов (вертолеты, корабли, машины и даже силуэты человека в движении). Это является показателем высокого уровня развития наглядного, образного и планирующего мышления, внутренней и внешней речи, ручной умелости, самоорганизации, волевой целеустремленности, что служит всестороннему развитию ребенка в том числе и познавательному развитию!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология силуэтного  вырезывания

«Безпоказный метод обучения»

Изобразительная деятельность – это любимая деятельность, включающая разные виды: рисование лепку, аппликацию.

Аппликация, это один из видов изобразительной деятельности, который имеет свои особенности в построении образов. В ней могут быть задействованы различные материалы: бумага, ткань, природные материалы, мех. Создается аппликация разными способами: обрыванием, вырезанием, путем комбинирования различных форм, силуэтным способом, симметричным и по частям.

В процессе работы над аппликацией формируются разные стороны личности ребенка, развиваются ум, эмоциональная и нравственно – волевая сферы.

В прогимназии №698, реализуется развивающая технология обучения детей в аппликационной деятельности, где ребенок всегда выступает в качестве субъекта деятельности, что предполагает отказ от показа способа изображения предмета. Вместо показа воспитатель создает условия, чтобы ребенок сам открыл, изучил, исследовал особенности формы предмета и воспроизвел ее в аппликации. Такой способ (технология) обучения (развития) детей назвается «безпоказный метод обучения».

Мною организуется работа таким образом, чтобы ребенок сенсорно обследовал форму предмета в логике ее предстоящего изображения.

  Есть некоторые различия в сенсорном обследовании формы предмета в логике его предстоящего изображения.

Результативность использования этого метода заключается в том, что дети приобретают совершенно новый опыт работы в аппликации. В этих условиях дети упражняются в - умении ставить познавательную цель,

-овладевают способами интеллектуальных действий, направленных на выявление предстоящего разреза

- оценивают характер производимых действий.

Ребенок в процессе обследования запечатлевает в памяти процесс последовательного продвижения руки с воображаемыми ножницами и в результате у него формируются ясные и полные представления о силуэте предмета и способе его создания. Для контроля полноты и ясности представлений ребенка о способе изображения формы предмета мною предлагается, ребенку, обрисовать, в воздухе, перед собой, тот образ предмета, который он исследовал, изучил, и намерен вырезать.

Рассмотрим более подробно методику обучения детей, умению создавать силуэты различной конфигурации.

Прежде всего, воспитатель должен создавать такие педагогические условия, чтобы ребенок захотел принять участие в совместной деятельности.

Например, внося иллюстрации, представляющие образы зверей, выполненных художником силуэтным способом. Рядом с ними выставляются изображения этих же зверей, выполненные ребенком (как правило, они создаются детьми из частей и весьма примитивны в передаче пропорций и других средств выразительности). Цель данной наглядности побудить детей сравнивать представленные образы, оценивать какие нравятся, объяснять почему.

Сенсорное обследование проходит, как увлекательная, интересная игра, побуждающая детей к размышлению, открытиям, способу изображения формы (силуэта). Как правило, дети в этих ситуациях начинают проявлять себя, как исследователи. Они открывают новые для себя, необычные  знания в процессе рассматривания множества разных предметов (жираф, вертолет, медведь, дельфин, лиса, пароход, вертолет). Дети должны обнаружить их сходство по способу изображения. В этих условиях, как было выше сказано, дети могут самостоятельно анализировать образ и рассуждать о том, ка его вырезал мастер. На основе анализа и сравнения разных образов предметов у них формируется способность обобщать, умозаключать, планировать действия, направленные на создание любого образа предмета в аппликации. Интересно заметить, что дети после подобных игр сами пытаются приступить к вырезанию выбранного образа. Очень важно педагогу в этот момент предусмотреть педагогу, чтобы у ребенка уже с первого раза получался положительный результат – «создавать ситуацию успеха». Поэтому, с учетом уровня развития ребенка, ему нужно деликатно, тактично предложить вырезать несложные по форме предметы, заменив, например, жирафа на синицу или рыбку. Для привлечения и других детей к вырезанию образа рыбки, можно предложить им заселить аквариум рыбами, простыми и сложными по форме изображения «вуалехвост, гуппи).

В этот момент, нужно быть особенно внимательным к тому, чтобы дети ясно осознали, что любой успех в вырезании формы предмета напрямую зависит от качества сенсорного обследования фигуры, но для этого надо сначала изучить и запомнить форму фигуры в целом.

Основное правило: ребенку необходимо осмыслить и знать, откуда надо начинать процесс вырезания ножницами: если ребенок правша, всегда справа и вверх. Например, фигура слона. Нога слона, затем задняя часть туловища: хвост, спина, голова, морда, хобот, грудь, нога, живот, нога.

Этапы сенсорного обследования:

  • На первом этапе обследования силуэта предмета рука с воображаемыми ножницами, контролируемая зрением, скользит по форме исследуемого предмета, и ребенку становится ясно и понятно, как должна двигаться рука с ножницами, в процессе вырезания силуэта контурного животного. Этот процесс занимает несколько секунд.
  • Второй этап требует осознания дифференцированной оценки в речи характера линии будущего разреза ножницами каждой конкретной части силуэта.

Успех работы детей определяется их умением концентрировать свое внимание на образе (форме предмета), запоминать и оперировать образами представления, критически их оценивая результатами своих орудийных действий.

   Этому способствуют вопросы типа: « Какой линией будешь     вырезать ногу слона?» (прямой, округлой, и куда будешь направлять ее: вверх, вправо, влево). И так по каждой части тела. В результате ребенок учится концентрировать свое внимание на способе разреза, все это вместе взятое осмысляет, запоминает, действует и контролирует, что обеспечивает успех в деятельности.

  • На третьем этапе детям предлагают обрисовывать пальчиком в воздухе силуэт искомой фигуры, намеченной для вырезания. Педагог и ребенок совместно оценивают четкость представлений (ребенка) о форме предмета, что представляет успех его деятельности.

Таким образом, в заданных обстоятельствах ребенок не получает показа, а сам с помощью вопросов воспитателя ищет и находит пути решения поставленной задачи. Роль педагога – мобилизовать в этот момент внимание на исследование образа, и добиться того, чтобы используемый ребенком в конкретных условиях способ изображения одного предмета был успешно применен им в случаях выбора нового предмета для изображения. В этих условиях он (ребенок) должен уметь применить усвоенный способ действий в новых обстоятельствах – перенос – это важное качество ума, которое свидетельствует о его развитии и способствует использованию ранее полученных знаний в новых условиях деятельности. Он является показателем качественной подготовки ребенка к школе.

  Отказ от  способа изображения,  и поэтому была разработана и апробирована в работе с детьми технология обследования предмета. Освоив, алгоритм сенсорного обследования, дети приобретают способность изображать в аппликации любой задуманный образ предмета. Наблюдения показали, что дети выходят на этап саморазвития, когда дети могут ставить перед собой цель и контролировать свои  действия, проявляя волю упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Обследуя фигуру, в процессе ее создания ребенок получает выразительные образы, вызывающие восхищение и удивление не только родителей, но и сверстников. Процесс обучения сенсорному обследованию мы начинали с животных.  

Анализ имеющихся материалов обнаруживает следующие изменения в развитии воспитанников (дошкольников)

  • Овладев силуэтным вырезыванием, дети смогли вырезать любые силуэты по памяти, что позволило сделать работы более индивидуальными, творческими и выразительными;
  • Дети научились придумывать занимательные истории о жизни объектов природы, животных, в настоящем и будущем времени рассказывать об их чувствах, взаимоотношениями с другими объектами;
  • У детей формируются коммуникативные способности: умение сообща размышлять над замыслом (обдумывать тему, сюжет, как будет делать; композицию , материал, инструменты способы действий); умение анализировать не только  успех , но и неудачу; определять почему не нравится работа, что хотелось бы в ней переделать, исправить, каким образом это лучше осуществить;
  • Дети научились целенаправленно общаться и целенаправленно помогать друг – другу, объединяться, работать коллективно и индивидуально;
  • Произошла положительная динамика в развитии эмоциональной сферы дошкольников в появлении добрых чувств, поступков, в отношениях со сверстниками и взрослыми;
  • У детей развились умственные способности, зрительное восприятие, пытливость, инициатива, самостоятельность;
  • Дети стали проявлять интерес к произведениям живописи, народно – прикладному искусству, книжной графике, выделять выразительные средства в различных видах искусства (форма, мастера, художника, цвет, композиция);
  • У детей сформировалась способность эстетически оценивать не только продукт собственного труда. но и произведения мастера, художника.

Отказавшись от способа изображения,  была разработана и апробирована в работе с детьми технология обследования предмета. Освоив, алгоритм сенсорного обследования, дети приобрели способность изображать в аппликации любой задуманный образ предмета. Наблюдения показали, что дети выходят на этап саморазвития, когда дети могут ставить перед собой цель и контролировать свои  действия, проявляя волю, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Обследуя фигуру, в процессе ее создания ребенок мог получать выразительные образы, вызывающие восхищение и удивление не только родителей, но и сверстников. Процесс обучения сенсорному обследованию мы начинаем с животных; тем  не менее, дети могут перенести этот способ на изображение любых других предметов (вертолеты, корабли, машины и даже силуэты человека в движении). Это является показателем высокого уровня развития наглядного, образного и планирующего мышления, внутренней и внешней речи, ручной умелости, самоорганизации, волевой целеустремленности, что служит всестороннему развитию ребенка в том числе и познавательному развитию!

Эта технология позволяет формировать интегративные качества личности: умение ставить познавательную цель; овладели способами интеллектуальных действий.

Произошла положительная динамика в развитии эмоциональной сферы

дошкольников в появлении добрых чувств, поступков, в отношениях со сверстниками и взрослыми; самостоятельно анализировать образ и рассуждать о том, ка его вырезал мастер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Мой край родной далёкий, близкий»

Содержание программы направлено на создание условий для развития личности дошкольника; развитие мотивации личности дошкольника к познанию и творчеству; обеспечение благополучного эмоционального развит...

Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Прикоснись к природе сердцем»

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир сто...

Авторское дидактическое пособие для старшего дошкольного возраста «Аквариум с рыбками»

Результативность дидактического пособия подтверждается следующими знаниями детей к концу года: знание основных пород аквариумных и речных рыбок, основные навыки ухода за ними, развитие творческих сп...

Авторское дидактическое пособие для старшего дошкольного возраста «Солнечная система»

Дидактическое пособие «Солнечная система» способствует развитию памяти, внимания, воображения, мышления, наблюдательности, изучению и закреплению названий планет, а также развитию творческих способн...

Авторская презентация для детей старшего дошкольного возраста «Как устроен человек?»

Презентация "Как устроен человек?"  способствует систематизации знаний старших дошкольников о внутренних органах человека, их назначении;  учить детей бережному отношению к своему телу и здо...

Подвижные игры в авторской обработке для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: Развивать ловкость, умение взаимодействовать друг с другом, добиваться согласованности движений....

«Восприятие художественных текстов с помощью презентаций авторских произведений для детей старшего дошкольного возраста»

Ключевые слова: художественное восприятие, авторские произведения, старший дошкольный возраст, методические рекомендации....