Совместные проекты с родителями по художественной деятельности в детском саду и дома.
статья

Елена Сергеевна Шуманская

Художественная деятельность является наиболее эффективным средством для художественно-эстетического развития детей. В свою очередь художественно-эстетическое развитие является одной из важных задач развития творческой личности дошкольника. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместные проекты с родителями по художественной деятельности в детском саду и дома.

Уважаемые коллеги!

Современные родители оставляют воспитание, обучение и развитие своих детей на откуп общеобразовательным учреждениям. Зачастую, родители мало интересуются успехами своих детей. Заинтересовать их очень трудно, а привлечь к совместной деятельности практически невозможно. А ведь именно в совместной деятельности и происходит полноценное развитие ребенка. Дошкольный возраст – это период, очень восприимчивый ко всему, что происходит вокруг. Все, абсолютно все, что происходит с ребенком дошкольного возраста, оставляет свой след на всю его дальнейшую жизнь. Именно в этот период детям особенно необходимо внимание родителей. Упущенное в это время уже не восполнится никогда. Очень трудно донести до современных, образованных и очень – очень занятых родителей мысль о том, что ребёнка надо не только накормить, одеть, уложить спать, но и общаться с ним, научить его размышлять, думать, сопереживать. А как здорово всё делать вместе — играть, гулять, разговаривать на разные темы, делиться секретами, придумывать разные истории, делать поделки, читать книжки и даже смотреть мультики. Для ребенка дошкольного возраста взрослый – это целый мир, такой загадочный и неизведанный. Ему интересно все, что мама и папа делают, о чем они говорят и т. д. И если родители будут делать то, что малышу нужно, полезно и интересно, то и малыш будет воспринимать это как норму. Это полезно и для становления адекватной самооценки детей. Ведь когда ребенок получает похвалу от значимого взрослого, он чувствует себя действительно важным и ценным, понимает, что старался не зря. А когда родители в процессе совместного творчества немного помогает и направляет его, он понимает, что нет ничего невозможного, было бы желание. Итак, чем же заняться с ребенком? Какая совместная деятельность наиболее доступна родителям и детям? Какая совместная деятельность поможет развить в ребёнке чувство значимости? Бесспорно – совместная художественная деятельность! Совместная художественная деятельность детей и родителей создает массу положительных эмоций и теплую атмосферу в доме, стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Совместная художественная деятельность восполняет недостаток родительского внимания, она снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость. Художественная деятельность является наиболее эффективным средством для художественно-эстетического развития детей. В свою очередь художественно-эстетическое развитие является одной из важных задач развития творческой личности дошкольника. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства. Все виды музыкальной деятельности имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, в песенном, музыкально-игровом и танцевальном творчестве. Музыкально - образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Кроме этого к музыкальной деятельности детей относятся музыкально дидактические игры. Музыкальная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика музыкальных занятий дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Значение развития музыкальных способностей состоит в том, что они дают детям возможность успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивают осознание особенностей языка музыки, строения музыкальной речи. Художественно-речевая деятельность ребенка очень разнообразна: слушает сказки, рассказы; пересказывает их; пытается сочинять сам; выразительно читает стихи. Из русских народных сказок, произведений классиков — А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Некрасова, и советских поэтов и писателей — В. Маяковского, С. Маршака, С. Михалкова, М. Пришвина и многих других дети получают яркие, незабываемые впечатления. Особое место занимают стихи для заучивания наизусть. Они обогащают эстетические переживания детей, в них подмечены такие детали, такие образы, мимо которых дети проходили бы мимо. Образность и точность поэтического выражения сильно воздействуют на детей. Они очень хорошо чувствуют и меткость пословиц, и занимательность загадок. В их опыте накапливаются богатые впечатления. Театрализованные игры и игры-драматизации - одна из форм детской художественной деятельности, способствующих эстетическому воспитанию. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности. Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать искусством в полном смысле этого слова, но они приближаются к нему. Прежде всего, тем, что при разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Так же, как артистов волнуют впечатления, реакция зрителей, так и дети в театрализованной игре думают о воздействии на других людей. Для маленьких артистов важно, как у них получилось, понравилось ли окружающим. Другими словами, их заботит результат, которого они добились. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Гармоничное сочетание разных видов художественной деятельности в театрализованной игре позволяет решить задачу формирования художественного вкуса и творческой активности дошкольников. Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Изобразительная деятельность - наиболее эффективное средство для эстетического развития. Изобразительная деятельность как типично детская, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию ребенка. В процессе рисования ребенок старается придать своим работам выразительнообразное содержание. Пользуясь рисунком, цветом, силуэтом, ребенок изображает предмет, явление, придавая ему определенный характер — сказочный или реалистический, в котором сочетается и фантастический вымысел, и жизненная правда. В процессе аппликации ребенком может быть ярко представлена форма, цвет и величина изображаемого предмета, а также композиция нескольких элементов. Поэтому процесс аппликации особенно способствует развитию чувства ритма, цвета и формы. Лепка дает возможность показать предмет в трехмерном изображении. Пользуясь глиной, пластилином, ребенок может придать предмету любую форму, менять ее несколько раз, достигая большего совершенства. Почему же педагоги в совместной работе с родителями и детьми, из всех видов художественной деятельности, отдают предпочтение именно изобразительной деятельности? Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественной деятельности, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихи, песни, танцы. В изобразительной деятельности ребёнок пытается отразить свои знания и представления об окружающем мире, где передает образы воображения, воплотив с помощью разнообразных материалов в реальные формы. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства, выражает свое «Я», приобретает различные знания, овладевает изобразительными умениями и навыками, техническими приемами работы и различными вариантами изображения. Если ребенок проявляет творческую инициативу, ее необходимо поощрять. Важно помочь ребёнку воплотить его фантазию в жизнь. Самое главное условие совместного творчества родителей и детей – не нужно заставлять! Необходимо организовать правильно творческий процесс и получить от него удовольствие! Одним из основных условий для успешной реализации задач образовательной области «Художественное творчество» является тесное взаимодействие с родителями. Формы организации : • Конкурсы работ родителей и воспитанников. • Выставки детских работ для родителей. • Выставки с участием родителей. • Художественный досуг. • Дизайн помещений, участков. • Оформление групповых помещений, музыкального и физкультурного зала к праздникам. • Консультативные встречи, беседы. • Встречи по заявкам. Совместная деятельность с семьёй – это закрепление приобретённых знаний и опыта детей в художественной творческой деятельности. Воспитателям при взаимодействии с семьей по образовательной области «Художественное творчество» надо сформировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворить их потребность в самовыражении через развитие продуктивной и творческой деятельности. Зачастую в бешеном ритме современной жизни мы забываем о самом главном. Нам не хватает времени на самых дорогих и любимых людей. Мы очень мало проводим с ними времени. А потом удивляемся: «Почему мы такие разные? Почему не понимаем друг друга?». Родители должны понимать, что какими бы хорошими не были воспитатели, работающие с детьми, внимания и заботы их детям не заменит никто. В современных условиях детского сада так трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы и детского сада. Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни и побеждать! Только такой человек вырастет по настоящему - всесторонне развитой личностью! месяц Предварительная работа Сентябрь Анкетирование родителей на тему: «Что рисует ваш ребенок?» Открытое интегрированное занятие. Тема: «Хлебное дерево». Октябрь Консультация на тему « Роль рисования в жизни ребёнка». Мастер класс. Тема: «Осенний букет». Ноябрь Консультация на тему: «Роль аппликации в развитии мелкой моторики ». Мастер класс. Тема: «Геометрическая аппликация». Декабрь Беседа на тему: «Искусство русской глиняной игрушки». Мастер класс. Тема: «Лепка из солёного теста по народным мотивам». Январь Беседа на тему: «Природа цвета и цвет природы». Мастер класс. Тема: «Замок Снежной Королевы». Февраль Консультация на тему: «Как занять ребенка». Мастер класс. Тема: «Небывальщина». Март Консультация на тему: «Использование различного материала в изобразительной деятельности» Мастер класс. Тема: «Сказочный букет». Апрель Индивидуальная беседа на тему: «Приобщение к нетрадиционной технике рисования. Батик». Мастер класс. Техника батик. Тема: «Весенние цветы». Май Беседа на тему: «О взаимосвязи игры и изобразительной деятельности» Мастер класс. Тема: «Дворец солнца». Июнь Консультация на тему: «Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью, как часть эстетического и художественного восприятия». Открытое интегрированное занятие. Тема: «Таинственный мир». Благодарю за внимание! Литература 1. Аллахвердова Н. Дети рисуют. 2. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. 3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. 4. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. 5. Казакова Т.Г. Мир природы и детское творчество. 6. Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? 7. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. 8. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др. 9. Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания. 10.Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. / Н.А.Ветлугина. 11.Сергеева Н. Рисунки – откровения детской души. 12.ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей на тему "Занятия изобразительной деятельностью в детском саду и дома"

Советы родителям по детскому творчесву дома и в ДОУ для детей младшей группы...

Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду и дома»

Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дете...

Консультация для родителей: «Театрализованная деятельность в детском саду и дома»

Для чего нужна театрализованная деятельность.Какие виды театра можно сделать дома...

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду и дома".

Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. Это «волшебный край», в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Дети учатся замечать хорошие и плохие пост...

Проект "Опытно -экспериментальная деятельность в детском саду и дома"

Это актуальная проблема в наше время. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, а соответственно - быстрее и полноценнее развиваются вс...