Развитие конструктивных навыков у детей младшего возраста через систему развивающих игр
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Салихова Зульфият Курбановна
Цель моей работы – это формирование конструктивных навыков детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstruirovanie_v_zhizni_rebyonka.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие конструктивных навыков у детей раннего возраста через систему развивающих игр».

Это одно из любимых занятий детей  раннего возраста, как второго года жизни, так и третьего.

 Очень часто конструирование воспринимается нами, как игры со строительным материалом, игры – забавы.  Но на самом деле конструирование развивает, прежде всего, интеллектуальные способности детей:

  • умение логически мыслить
  • комбинаторные способности
  • пространственные представления
  • умение осуществлять анализ и синтез

Цель моей работы – это формирование конструктивных навыков детей раннего возраста.

В своей работе я поставила следующие задачи:

1. Игры со строительным материалом. Здесь я развивала следующие умения:

  • накладывать кубик на кубик;
  • прикладывать кирпичик короткой или широкой гранью (дорожка);
  • устанавливать строительный материал ряд, узкой стороной или широкой (заборчик);
  • делать простейшие перекрытия на устойчивой основе.

Я использовала следующие приемы:

1. Пошаговой инструкции – это когда дети шаг за шагом повторяли мои действия.

2. Опредмечивания – когда в простейшей постройке ребенок учился видеть образ: домика, башенки, заборчика.

3. Образец воспитателя – это реально построенный «Домик», «Заборчик», «Дорожка». И дети строят,  ориентируясь на «волшебные слова» взрослого: «Сделай такой же», «Сделай как у меня».

Это был самый первый этап моей работы с детьми с 1-го года до 2- х лет и с детьми 2 – х до 3- лет на первое полугодие.

Для более удобной работы я разработала картотеку образцов для воспитателя. Демонстрация картотеки образцов (№ 1). В дальнейшем уже во 2-ой младшей группе я могу их использовать для детей, но в самостоятельной деятельности.

На втором этапе,  со второго полугодия 1 младшей группы я использовала проблемно-поисковый метод. Этот метод очень актуален. Но использовать его можно, только пройдя первый этап, создав определенную базу умений, когда дети  в  результате неоднократного использования одних и тех же способов деятельности в разных ситуациях приходят к обобщению умений.

Здесь мы так же используем образец воспитателя, но ставя перед ребенком проблему. Например: «У нашей куклы Кати сегодня день рождения. Она пригласила в гости маленького зайчика и большего мишку. Для маленького зайчика у нас построена маленькая дорожка, а Мишке не пройти, потому что он большой. Что же им делать? Давайте поможем им?»

Вариантов таких ситуаций очень много и они позволяют детям самостоятельно искать способы решения поставленных задач.

К концу года возможно и применение приема моделирования. Одним из видов конструирования является конструирование по графическому образцу, то есть рисунку. Очень часто в качестве образца ребенок получает рисунок, на котором изображены контуры всех элементов, составляющих данное изображение. Вот к  примеру

Так как контуры формы, цвет и расположение отдельных элементов очень четко показаны, задача ребенка состоит в том, чтобы воспроизвести в своей конструкции то, что изображено на рисунке.

Постройка по такому расчлененному на отдельные детали образцу исключает собственную конструктивную, творческую деятельность ребенка.

Развитию зрительного анализа будет способствовать проблемная ситуация, поставленная перед ребенком, например, в том случае, когда в качестве образца, предъявляется целостная «модель» постройки, то есть, такое изображение, в котором скрыты отдельные конструктивные элементы.  Вот этот образец. Более правильное название этого образца - «модель».

В этом случае у ребенка появляется необходимость самому найти способ решения поставленной задачи.

Но переход к такой модели достаточно сложен. Поэтому я использую так называемый «переходный образец». Но перейти сразу к такому образцу  детям не понятно. По этому нужно использовать следующий приём: сначала  сделать постройку на столе,  а затем показать  «модель» на фланелиграфе и говоря детям,  что на рисунке и на столе это одно и тоже: «Я построила вот такой домик, а потом я его нарисовала. Вот он». В этот момент я сравниваю постройку и изображение по детально, обводя каждый элемент рукой. Затем предлагаю построить, ориентируясь на «Рисунок»- модель»,  но при этом убрав построенную постройку. И в дальнейшем можно давать другие «модели» без предварительной постройки.

В данном случае необходимо использовать строительный материал того же цвета, что и «образец – модель».

Результатом данной работы является перенос навыков и умений в самостоятельную деятельность. Доставляет большое удовольствие видеть как дети применяют все это в своих играх, используя различный материал, который представлен в развивающей среде: большой конструктор, модули, бросовый материал.

Также я использовала такой универсальный дидактический материал, как мозаика. Задачи этой работы следующие:

  1. Развивать умение выкладывать элементы мозаики по всей поверхности платы осуществляя выбор из 2-4 элементов.
  • Веселые мячики,
  • Разноцветные шарики
  • Желтые цыплята
  • Яркие огоньки

Дети раннего возраста  учатся осуществлять пальчиковый захват, осваивают пространственные представления, ориентируясь на плате. К концу года дети выполняют  выкладывание из мозаики горизонтальных линий, осуществляя выбор из 4- цветов.

  • Зеленая травка,
  • Длинная дорожка,

Демонстрация плат 2

Приемы используемые на данном этапе – это прежде всего пошаговое руководство взрослого.

В первой младшей группе задачи усложняются. Дети выкладывают горизонтальные или вертикальные линии, чередуя цвета, а также выдерживая интервал между элементами.

Демонстрация плат 2

Следующий материал,  с которым я вас хочу познакомить это разрезные картинки. Работу с ними я начинаю со 2-го полугодия группы раннего возраста. Задачи этой работы – это умение складывать картинку, осуществляя синтез из 2-х частей, учитывая  разрез. Вначале я использовала картинки с вертикальным разрезом, так как этот разрез дает представление об общем образе предмета.  

Затем шло усложнение горизонтальный, смещённый вертикальный и горизонтальный..., и по диагонали. Затем можно использовать, ориентируясь на уровень детей три разреза. В работе с разрезными картинками мы реализуем задачи направления «Познание», интегрируя две области «Конструирования» и «Социализация».

Работа с пирамидками также вносит неоценимый вклад в интеллектуальное развитие.  Задачи этой работы следующие:

 умение нанизывать кольца с широким отверстием на широкий стержень из 2-4 колец путём манипуляции, дальше  умение нанизывать кольца путём возрастания из 3-4.

Усложнение может идти по пути уменьшения размера колец. Вначале берем кольца № 1, 5, затем 1,2 и т.д.

Работа с пирамидками не только развивает конструктивные навыки, но и развивает пространственные представления (большой – маленький), внимание, память и. д.

Приемы используемые в данной работе те же и пошаговая инструкция взрослого, и образец взрослого «сделай как я» и освоение, конечно в более старшем возрасте метода моделирования.

Возможности материала, с которым я работаю неограниченны, универсальны. И задачи работы все более будут усложняться, заставляя не только детей, но и меня саму осваивать все новые и новые приемы работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие конструктивных навыков у детей дошкольного возраста"

В данной статье конструирование, рассматривается как основная  деятельность детей дошкольного возраста. Дается краткая харктеристика развития конструирования по каждому возрасту. Развитие мелкой ...

Деловая игра «Развитие конструктивных навыков у детей дошкольного возраста»

Цель:Уточнить знания педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года.Закреплять и систематизировать знания педагогов по вопросам развития конструктивных навыков у воспитанников.Р...

Перспективное планирование по теме:«Развитие конструктивных навыков детей раннего возраста через систему развивающих игр»

Перспективное планирование по теме: "Развитие конструктивных навыков через систему развивающих игр"...

Перспективное планирование по теме:«Развитие конструктивных навыков детей раннего возраста через систему развивающих игр»

Перспективное планирование по теме: "Развитие конструктивных навыков через систему развивающих игр"...

Презентация "Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста через систему развивающих игр"

Данная презентация помогает педагогам развить интеллектуальные способности детей через систему развивающих игр....