Диагностика
материал

Тумакова Анастасия Геннадьевна

Диагностика 2019-2020 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_0.docx66.14 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты по итогам педагогической диагностики

Уровня развития связной речи дошкольников

 (Кущ Н.В.  Диагностика речевого развития дошкольников: Методическое пособие – Глазов, 2003)

Цель: определение уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Критерии развития связной речи дошкольников:

  • активность в речевом общении;
  • связность и целостность изложения;
  • гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, пауз в связной речи;
  • грамматическая правильность построения предложений;
  • разнообразие лексических средств;
  • самостоятельность - наличие или отсутствие необходимости в подсказках взрослого.

Таблица 1. Уровни развития связной речи у детей старшего

дошкольного возраста

Уровни

Характеристика

«навык сформирован» 

(17 - 21 баллов)

Ребенок поддерживает непринужденную беседу, активен в речевом общении. Составляет самостоятельно описательный рассказ по игрушке, творческий сюжетный рассказ, соблюдая композиционную целостность, используя выразительные средства раскрытия образа (описание внешнего вида, портрета героя, его настроения, обстановки), придумывает оригинальный сюжет. Осознает структуру связного высказывания: выделяет в тексте начало, середину, конец, правильно определяет тему. Уместно использует средства связи (синонимическую замену, лексический повтор, местоименную связь). Без затруднений, самостоятельно пересказывает литературное произведение: связно, последовательно выразительно. Языковое оформление соответствует грамматическим нормам языка.

«навык сформирован частично»

 (12 - 16 баллов):

Ребенок поддерживает беседу со взрослым, отвечает на его вопросы, но иногда затрудняется в формулировке вопросов собеседнику. В составлении описательных и сюжетных рассказов нуждается в плане и помощи взрослого. Пересказывает литературное произведение с небольшой помощью взрослого. Выделяет не все структурные части текста, затрудняется в определении темы. Использование средств связи не отличается разнообразием (в основном местоименная связь или лексический повтор). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.

«навык не сформирован» 

(7 - 11 баллов)

Ребенок неплохо участвует в беседе со взрослым, но навыки в составлении рассказов недостаточно сформированы, нуждается в активной помощи взрослого. У ребенка нет осознания структурных частей текста. Затрудняется в определении темы. Пересказывает литературное произведение с помощью взрослого. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.

Первичные данные по выявлению уровня развития связной речи у дошкольников в сентябре 2019 года представлены в таблице 2.

Таблица 2. Уровень развития связной речи дошкольников

(сентябрь 2019 года)

уровни

кол-во детей/%

«навык сформирован»

1р (4,3%)

«навык сформирован частично»

12д (52,2%)

«навык не сформирован»

10д (43,5%)

Рисунок 1. Исходные данные диагностики уровня развития связной речи дошкольников (сентябрь 2019 года)

Сравнительный анализ уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста показал, что у 4,3% детей «навык сформирован», у 52,2% «навык сформирован частично» и у 43,5% детей «навык не сформирован».

Вывод. Большинство детей испытывают трудности при построении высказываний на уровне фразы. Резко выраженные нарушения наблюдались при составлении рассказа и пересказа. Отмечались серьезные затруднения в смысловой организации высказываний. Выполнение творческих заданий оказалось для детей практически недоступным. Исследования показали, что дети не владеют навыками самостоятельного составления рассказа, для их высказываний характерны крайняя бедность используемых языковых средств, наличие грубых ошибок, нарушающих связность повествования.

Сводные результаты повторного исследования представлены в таблице 2.

Таблица 3. Результаты вторичной диагностики уровня связной речи дошкольников (май 2020)

уровни

кол-во детей/%

«навык сформирован»

9д (39,2%)

«навык сформирован частично»

13д (56,5%)

«навык не сформирован»

1р (4,3%)

Рисунок 2. Повторная диагностика уровня развития связной речи  дошкольников (май 2020)

Вывод. Результаты вторичной диагностики, выявляющей уровень развития связной речи дошкольников показали, что 39,2% детей имеют показатель «навык сформирован», у 56,5% «навык сформирован частично», 4,3% воспитанников остались на уровне «навык не сформирован».

Рисунок 3. Сравнение исходного и конечного уровня развития связной речи дошкольников

Вывод. Как видно на рисунке 3, уровень развития связной речи дошкольников значительно повысился по итогам педагогической деятельности. Если в сентябре 2019 года у детей выявлены уровни: «навык сформирован» (4,3% детей), «навык сформирован частично» (52,2% детей), «навык не сформирован» (43,5% детей), то в мае 2020 года уровень развития связной речи у детей повысился: «навык сформирован» на 34,9%, «навык сформирован частично» на 4,3%, «навык не сформирован» снизился на 39,2%

Данные по выявлению уровня развития связной речи у дошкольников в сентябре 2020 года представлены в таблице

Рисунок 4.  Данные диагностики уровня развития связной речи дошкольников (сентябрь 2020 года)

уровни

кол-во детей/%

«навык сформирован»

10д (43,5%)

«навык сформирован частично»

12д (52,2%)

«навык не сформирован»

1р (4,3%)

Вывод. Результаты диагностики, выявляющей уровень развития связной речи дошкольников показали, что 43,4% детей имеют показатель «навык сформирован», у 52,2% «навык сформирован частично», 4,3% воспитанников остались на уровне «навык не сформирован».

Рисунок 5. Сравнение данных  уровня развития связной речи дошкольников

Вывод. Как видно на рисунке 5, уровень развития связной речи дошкольников значительно повысился по итогам педагогической деятельности. Если в сентябре 2019 года у детей выявлены уровни: «навык сформирован» (4,3% детей), «навык сформирован частично» (52,2% детей), «навык не сформирован» (43,5% детей) и  в мае 2020 года уровень развития связной речи у детей повысился: «навык сформирован» на 34,9%, «навык сформирован частично» на 4,3%, «навык не сформирован» снизился на 39,2%, то в сентябре 2020 года года у детей выявлены уровни: «навык сформирован» (43,5% детей), «навык сформирован частично» (52,2% детей), «навык не сформирован» (4,3% детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в  жизни че­ловека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.

Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских д...