"Развитие основ социального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр-ситуаций на материале краеведения"
статья (младшая группа)

Обобщение опыта работы по теме "Развитие основ социального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр-ситуаций на материале краеведения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме

 «Развитие основ социального интеллекта у  младшего дошкольника через сюжетно-ролевые игры- ситуации на материале краеведения»

Хорошо развитый соц.интеллект является необходимым условием адаптации личности в обществе.

Обобщив  суждения  исследователей, можно сделать вывод, что социальный интеллект — это способность успешно выстраивать взаимоотношения с окружающими и ориентироваться в социальной среде. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, свое собственное поведение, а также действовать сообразно ситуации.

 Считается, что в младшем дошкольном возрасте   приобретаются первые формы социального интеллекта, т.к. возрастные особенности детей 3-4 лет переходят на новый уровень взаимоотношений взрослого и ребенка. У  малыша возрастает интерес к сверстнику, он может различить эмоциональное состояние другого человека и понять весело ему или грустно, удивляется он или сердится.

Имеющиеся в отечественной психологии работы затрагивают проблему социального интеллекта преимущественно в аспекте коммуникативной компетентности (А. А. Бодалев, Е. С. Михайлова, А. И. Савенков, Ю. Н. Емельянов, М. А. Холодная, А. Л. Южанинова и др.). : умение хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения; в овладении навыками построения, поддержания и развития взаимоотношений, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), умение согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия, умение регулировать свои действия в соответствии с нормами поведения.

  Этот аспект развития социального интеллекта дошкольников и стал основой для моей работы по данному направлению.

Одним из наиболее эффективных подходов формирования социального интеллекта младших дошкольников, на мой взгляд, является вовлечение их в сюжетно-ролевую игру.

Игра- это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения социального опыта. Игра помогает становлению взаимоотношений ребенка с другими детьми .В процессе игры усваиваются правила поведения,  раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, нравственные и физические качества,  а также развиваются внимание, память, воображение, речь, мышление,  что является важным условием развития социального интеллекта.

Т.к. одним из приоритетных направлений  работы  нашего ДОУ по реализации основной образовательной программы дошкольного образования является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, то большое внимание уделяю играм на темы: «дочки- матери», «семья», «детский сад».Ведь  чувство любви к Родине, в частности к малой родине, начинается у малышей с привязанности , любви к матери, членам семьи, своему дому, сотрудникам д/с.

Индивидуализация образовательного процесса, внимание к интересам каждого ребенка является основой  работы с детьми младшего дошкольного .возраста

Но нужно понимать, что возможности игры в развитии социального интеллекта во многом зависят от профессионального мастерства воспитателя, в том числе от умения создать в группе атмосферу  психологического комфорта и эмоционального благополучия, а также от умения найти  правильный подход к каждому малышу,  опираясь на лучшие черты характера, интересы и способности. Это достигается за счет внимания ко всем детям и к каждому в отдельности, за счет уважения к  индивидуальности малыша, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства, доброжелательного общения. 

Опыт показывает, что сблизиться с ребенком, найти к нему подход также помогает игра. Нужно лишь правильно организовать игру, обогащая ее содержание. Поэтому необходимо не только непосредственно играть с детьми, но и внимательно наблюдать самостоятельную игру всех детей и каждого ребенка в отдельности.

Все с-р игры-ситуации , направленные на развитие основ социального интеллекта, можно разделить на 3этапа:

игра с игрушкой-партнером,  партнером- взрослым,  партнером-сверстником

1.Партнер – игрушка

Самодеятельные игры детей 3-4 лет просты, в них много внимания отводится игрушке, которая является стимулом к игре, ее организующим началом: кукла побуждает играть в дочки-матери, машина- в шофера. Малыш не просто играет игрушкой, он ее одухотворяет, воспринимает, как друга. Ценность этого этапа- ребенок  не только усваивает  игровые действия, игрушка дает широкий простор его воображению, развивает организаторские способности, самостоятельность, возбуждает активность, способствует возникновению интереса к игре сверстников.

На игрушку он переносит то, что хотел бы сделать сам, т.е это дает ему  возможность самореализоваться.

2 .Партнер-взрослый

Но использование только игрушки в качестве партнера по игре может тормозить дальнейшее развитие  ребенка. Поэтому,  приветствуя и развивая  игры ребенка с партнером-игрушкой, необходимо перенастраивать его на партнера-взрослого. Для этого надо показать ребенку взрослого как привлекательного партнера по игре: такой партнер может ответить на вопросы, его можно послушать,он может придумать интересную игру. При этом в играх необходимо воспроизводить  не только действия людей, но и их добрые и заботливые отношения друг к другу.

 Ценность второго этапа: в игре со взрослым у ребенка начинается переход от сюжетно-отобразительной  игры к сюжетно--ролевой . А это дает возможность придумывать и решать бытовые ситуации, развивать диалогическую речь, а значит умение контактировать с партнером- взрослым, подстраиваться под него и при этом добавлять что-то свое.

На третьем этапе воспитатель перестраивает ребенка на игру со сверстником, как с партнером, делегируя свои функции, вовлекая детей в совместную со взрослым игру. Вовлечение в совместные игры происходит постепенно и очень осторожно- легче усваивают навыки коллективной игры дети общительные.В игре возникают и укрепляются детские .коллективы. Ребята узнают друг друга, выбирают себе друзей, учатся согласовывать свои интересы с желаниями своих товарищей. Учитывая особенности детей младшего .дошкольного возраста, важно содействовать их играм небольшими подгруппами. В таких играх ярче проявляются симпатии ребят, основанные на взаимной привязанности.

Ценность этого этапа-в обществе сверстников дети оживляются, становятся активнее, самостоятельнее, симпатии детей углубляются. Как только ребята почувствуют друг в друге приятных партнеров, они могут сами вступать в игровые контакты. В результате появляются 1 детские объединения, в которых малыши пытаются сами регулировать свои отношения.

Т.о. все три этапа становления сюжетно-ролевой  игры у детей младшего дошкольного возраста , а следовательно формирования основ социального. интеллекта важны , потому что у ребенка плавно  развивается игровая деятельность, а так же  коммуникативная и социальная компетенция.

При этом влияние взрослых на формирование основ социального интеллекта осуществляется двумя способами: непосредственно, через организацию индивидуального опыта ребенка (включая активизацию наблюдения и анализирования действий и поступков других людей и своих собственных) и опосредованно, через словесные обозначения его индивидуальных качеств, вербальную оценку его поведения и деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию. Тема: "Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр" на 2018-2019 учебный год

Самообразование на тему: "Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр" на 2018-2019 учебный год...

Формирование представлений на тему: " Мир профессий" у детей младшего дошкольного возраста, посредством сюжетно-ролевой игры, в интеграции с познавательной деятельностью.

Цель:  Формирование познания на тему профессий, у детей младшего дошкольного возраста, через сюжетно-ролевою игру.Задачи: 1. Развивать воображение, внимание, логическое мышление.2. Способствовать...

Доклад на тему: «Формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Доклад на тему: «Формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»...

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Формирование основ  финансовой грамотности у детей  старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»...

"Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр"

Актуальность сюжетно-ролевых игр в образовательной деятельности ДО позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, формирует умение детей погружаться в роль специалиста той ил...

Самообразование "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр"

В современном обществе происходят существенные изменения экономического характера, связанные со сложившимися рыночными отношениями, что определяет интерес к экономическому воспитанию и финансовому про...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется ...