"Лепбук" как современное средство обучения детей дошкольного возраста"
материал

Жегалина Юлия Владимировна

Обобщение педагогического опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

                Условия возникновения опыта.

     Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

    Развивающая педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.      Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать по определенному признаку, получать удовлетворения от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

    В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

  1. Актуальность и перспективность.

    Для реализации требований федерального государственного образовательного стандарта и решения задач обучения, развития и воспитания детей педагоги дошкольного образования в настоящее время ищут эффективные средства работы с детьми. Одно из таких средств – лэпбук, обеспечивающий реализацию деятельностного подхода, в ходе которого дети  не получают знания в готовом виде от взрослого, а самостоятельно их добывают. Тем самым они учатся организовывать свою деятельность и последовательно добиваться собственного результата. Поэтому я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.

     Актуальность данной темы заключается  в том, что ЛЭПБУК – это отличный способ изучения, закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели.

    Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.  

    Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. В научной литературе лэпбук не выделяют как одно из основных средств обучения, поэтому есть необходимость в его разработке.

    Цель опыта – оптимизация образовательного процесса познавательного развития дошкольников через использование современной образовательной технологии «лэпбук».

Задачи опыта:

 1.Отбор оптимальных методов педагогического воздействия на познавательное развитие дошкольников.

2.Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.

3.Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.

4.Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать и организовывать информацию.

5.Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала, и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.

  1.  Новизна опыта.

    Новизна педагогического опыта работы с лэпбуком является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание темы, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

    Информация, представленная в лэпбуке, выполняет познавательную и развивающую функцию. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, а также лучше понять и запомнить данный материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет материал. И наконец, это просто очень интересно.

   Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:

- включенность воспитателя наравне с детьми,

- добровольное присоединение детей к деятельности,

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности,

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Лэпбук могут делать:

  • Педагоги;
  • Педагоги с детьми;
  • Педагоги, дети и родители;
  • Дети и родители;
  • Родители
  • Дети самостоятельно, что будет последней, высшей ступенью развития познавательной деятельности детей.

Лэпбук можно использовать как в детском саду, так и дома.

В зависимости от назначения:

учебные;

•игровые;

•поздравительные,

•праздничные;

•автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)

В зависимости от формы:

стандартная книжка с двумя разворотами;

•папка с 3-5 разворотами;

•книжка-гармошка;

•фигурная папка.

Организация материала:

•стандартные кармашки;

•обычные и фигурные конверты;

•кармашки-гармошки;

•кармашки-книжки;

•окошки и дверцы;

•вращающиеся детали;

•высовывающиеся детали;

•карточки;

•теги;

•стрелки;

•пазлы;

•чистые листы для заметок и т.д.

  1. Теоретическая база опыта.

     Первоначально идея создания лэпбуков появилась за рубежом, затем была перенесена в нашу страну. В дословном переводе с английского lapbook – наколенная книга. По мнению Т. Пироженко, одной из первых в практике работы с детьми,  использовавшей лепбук, он представляет собой папку, содержащую познавательную информацию, занимательные игры и упражнения по определенной теме. В свою очередь, педагог Д.А. Гатовская отмечает, что применение лэпбука следует рассматривать как  технологию обучения, новую форму организации  учебного материала, метод представления темы или средство, которое могут применять все участники образовательного процесса: дети, родители, педагоги. Таким образом, можно сказать, что лэпбук – это комплексное учебное пособие, которое направлено на актуализацию представлений, на развитие  творческого потенциала в рамках заданной темы, не только расширяющего кругозор, но и формирующего навыки и умения.

   В ФГОС ДО определены требования к развивающей предметно – пространственной среде группы детского сада: трансформируемость, полифункциональность,  вариативность, доступность, насыщенность. Лепбук, является частью этой среды, позволяет реализовать следующие требования:

  • трансформируемость среды проявляется в возможности изменения пространства групповой комнаты при помощи внесения или  перемещения лэпбуков в разных центрах активности в  зависимости от необходимой образовательной ситуации и с учётом интересов, потребностей и возможностей детей;
  • полифункциональность, то есть использование  лэпбука  в разных видах детской  деятельности (познавательной, исследовательской, игровой, экспериментальной);
  • вариативность проявляется при осуществлении детьми свободного выбора способов работы с интересным для них в данный момент лэпбуком. Кроме того, данный принцип представлен и в различных вариантах использования каждой части лэпбука;
  • доступность среды отражена в возможности детей использовать лэпбуки самостоятельно в свободной деятельности, поскольку ихструктура и содержание соответствует возрастным и индивидуальным возможностям детей дошкольного возраста;
  •  насыщенность – внесение лэпбуков в среду группы – обогащает ее, позволяет реализовывать образовательную программу: в нём можно собрать информацию по определенной теме, систематизировать материал, организовать его так, чтобы новые сведения стали понятны детям и легче запоминались. Кроме того, лэпбук можно использовать в разных видах детской деятельности: игровой, познавательной, исследовательской и творческой.

    Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

    Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.  

 

  1. Ведущая педагогическая идея  моей работы заключается в  создании банка макетов лэпбуков по некоторым тематическим  неделям, в соответствии с основной образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения,  для их систематического использования в качестве формы организации образовательной деятельности обучающихся.

  1. Результаты опыта

    Результаты  наблюдения педагогического  процесса с помощью лэпбуков  показали,  что  дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес  к  участию  в  совместной  деятельности.  Значительно  вырос познавательный  интерес,  любознательность,  самостоятельность  и инициативность  в  решении  поставленных  задач.      Изучаемый  материал успешно используется детьми в повседневной жизни.

     Таким образом, видим, что «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

  1. Интернет источник https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/217884-proekt-ljepbuk-kak-sovremennoe-sredstvo-obuch
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-синтез, 2008. 112 с.
  3. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. Науч. Конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

4. Журнал «Ребенок в детском саду» №4 2017г. Предметно – развивающая среда. «Лэпбук-многофункциональное пособие для развития речи».

5. Интернет источник https://cyberleninka.ru/article/n/lepbuk-kak-sredstvo-aktivizatsii-slovarya-detey-doshkolnogo-vozrasta/viewer

6. Интернет источник https://multiurok.ru/files/opyt-raboty-na-temu-lepbuk-kak-sredstvo-razvitiia.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»

Лэпбук - это универсальное пособие, которое может быть использовано при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию....

Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста

Сегодня государством поставлена задача - подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. В связи с этим перед нами педагогами встала задача поиска новых нестандартных форм взаимодейс...

Проект «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» в подготовительной к школе группе на 2017-2018 уч.г.

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей....

Проект «Лэпбук - современное средство обучения детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №5 «Солнышко»       Проект«Лэпбук - современное средство обучения детей до...

Инновационный проект на тему: «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»

Развитие познавательно-исследовательской активности и интеллекта, развитие адекватной инициативности и самостоятельности детей в процессе создания «лэпбука», путем внедрения инноваци...

Проект «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста».

Данный проект будет интересен воспитателям детского сада и неравнодушным родителям, которые делают всё возможное для всестороннего развития своих детей. Лэпбук - это интерактивная папка, а по-другому ...

Мастер- класс "Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста" (текст)

Мастер- класс поможет моим коллегам использовать лэпбук в своей работе....