Психолого-педагогические технологии работы с детьми раннего и дошкольного возраста. АРТ-терапия. Куклотерапия.
статья

Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов. Также было открыто, что куклы помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральный паралич), с помощью кукол (в процессе репетиций) постепенно реабилитируются.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

АРТ-ТЕРАПИЯ. КУКЛОТЕРАПИЯ.

Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов. Также было открыто, что куклы помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральный паралич), с помощью кукол (в процессе репетиций) постепенно реабилитируются.

В 1917–1922 гг. первые советские кукольники стали работать и создавать методики по многим направлениям: оздоровление детей, устранение заикания, реабилитация после сильных стрессов, обучение, лечение детей, ограниченных в движении. В этой работе принимал регулярное участие в конце 20-х гг. Ленинградский "Театр Петрушки" под руководством Деммени совместно с Ленинградским институтом профессора Г.И. Турнера.

Для современного ребенка кукла:

- прежде всего, милая игрушка, которую можно превратить в некоего символического партнера для игры;

- взрослый учит ребенка воспринимать куклу как объект для эмоционального общения;

- играя с куклой, малыш учится рефлексии, эмоциональному отождествлению;

- в кукол вкладываются чувства, обычно наиболее присущие ребенку;

- служит «опорой» для образной игры, выступать в качестве реалистических внешних атрибутов в подражательной игре, быть в качестве манекенов, на которые ребенок проецирует свои чувства, или привычными успокаивающими предметами для испуганного ребенка.

Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили?

Люди издавна наделяли кукол мистическими свойствами. Их часто использовали в магических целях для изгнания болезней, создания оберегов, скрытого влияния на человека. На Руси тряпичную куклу дарили новорождённому для защиты от нечистой силы, невесте, покидающей дом, матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. И, конечно же, кукла во все времена была любимой детской игрушкой.

Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии:

  • психодраме,
  • игротерапии,
  • сказкотерапии,
  • арт-терапии.

Куклотерапия шикоро используется:

  • для разрешения интра – и интерперсональных конфликтов;
  • для улучшения социальной адаптации;
  • при коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии;
  • для эмоционального развития детей;
  • в  целях профилактики дезадаптивного поведения.

Процесс куклотерапии проходит в 2 этапа:

1. Изготовление кукол.

Процесс изготовления кукол также является коррекционным.  Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение. В куклотерапии используются следующие виды кукол и атрибуты.

Виды кукол

Задачи, решаемые с помощью кукол

Перчаточные

куклы.

1. Развитие самоконтроля.

2. Развитие коммуникативных навыков.

3. Развитие эмоциональной сферы.

4. Развитие речи

 Куклы настольного театра.

1. Профилактика и коррекция страхов.

2. Развитие семейных отношений (при совместной деятельности детей и родителей).

3. Развитие выразительности и четкости речи

Куклы –марионетки.

1. Развитие креативности.

2. Развитие грубой и мелкой моторики.

3. Снятие эмоционального напряжения.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Укрепление внутрисемейных отношений

(при совместной деятельности детей и родителей).

6. Развитие речи.

7. Развитие пространственной ориентации.

8. Активизация личностных ресурсов.

9. Повышение самооценки и способности

преодолевать трудности.

 Варежковые куклы

1. Развитие фантазии.

2. Развитие импровизации.

3. Развитие эмоциональной сферы.

4. Развитие выразительности и четкости речи.

Бусы.

1. Развитие мелкой моторики.

2. Развитие творческого воображения, фантазии.

3. Снятие эмоционального напряжения.


Фактура материала, из которого сделана кукла или зверушка,  играет значительную роль:

  • Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим  одно и то же животное, но с разной фактурой.
  • Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру.
  • Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять.
  • С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие, радость.
  • Важное соотношение имеет соотношение размеров головы и тела игрушки (установлено, что определенная пропорция фигуры вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверушки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза – такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств).
  • У традиционной «прекрасной» куклы большие глаза, обрамленные длинными ресницами, короткий носик, маленький яркий рот. Белые, золотые, рыжие, черные волосы. Такая кукла обязательно получает имя. Она может быть принцессой, мамой, дочкой. В «прекрасную» куклу мальчики, как правило, не играют.
  • У характерной куклы (кукла – мальчик или кукла – девочка) выражены определенные человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т. д. Эта кукла несет в себе характерологическую заданность, от которой нередко зависит разыгрываемый с ней сюжет. Этих кукол любят все дети.
  • Куклы – герои народных и авторских сказок несут в себе заданность образа, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре.
  • Кукла, изготовленная своими руками, становится «родной», процессы идентификации и проецирования проходят глубже, ярче, полнее. Любое изготовление куклы – своего рода медитация. Работая с куклой у ребенка «включаются» механизмы проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

2. Использование кукол для коррекции психического состояния детей.

  • Ребенку сначала во всем помогает взрослый, у которого он учится наделять куклу положительными качествами.
  • Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха.
  • Ребенок переживает со своей куклой все события собственной жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.
  • Кукла или мягкая игрушка выступают в качестве идеального друга, который все понимает и не помнит зла.
  • Кукла, как и мишка, обезьянка, собачка и др.,- объект для  общения во всех проявлениях ребенка, партнер по общению в игре.
  • У каждого нормально развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по – своему привязывается к своей игрушке,  переживая, благодаря ей, множество разнообразных чувств.

Куклотерапия может применяться в различных формах. Одной из самых действенных форм работы считается "кукольный театр". Особенно хорошо этот метод работает с детьми. "Спектакль" может разыгрываться как в группе, так и при индивидуальной работе. Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран из известных пьес и сказок, подходящих по содержанию.

Что дает ребенку игра в кукольный театр?

Возможность ребенку смоделировать собственный мир, который будет являться отражением «настоящего» мира, мира  взрослых.

В этом моделировании параллельно происходит два очень важных для развития ребенка процесса:

  1. подражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детского развития. Раз за разом ребенок повторяет движение, ситуацию, фразу, сказку, отслеживая при этом реакцию окружающих. Через подражание ребенок учится самоопределению.
  2. процесс создания своего, нового мира, т.е. творчества.Сюжет сказки - лишь опора для малыша, лишь толчок к самостоятельному творчеству.

В идеале, кукольный театр нужен ребенку как возможность  для бесконечных экспериментов, модуляций.

Важно дать ребенку возможность свободного познания окружающей действительности. Поощрять его не только в том, чтобы он выучил, запомнил и «правильно» сыграл ту или иную роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он сможет реализовать свои фантазии.

Такой подход раскрывает значимость кукольного театра в коррекции психического развития детей.

Список литературы:

  1. Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках. // Дошкольное воспитание, № 4, 2005.
  2. Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание № 3, 1995.
  3. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974
  4. Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003.
  5. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.
  6. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Феноменология развития и бытия личности: Избранные психологические труды / В. С. Мухина; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.
  7. Психология личности и деятельности дошкольника. Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965.
  8. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста

Анализ причин неуспеваемости детей в начальной школе свидетельствует о том, что корни этого явления уходят в дошкольный возраст. Нарушение процессов письма и чтения является одним из проявлений несфор...

Педагогические основы коррекционно- развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Выделяем три области, которые нуждаются в системном подходе при организации коррекционно-педагогической поддержки, оказываемой проблемному ребенку и членам его семьи:характер взаимодействия взрослого ...

Выступление на РП(М)О «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста (из опыта работы)»

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях с детьми дошкольного возраста»...