Консультация для педагогов:" Формы вовлечения родителей в педагогический процесс с целью повышения эффективности познавательного развития детей с ОВЗ."
консультация по коррекционной педагогике

Грачева Юлия Валерьевна

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx569.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Формы вовлечения родителей в педагогический процесс с целью повышения эффективности познавательного развития детей с ОВЗ.

Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт.

Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Педагоги понимают, что без тесного сотрудничества с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

 Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС – повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ.

Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в дошкольном возрасте. Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

- работа с коллективом детского сада по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;

- повышение педагогической культуры родителей;

- вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи работы:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.IMG_7899.JPG

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:

1) доброжелательный стиль общения;

2) индивидуальный подход;

3) сотрудничество, а не наставничество;

IMG_7903.JPG4) тщательная подготовка к каждому мероприятию;

5) динамичность.

Новые формы и методы работы ДОУ с семьей:

-"Круглый стол" по любой теме;

- собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;

- интервью с родителями и детьми на определенные темы;

-тематические выставки;

-консультации специалистов;IMG_7900.JPG

-устный журнал для родителей;

-семейные спортивные встречи;

-почта и телефон доверия;

-конкурсы семейных талантов;

-семейные проекты "Наша родословная";

-открытые занятия для просмотров родителей;

-контрольные работы для родителей;

-аукцион секретов воспитания;

-родительская гостиная;

-портфолио семейного успеха.

Важные моменты:

а) все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;

б) содержание материалов необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

в) оформление материалов должно быть выполнено так, чтобы привлекать внимание родителей (текст - на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

IMG_7890.JPGг) содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Семинар-практикум для родителей детей с ОВЗ

«Познавательное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья»

Задачи:

- поиск эффективных путей взаимодействия с родителями;

-знакомство родителей с основными методами и приёмами работы по развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ.

Ход мероприятия:

Приветствие присутствующих на семинаре. Добрый день, уважаемые родители. Рада нашей встрече. Надеюсь на плодотворную и интересную работу. Итак, о том, что такое познавательная деятельность,  для чего её необходимо развивать  и в чем сложности формирования этой деятельности у детей с ОВЗ мы с вами не раз говорили. Сегодня я предлагаю вам необычное занятие, МЫ вместе поиграем в те игры, в которые мы играем на занятиях ДКРЗ с вашими детьми, и возможно, что-то из увиденного сегодня, Вам покажется, интересным и Вы будете использовать подобные игры в домашних условиях.

  1. Игра «Волшебная шляпа» (для родителей)

Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить
участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному
общению между собой.

Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём «Волшебную палочку» по кругу (из рук в руки), когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, говорит что-то хорошее о своём ребенке. По окончании игры все возвращаются на места.

Обмен впечатлениями: нравится ли Вам говорить хорошие слова о своём ребёнке? Приятно ли было окружающим слышать добрые слова адресованные детям?

(Подвожу итог): - Добрые слова вашим детям должны быть искренними, как прямыми, так и косвенными, т.е. чаще хвалить родителю ребенка.

2. - Дорогие мамы и папы, сегодня с таким положительным настроем, рассмотрим вопрос: формирования познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы сегодня – все участники, как единое целое, имеем общую цель – развить и воспитать ребенка.

- Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде.

Мы, взрослые, не должны идти у ребенка на поводу, но обязаны, умело и верно направлять действия ребенка, научить его познавать и изучать мир. Мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностей, внутреннего потенциала, научить любить окружающий мир.

Мы все хотим, чтобы наши дети не только блистали знаниями, но также были людьми большой души в отличной физической форме, которые умеют выражать свои эмоции и чувства, общаться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром.

Но все это невозможно без кропотливого труда нас самих, благодаря которому, наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт и знания.

3. - Исходя из вышесказанного, сегодня мы с вами  будем далее обсуждать вопрос о развитии познавательной деятельности детей.

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких процессов, как внимание, память, восприятие, мышление, и, конечно же речь.

-А как заинтересовать ребёнка, показать ему дорожку в мир знаний, как помочь ему в развитии??? (варианты ответов от родителей)

- Хорошо! А спросите-ка вы ребёнка, что он больше всего любит делать, и уверена, услышите слово: «играть».  Да, игра является ведущим видом деятельности. Ведь через игру дети познают мир, учатся общаться, взаимодействуют друг с другом и взрослыми, развиваются. А совместная игра с родителями — это уникальный вид организации содержательного общения и делового сотрудничества. В игре укрепляются доверительные отношения между родителями и детьми. И вот здесь родителям важно не только организовать  игру, но и активно  включаться  в неё. (ВОПРОС К РОДИТЕЛЯМ: ПОЧЕМУ? Варианты ответов). -Да потому, что такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а папам и мамам даёт возможность лучше узнать своего ребёнка, направить его в нужное русло. 

4. - Для понимания процессов развития познавательной деятельности, Вам, уважаемые родители предлагаю «поиграть» - побыть в роли детей. Прошу, внимательно слушайте инструкцию и выполняйте задания:

Проведение игры с родителями на развитие внимания:

- Рассмотрите внимательно картинку (картинка убирается). А теперь расскажите, что на ней изображено: Кто стоял у домика? Кто сидел у окошка? Что в лапках держала лисичка? Во что она одета? Что росло у домика? (После беседы, показывается картинка и проверяется правильность ответов).

Проведение игры с родителями на развитие восприятия:

Игра «Времена года» (проводится с учетом возрастных особенностей детей, с усложнениями):   Игрокам предлагается образовать палитру зимы (белый и все оттенки синего цвета), весны (оттенки зеленого и т. д.), лета и осени.

-От восприятия ребенка в первую очередь зависит развитие памяти (главным видом в дошкольном возрасте является образная).

Проведение игр с родителями на развитие памяти:

Игра «Запомни картинки». Родителям предлагается запомнить 10 картинок, например игрушечный автомобиль, конфета, карандаш, точилка, расческа, ложка... В течение короткого времени нужно запомнить, а потом назвать картинки, которые запомнил, остальные проверяют.

- Для развития памяти можно организовать игры: «Что ты видел сегодня на улице?», «Что изменилось?», «Запомни предметы», «Опиши игрушку», «Кто больше запомнит слов?», «Чудесный мешочек» и др.

Память– навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.

Проведение игры с родителями на развитие мышления:

Игра «Что снаружи, что внутри?» Педагог называет пару предметов, а родители (дети) говорят, что может быть снаружи, а что - внутри. Шкаф – книга, будка - собака; аквариум – рыбы, сумка - кошелек; кошелек - деньги; кастрюля - суп; нора – крот, автобус-пассажиры. 

5. - Перейдем к следующей составляющей познавательной деятельности. Развивая мышление, память, внимание, восприятие, воображение мы совершенствуем и речь ребёнка, которая имеет большое значение в формировании интеллекта.

Речь – форма общения людей. Освоение ребенком речи является чрезвычайно важным моментом в его развитии, так как позволяет ему развиваться как социальному существу, т.е. осваивать опыт человечества.

Речь ребенка развивается в двух ситуацияхкогда он слышит  чужую речь (осмысливает ее) и говорит сам. То есть,  чем больше вы говорите с ребенком,  заинтересованно  рассказываете об окружающем мире, отвечаете на его вопросы  и сами задаете их, читаете ему детские книги, побуждаете рассказывать  об увиденном, тем лучше будет развита речь вашего малыша. Обычно  ребенку интересно говорить о том, что он видит  в данный момент.

Проведение игры с родителями для развития речи:

Игра «Картинки-загадки». Дополнительно: предметные картинки (дом, кукла, мяч, гриб, шапка, тапочки и другое из повседневно окружающих предметов, вещей). Из группы родителей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Водящий берет одну из картинок. Не показывая ее остальным родителям, описывает предмет, нарисованный на ней. Взрослые предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ. Спасибо за участие!

Предложена Игра, которая содержит несколько интересных заданий. Эта игра не только развивает речь, но и позволяет задействовать на максимальном уровне мыслительные способности детей, что способствует их общему умственному развитию и сообразительности. Итак: « Назовите слова, где первая буква такая же, как и последняя у слова «паровоз»; Назови животных, в названии которых есть такой же звук, какой стоит последним в слове «кактус»; Назови слово, первая буква которого «д», а последняя «р»; Какие получатся слова, если к слогу «то» добавить всего один звук? Придумай предложение, в котором каждое слово начинается на букву «м»; Найдите в этой комнате все предметы, в названии которых есть звук «ш».

- Для развития речи можно организовать самые разные игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Добавь слово», «Составь предложение», и многие другие.

6. -В период дошкольного и школьного детства происходит существенная перестройка познавательных процессов, деятельности. Таким образом этот возраст является периодом интенсивного развития процессов познавательной, учебной деятельности.

7. - Как развивать познавательную деятельность вы теперь знаете.

Подводя итог, хотелось бы обратить Ваше внимание на 7 важных моментов: Памятка для родителей

  1. Ценить индивидуальность своего ребенка.
  2. Чтобы чувствовать себя хорошо, детям необходимо уважение, осознание собственной важности.
  3. Для развития и роста детям нужна помощь взрослых. Это наша обязанность заботиться о детях, ценить и уважать их.
  4. Общаться с детьми о вещах, которые влияют на их жизнь. Стараться сбалансировать желания ребенка в рамках разумности и безопасности.
  5. Позволяйте детям играть более весомую роль в их жизни. Для этого предложите ребёнку несколько вариантов для принятия им решения, но будьте готовы принять выбор вашего ребёнка.
  6. Научите детей брать на себя ответственность.
  7. Взрослым важно понять и принять то, что дети могут думать и чувствовать по-другому.
  8. Создать атмосферу безопасности и защищенности.

- Наш семинар подходит к завершению, надеюсь, что Вы узнали для себя что-то новое и научились приемам формирования познавательной деятельности у детей.

- Успехов вам и вашим детям!

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация стиля семейного воспитания с целью повышения уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации.

Результаты научно-исследовательской работы показали наличие взаимосвязи между особенностями стиля семейного воспитания и уровнем развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....

«Работа « Клуба неравнодушных родителей», как средство вовлечения родителей в педагогический процесс ДОУ»

Опыт работы воспитателя Шурухновой М.В.ГБДОУ № 23 Калининского района г. Санкт-Петербурга .  В статье описаны ключевые моменты работы "Клуба неравнодушных родителей"; представлены варианты ...

Вовлечение родителей в педагогический процесс через проектную деятельность в ДОУ

МЫ все знаем, что в последнее время родители не всегда могут уделить время своим детям. Это общая проблема нынешнего времени, так как мы вынуждены очень мобильно жить, думать, действовать... Дети, отд...

Мастер-класс для педагогов «Организация сотрудничества с семьей с целью повышения уровня речевого развития детей»

Мастер- класс представляет собой систему организации сотрудничества педагогов с семьей с целью повышения уровня речевого развития детей. Этот опыт работы, на мой взгляд, может заинтересовать не только...

Презентация по развитию речи «Театрализованная деятельность дошкольников-необходимое условие повышения эффективности речевого развития детей»

Театрально-игровая деятельность имеет огромное значение для развития коммуникативных способностей старших дошкольников. Театрально- игровая деятельность позволяет решать вопросы развития личности: акт...

Перспективный план работы с родителями с использованием инновационных форм сотрудничества педагога с семьёй, с целью повышения уровня музыкального развития детей дошкольного возраста

Представлены  инновационные формы работы с родителями детей  дошкольного возраста по музыкальному развитию детей. (План, консультации, анкетирование)...

План самообразования «Использование интерактивных игр в воспитательно — образовательном процессе ДОУ для повышения уровня познавательного развития дошкольников 5 – 7 лет»

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, э...