Рекомендательный материал "Адаптация детей к условиям ДОУ"
консультация

Ягодкина А.А.

Рекомендательный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_detey.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №212 «Солнышко» общеразвивающего вида

(МБДОУ «Детский сад №212 «Солнышко»)

Рекомендательный материал для родителей

 «Адаптация детей к условиям ДОУ»

Выполнила: Ягодкина А.А.

г.Барнаул

Тема: Адаптация  к условиям ДОУ.

  Адаптация ребёнка к детскому саду:

Это - очень сложный и ответственный процесс. Главное в нем – не навредить ребенку, а способствовать его успешному психофизиологическому развитию.

    Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

    Степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.

Зачем ребёнку идти в детский сад ?

 - В детском саду ребёнок имеет возможность общаться со сверстниками

 - Ребёнок приобретает навыки общения со взрослыми

 - В детском саду ребёнок знакомиться с определёнными  правилами и развивает умение соблюдать их

 - Ребёнок получает возможность интеллектуального и физического развития

    Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой» – все шире распространяющийся личностно-ориентировочный подход к детям не допускает безразличного отношения к проблемам маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада.

    Практически каждая семья при поступлении в ДОУ сталкивается с этой проблемой.

Что такое адаптация ?

Адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Цель адаптационного периода:

Это  - приспособление малыша к новым условиям его существования.

Задачи адаптации:

1. Благополучное изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования.

2. Благополучное формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе.

Этапы адаптации к ДОУ:

  1. Этап - подготовительный
  2. Этап – основной
  3. Этап –заключительный

Первый этап – подготовительный:

    Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.
   Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления.
   Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

II этап – основной.

    Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения.
Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.

III этап – заключительный

    Чтобы  привыкание к ДОУ было максимально безболезненным для ребёнка, нужно сделать его постепенным (у каждого ребенка проходит индивидуально);

    В течении 1-й недели ребёнок посещает детский сад 2 часа, затем время увеличивают на 1,5-2 часа.

   Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.

Адаптация к условиям ДОУ делится на три степени тяжести:

1.Лёгкая

2. Средняя

3. Тяжёлая

Легкая адаптация:

  • временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
  • аппетита (норма по истечении 10 дней);
  • неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.),
  • изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
  • характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
  • функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает.
  • Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно :

  • сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40дней,
  • речевая активность (30-40 дней),
  • эмоциональное состояние (30 дней),
  • двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней,
  • взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается,
  • функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка.

  •   снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении),
  •   резким нарушением сна,  
  •   ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться,
  •   отмечается проявление агрессии,
  •   подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения),
  •   обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии,
  •   при тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

Методы адаптации в условиях ДОУ:

- Наблюдение и сопровождение детей педагогами, психологом и медицинским работником;

- Возможность пребывания в группе совместно с родителями;

- Использование игр и упражнений, способствующих снижению тревожности, эмоциональному включению в совместные действия со сверстниками и взрослыми, способствующих адаптации в детском коллективе;

- Информационная поддержка родителей;

- Нетрадиционные формы работы с детьми и родителями, вовлечение в совместную детско-родительскую деятельность с использованием арт-методов общения (совместное театрально-игровое взаимодействие, рисование).

Признаки хорошей адаптации:

  • глубокий сон,
  • хороший аппетит,
  • бодрое эмоциональное состояние,
  • активное поведение ребенка,
  • соответствующая возрасту нормальная прибавка массы тела.

     Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от двух недель до двух-трех месяцев) и длительнее всего сохраняются нарушения эмоционального состояния.

    Восстановление аппетита и сна не сразу обеспечивает нормальную прибавку массы тела, если сохраняется у ребенка пониженный эмоциональный тонус.

   Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.

    Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

    Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей, посещающих наш детский сад, силами всех сотрудников и при активном участии родителей была создана программа «Здоровье»...

Семинар. Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»

Семинар. Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»...

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада во второй младшей группе....

«Проблема адаптации детей к условиям детского сада. Осуществление работы с детьми в адаптационный период в условиях ДОУ»

В презентации раскрывается сущность понятия "адаптация", а также описываются приемы работы с детьми в период адаптации к ДОУ....