«Береза - белая подруга...»
методическая разработка (подготовительная группа)

Тополь Елена Николаевна

Образ березы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bereza_konspekt.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Береза - белая подруга...»

(образ березы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве)

- учить находить сходство между образом человека и березы;

- отразить настроение березы-женщины, березки-девушки во все времена года, подбирая

прилагательные, сравнения, образные выражения, поэтические строки;

- воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.

Материалы:

- репродукции картин: И. Левитан «Березовая роща», «Октябрь»; Л. Рылов «Зеленый

шум», «Пейзаж с рекой»; И. Грабарь «Февральская лазурь»; А. Куинджи «Березовая

роща»; Е. Волков «Октябрь»

- фонограммы музыкальных произведений П. Чайковский времена года, р.н.п. «Ах ты, береза» (аудиозапись);

«Во поле береза стояла», р.н.п. в обр. Н. Римского-Корсакова;

-русские костюмы для исполнения хоровода;

-детские музыкальные инструменты

Предварительная работа:

-чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Береза», стихотворения А. Прокофьева

«Березка»;

-заучивание наизусть стихотворения С. Есенина «Береза», отрывков из стихотворений

Найденовой, Родзинского, Новицкой; рассматривание репродукций картин (И. Левитан

«Березовая роща», А.Рылов «Зеленый шум», К. Юон «Русская зима», И. Грабарь

«Февральская лазурь»);

-слушание, разучивание муз. произведений

* * *

В зале выставка репродукций на тему «Береза – белая подруга».

Звучит фонограмма песни «Во поле береза стояла». Дети в костюмах исполняют

хоровод «Березка».

Ребенок.

По всем странам славится

Стройная красавица:

Белые одежки, золото сережки,

С расплетенною косой,

Умывается росой,

Ветер пряди шевелит,

Заплетать их не велит.

Воспитатель. Из всех деревьев русского леса всех милее наша береза. Если бы все

деревья сейчас превратились в людей, то дуб стал мудрым старцем, клен - добрым

молодцем. А в кого бы превратилась береза?

Дети.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

О, тонкая березка, что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

С. Есенин

Воспитатель. Так образно описывает в своих стихотворениях березу Сергей Есенин. Наш

зал украшен картинами русских художников, воспевающих русскую березу. Давайте

подойдем к ним и еще раз рассмотрим. Что мы здесь видим?

Дети. Березовые рощи.

Воспитатель. Одинаково ли изображены березы на всех картинах?

Дети. Нет, здесь березовые рощи зимой, осенью, весной и летом.

Воспитатель. Подберите образные слова и опишите, какие березы зимой?

Дети. Заснеженные, заиндевелые, запорошенные, русоволосые.

Воспитатель. Опишите березки весной, но не забывайте, что мы описываем девушку,

русскую красавицу.

Дети. Зеленокосые, кудрявые, стройные и гибкие, зеленоглазые, белолицые.

Воспитатель. Вот как образно описывает березку Есенин в своих стихах:

Зеленокосая в юбчонке белой...

...Как девушка - тонка,

Стройна березка белая.

Воспитатель. А сейчас я опишу березку, а вы подойдите к той картине, где увидите

такую.

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей,

Вся в белое платье одета,

Встречает горячее лето.

Дети выбирают репродукцию картин И. Левитана «Березовая роща».

Почему вы выбрали именно эту картину?

Дети рассказывают, находя общее в стихотворении и репродукции картины.

Воспитатель. А что можно сказать о молоденьких березках?

Дети. Они тоненькие, стройные, кудрявые, простоволосые, резвые, похожие на маленьких

девочек.

Воспитатель. А теперь давайте опишем, какие березки бывают осенью. Вам поможет об

этом рассказать репродукция картины художника И. Левитана «Золотая осень». Как вы

думаете, одинаковое ли настроение у наших девушек-березок на этих картинах?

Дети. На картине «Золотая осень» они златокудрые, принарядившиеся, водят хоровод,

бусы из золотых листочков-сердечек.

Воспитатель. Вот как красочно в своем стихотворении описывает осенние березы поэт Н.

Найденова:

Как хорошо в гостях у осени

Среди березок золотых...

Подольше б золота не сбросили,

Стоял бы лес багрян и тих.

Дети дают описание осенним березкам, подбирая прилагательные, сравнения, образные

выражения.

Воспитатель. На картине «Октябрь» Е. Волкова загрустившие березки почти полностью

сбросили свой наряд, им холодно, они с нетерпением ждут зимы.

Муз. рук. предлагает детям послушать песню «Белая березонька», муз. Е. Осокиной.

Беседа по песне.

Воспитатель. Художники, поэты, музыканты всегда воспевали образ русской красавицы

березки.

Ребенок.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную.

А. Прокофьев

Сегодня мы с вами превратимся в художников, и каждый из вас выберет и нарисует милую его сердцу березку в разное время года, в разном наряде, с разной прической.

.Изобразительная деятельность.

Задачи:

- помочь детям найти образное сходство между девушкой и березой;

- научить передавать содержание поэтических строк, используя изобразительные средства

выразительности (колорит, композицию);

- отразить настроение березы-женщины, березки-девушки во все времена года, подбирая

разные цветосочетания к фону; найти самостоятельные приемы изображения

очеловеченного дерева;

- показать динамику действия: дует ветер, береза «горит, как свечка», косы свесились в

пруд.

Материалы: тонированные листы бумаги, акварель, белая гуашь, кисти двух видов,

палочки, мелки, тушь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Березка-белая подруга"

Познакомить детей с художниками: Шишкин, Грабарь, Левитан,знакомство с берёзой....

НОД -КОНСПЕКТ по познавательно – речевому развитию ( образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе. Тема: « Берёза – белая подруга"

Тема: "БЕРЁЗА - БЕЛАЯ ПОДРУГА."Цель: 1.  Приобщать  детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического  вкуса .2.  Обогащать музыкал...

Конспект НОД "Береза - белая подруга"

Конспект НОД "Береза - белая подруга" для детей подготовительной к школе группы...

Комплексное занятие «Береза — белая подруга ...» для детей подготовительной группы

Комплексное занятие «Береза — белая подруга ...» для детей подготовительной группы...

Конспект по рисованию, наблюдение «Береза белая подруга» с детьми старшей группы.

Перод рисованием березы проводится наблюдение, для формирования знаний об отличительных особенностях березы, умения передать их в рисунке....

Проект "Береза белая подруга"

Проектная деятельность...

Интегрированное занятие: "Береза-белая подруга"

Интегрированное занятие в старшей группе...