Самоанализ профессиональной деятельности муз. руководителя
материал

Цыганкова Ольга Васильевна

Самоанализ  профессиональной деятельности

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

.Самоанализ профессиональной деятельности

        Цыганковой Ольги Васильевны, музыкального руководителя высшей квалификационной категории.

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка  придаёт жизнь и веселье всему существующему.               Платон.

Я, Цыганкова Ольга Васильевна,  работаю в Муниципальном Казённом  дошкольном образовательном учреждении д/с 90 « Калинка» стаж работы:36 лет. В марте 2015 года прошла курсы повышения квалификации: по программе: «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО» Новосибирский  институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Занимаюсь музыкальной деятельностью во всех возрастных группах учреждения: вторая младшая группа «Одуванчик»

Средние группы: » Колокольчик», « Лютики» «Васильки.   Старшие группы: « Ромашка» и подготовительные группы: « Тюльпаны « и « Незабудка».

Моё педагогическое кредо: « Самое главное в моей  жизни – это  любовь к детям. Где- то в самом сокровенном уголке сердца каждого ребёнка имеется своя струна, она звучит на свой лад. И чтобы сердце отозвалось на моё слово,  нужно правильно настроиться на тон этой струны».

Один из актуальных вопросов музыкальной педагогики – развития средствами музыки  творческого потенциала ребёнка.

Поэтому целью моей педагогической деятельности  в первую очередь я считаю: ввести дошкольников в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитывать в детях музыкальную культуру как часть всей духовной культуры. Основной результат , к которому нужно стремиться – это эмоциональное благополучие детей, их радость, удовольствие от музыки, танца, игры, общения с другими детьми.

По мнению В. А. Сухомлинского: « Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством  привлечения к добру, красоте, человечности .Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство»

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости, на всё доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности,  от которого во многом зависит  последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребёнок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем богаче его тезаурус, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление.

Целостность образовательного процесса в нашем образовательном учреждении осуществляется по образовательной программе:

« Детство», она  предусматривает:

        - Развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;

        - Развитие у ребёнка позиции активного участника, исполнителя - создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании  доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания. С помощью педагога  искусство становится для ребёнка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребёнку выражать свои эмоции и чувства более близкими для  него средствами: звуками, красками, движениями, словом. В связи с этим программа каждой возрастной группы содержит две части:

        Музыкальное восприятие - слушание-

интерпритация;

Музыкальное исполнительство – импровизация -- творчество.

Возрастные возможности детей,уровень их художественной культуры позволяет устанавливать связи музыки с литературой, живописью , театром.

Творчески внедряю в воспитательно- образовательный процесс, элементы парциальных программ: О.П. Радыновой, « Музыкальные шедевры» ,поскольку в настоящее время это единственная программа по слушанию музыки, целью которой является формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Для формирования у детей  устойчивого интереса к музыкальной деятельности, восприятию музыки, накопления музыкальных впечатлений использую  методические пособия, демонстрационный материал. Систематически вводила слушание с детьми музыкальных произведений. Звучание музыки служило фоном во время рисования, проведения тематических вечеров, бесед – концертов, театральных постановок и других режимных моментов.

Собрала фонотеку классической, русской и зарубежной музыки, используя данный материал на занятиях и развлечениях. В результате проведённой мною работы повысился интерес детей к слушанию музыки, расширился их

интонационный словарь. Дети научились вслушиваться в музыку, размышлять о ней, анализировать и понимать выраженные в ней чувства. Овладели приёмами образного мышления, у детей сформировались основы музыкально – эстетического сознания и музыкальной культуры. Для расширения музыкального и общего кругозора детей и знакомства их с лучшими примерами музыкальной и художественной классики был разработан комплексный план « Времена года в музыке П. И. Чайковского», слушание музыки сопровождалось презентациями с видами природы названных месяцев и картинами известных художников, дети раскрашивали тематические картинки согласно названиям музыкальных произведений. В моей педагогической копилке собрано большое количество необходимых для работы разработок  занятий, сценариев, наглядных пособий и дидактического материала: фонотека представляет многообразие детской музыки, классической,  разножанровой  и программной. Могу  отметить, что многие мои воспитанники учреждения  поступают в ДМШ, успешно обучаются, отсюда следует вывод, о значимости своей профессиональной деятельности, как  педагога музыканта т. к.  именно детский сад, для многих детей становится стартовой  площадкой для дальнейшей музыкальной деятельности.

Наше  дошкольное учреждение сотрудничает с воспитанниками ДМШ 6, которые являются постоянными артистами на нашей сцене и бывшими воспитанниками д/с.

Владею умением  эффективно организовать свою профессиональную деятельность, и направить её на обеспечение высокой мотивации у детей.

Для этого эффективно использую различные формы и методы образовательного процесса.

Постоянно ищу оптимальные пути проникновения « большой « музыки в жизни детей,  пути усиления её воздействия на них. Паралелльно  с воспитанием общих музыкальных способностей, предусмотренных государственным стандартом, на протяжении многих  лет,  работаю по проблеме приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, средствами музыкального фольклора. За основу взята  программа » Приобщения детей к истокам русской народной культуры « О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой. Эта программа предусматривает возрастные особенности детей и знакомит их не только с музыкальным фольклором, но и даёт начальные знания по народоведению, что способствует формированию миропонимания.

В дошкольном  возрасте ребёнок особенно активно впитывает социальный опыт, превращает его в  собственный, приобщается к  общечеловеческим ценностям. Народная музыка в процессе воспитания отличается от других предметов тем, что ей доступно передавать непосредственное движение человеческой жизни, она способна воплотить, формировать у ребёнка чувство сопричастности к традициям и  духовным

ценностям Родины, поэтому так велико значение народного искусства в развитии личности ребёнка. Эти знания дали мне возможность лучше направлять детей  учить  их активно мыслить, изобретать, в разумных пределах фантазировать. Дети на музыкальных занятиях  получают ощущения радости и с нетерпением ждут новых встреч.  Главный критерий  в оценке результатов творческих опытов детей для меня – это не только правильность выполненных заданий, а возникший у них интерес к этому занятию, стремление каждого из них к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда за мою работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый  изобритательный  ум,   раскрепощённость, неиссякаемый интерес к музыке, умение включаться спонтанно в любое музицирование.

Целью моей работы является привлечение детей дошкольного возраста к народной культуре, воспитание на народных традициях и обрядах.

 И как результат следуют задачи: Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора.

Формирование исполнительских навыков в области пения, музыкально - ритмических движений. Развитие воображения, эмоциональности, творчества ребёнка. Свою работу я условно разделяю на несколько направлений:

        Слушание народной музыки, песен в том числе  и колыбельных.

        Знакомство с музыкальными играми и хороводами.

Знакомство с народными музыкальными инструментами.

        Знакомство с традициями и обрядами русского народа.

Необходимо предусматривать различные  формы решения программных задач музыкально – художественного воспитания по основным разделам образовательной деятельности:

        В совместной  деятельности педагогов и детей.         В совместной деятельности с семьёй. В совместной деятельности детей . Для расширения поставленных задач интеграции, я использую  театрализацию , которая позволяет сочетать в себе разные виды художественной деятельности, различные виды искусства: Литературные произведения, изобразительное искусство, театр.

Ведь именно музыкально – театрализованные игры являются одним из методов  воспитания и обучения, одной из форм организации детей, рассматривается как деятельность, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой, высшей степени его развития. Чтобы воспитание и обучение носило творческий характер, мною тщательно продуман  наглядный и практический материал.

Непременным   условием для успешного обучения и воспитания является музыкальная предметно – развивающая среда.

Большую работу веду по самообразованию. Знания и умения и навыки , которые получают мои дошкольники, я рассматриваю не как самоцель, а как средство полноценного развития личности. С этой целью на моих занятиях создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека. Доверительные отношения между взрослыми и ребёнком. Стремлюсь обогатить не только свой практический опыт, но и развивать себя как личность. Свою деятельность строю на основе сотрудничества, новизной моего опыта  являются

применяемые мною инновационные технологии музыкального воспитания, которые ориентированы на полноценное развитие ребёнка, как личность, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться  к его ценностям, развивать эмоциональную отзывчивость к самопереживанию. Также в своей работе использую приёмы и  элементы из методики Карла Орфа,  программ: « Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.    « Синтез» Т. Г. Рубан,  « Элементарное  музицирование» Т. Э.  Тютюнниковой.          В их основе лежит свободное, игровое восприятие музыки, звуков окружающего мира, вещей .Названные технологии  позволяют  осуществить личностно – ориентированный подход, в обучении, развитие компетентности у детей, одновременно с этим дети получают музыкальные   знания, понятия навыки. На музыкальных занятиях неотъемлемой задачей и их частью является применение здоровье сберегающих технологий, а именно:

дыхательные и вокальные упражнения, игровые массажи, пальчиковые и двигательные игры и упражнения, направленные, на оздоровление и укрепление детского организма.

За последние годы работы прослеживаются следующие результаты: повысился интерес детей к прослушиванию музыки, дети с удовольствием свободно музицируют, поют. Могут выражать свои впечатления в рисунках, в движениях. В рамках муниципальных  семинаров освоила и активно применяю в своей работе инновационную

технологию – метод проектирования. Решение задач по развитию интереса детей и к приобщению разным  видам искусства воплотились в творческих проектах  по  театрализованной деятельности: « Мы играем в театр» итогом  стали постановки театрально – музыкального спектакля:

« Гуси – лебеди», « Серая шейка» ,« Чиполлино». В  спектаклях принимали участие дети старшей и подготовительной групп, каждый  ребёнок  получил посильную для себя роль . Игровая технология: используется постоянно.

 - Для освоения темы ( занятия , народные  праздники, занятие – игра, музыкальные загадки).

 - В качестве занятия или его части ( введение, закрепление, контроля упражнения игры, игровые элементы. Игра – естественная и гуманная форма обучения, обучая посредством игры, мы учим детей не так как,  нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.   Освоила и применяю на практике информационно – коммуникативные технологии:      Подготовлены  слайдовые презентации по итогам реализации педагогических проектов. Использование интернет – ресурсов для поиска материалов для работы.  Окончила дистанционные  курсы. Создание личной страницы на  сайте «Социальный портал». Тема самообразования: «Музыкально – фольклорная деятельность в детском саду». Результаты работы над этой темой представлены  в открытых занятиях.

Инновационные технологии по развитию музыкальности у детей органично вписываются в образовательную систему работы ДОУ, с их помощью дети приобретают уверенность в своих творческих силах, становятся более общительными, уверенными, активными, у детей  появляется песенный репертуар, который постепенно расширяется,  дети   поют , танцуют, играют на инструментах, но самое главное  то , что дети хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми. Они с удовольствием участвуют в развлечениях,  праздничных мероприятиях, выступают с концертными номерами перед сверстниками, родителями, приглашёнными гостями. Применение технологий  в педагогическом процессе способствует наиболее полному раскрытию внутреннего потенциала возможностей каждого ребёнка. В своей профессиональной деятельности использую различные формы работы. Продолжительность занятий не превышает допустимой нормы, проходят преимущественно в игровой форме, эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией, частой сменой деятельности. Для достижения результатов, распределением психофизической нагрузки , занятие проводится по следующей схеме:    -   Приветствие.    Музыкально – ритмические движения  – Упражнения для развития тонких пальцев рук – Развитие чувства ритма, музицирование.  – Активное слушание музыки. – Пение – танцы , хороводы, игры – реалаксация  -  Прощание, а самое главное это атмосфера, которая создаётся  особым качеством общения равных партнёров – детей и педагога. Дидактические пособия: « Звучащий кубик» - певческий диапазон, « Музыкальный паровоз» - развитие чувства музицирования, « Весёлые картинки» - формирование чувства ритма «Чистюля гном» - развитие чувства ритма посредством ритмодекламации, » Овощи» - развитие музыкальности, речеслуховой памяти «Песенка дождя» - развитие ритмической импровизации « Музыкальная лестница» – знакомство с нотным станом и многое другое. Во взаимодействии с детьми я использую демократичный, принимающий стиль взаимодействия, применяю  партнёрскую педагогику сотрудничества с обоснованной требовательностью, при этом, уважаю  личность каждого ребёнка, не нарушая при этом его личного пространства – этому способствует свободное пространство зала. Пространственно – развивающая среда: организация педагогического процесса музыкального развития дошкольников во многом зависит от оснащения необходимым оборудованием – музыкальными игрушками, инструментами, музыкально – дидактическими пособиями, играми , техническими средствами обучения, всевозможной методической литературой,  различными  атрибутами , декорации, наличием в д/с  костюмерной, где собраны всевозможные костюмы, имеется и  гримёрка: где дети перед выходом на сцену, готовятся к спектаклю. В своей работе широко использую технические средства обучения: экран, электронное пианино, музыкальный центр, интерактивная  доска. Программный материал, дидактические игры, пособия, распределены по возрастному принципу. При обновлении предметно – развивающей среды музыкального зала, учитываю и созданий условий, способствующих формированию психологических новообразований, которые проявляются у детей в разные годы дошкольного детства, в 5 лет у ребёнка появляется  произвольность психических процессов – восприятия, памяти, внимания и поэтому в старшей группе предлагается дидактический материал развивающий  внимание, память. Более сложные по объёму и содержанию песни, стихи, сценки. Методическая литература, специализированные журналы: « Музыкальный справочник» « Музыкальный руководитель» «Палитра», « Дошкольное воспитание» и основная документация по музыкальной деятельности: Перспективные планы на все возрастные группы, годовой календарный  план работы с детьми, родителями , педагогами, перспективный план мероприятий, диагностические листы, тестовые задания, согласно возрастным показателям, картотеки игр, аудио, видео материалы. Имеется информационный стенд, на котором  систематически размещена информация по  музыкальной деятельности, консультации, стихотворный текст разучиваемых песен, стихов к празднику, рекомендации для родителей. Цель такой информации - решать следующие задачи: Сформировать у родителей стойкое убеждение в важности и необходимости раннего музыкального развития ребёнка. Научить способам создания музыкальной среды, методам музыкального воспитания детей в семье. Способствовать музыкальному просвещению родителей. Чтобы приобщить родителей к  сов местной деятельности ,проводим   открытые музыкальные занятия для родителей, праздники и развлечения родителей с детьми, выставку работ ребёнка и его родителей: « Рисуем музыку» ,« Моя любимая песня». - Уделяю большое  внимание  совместной работе с педагогами ДОУ,  включая  проведения консультаций, совместное планирование, самостоятельной музыкальной  деятельности детей,  подготовка наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с детьми на информационном  стенде, показ открытых занятий, мастер-   классы, по применению различных технологий. Работаю в тесном  сотрудничестве с логопедом  - ( помощь в подборе чистоговорок)  и другого речевого материала, пальчиковой и дыхательно – артикуляционной гимнастик ( дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию, и развитие голоса. Речевые  игры, фонопедические упражнения, при помощи  которых дети учатся выражать голосом и мимикой свои эмоции, к которым постепенно добавляется имитационно – двигательная  активность. Перед пением песен использую чистоговорки,  распевки, народные заклички, на основе ритмического  исполнения движения под музыку. С инструктором по физическому воспитанию (  совместная работа по здоровьесбережению  детей ,подготовка и проведение общих праздников, мероприятий , занятий. С педагогом – психологом – консультация - помощь в подборе психогимнастик, упражнений на развитие эмоционально – волевой сферы детей., особенностей работы с детьми с гиперактивными , застенчивыми. На консультациях с воспитателями работаем над вопросами по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей ежемесячно. Цель моей педагогической деятельности – развитие творческой разносторонней , развитой личности ребёнка. Считаю что в ходе каждодневной работы с детьми вместе  с родителями и специалистами ДОУ добиваюсь хороших результатов.

Результатом использования современных технологий считаю стабильное положительное , динамическое развитие музыкальности детей.

Проанализировав работу за 3 года  и на основании диагностики, навыки воспитанников соответствуют возрастной норме, и имеют положительное динамическое развитие. Наличие детей с низким уровнем  музыкального развития объясняется плохой посещаемостью д/ с некоторых детей, состоянием здоровья некоторых воспитанников, социальным положением семей и их отношением к музыки в целом. По результатам диагностики составляется и реализуется план индивидуальной  коррекционной работы с воспитанниками данной категории. План включает себя: игры, упражнения на снятие  псиохоэмоционального  напряжения, реалаксацию, развитие чувство ритма и внимание, речевые и музыкальные игры.

В системе веду индивидуальную работу по развитию музыкальных способностей у детей, работе по обучению  навыкам актёрского мастерства реализуется компетентностный  подход воспитания и личносно – ориентированное обучение. Для родителей готовим информации – сообщения о прошедших мероприятиях в виде фотомантажа в каждой группе, а также информации – консультации на темы музыкального воспитания детей  с большим желанием использую возможность посещать различные семинары, курсы повышения квалификации , что позволяет мне повышать своё самообразование, уровень педагогического мастерства.

Результаты:   В своей педагогической деятельности, использую разнообразные формы организации занятия ( коллективные. групповые, индивидуальные, парные). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого воспитанника с целью современной помощи и развития способностей.

        Нагляден рост показателей детей с высоким уровнем развития.

На начало 2012года он составил – 27 % от общего количества детей то , на начало 2013 года показатели увеличились и составили – 47% , к концу 2014 года высокий уровень музыкального развития ,показали – 52 % воспитанников.

По музыкальному воспитанию наиболее  высокие показатели отмечаются по певческим данным , ниже развиты музыкально – ритмические движения и способности восприятия музыкальных произведений, воспроизведения музыкально ритмического рисунка посредством игры на музыкальных инструментах. Сложнее детям даются задания творческого плана,  тем не менее,  как показывают итоговые результаты. , систематические занятия, способствовали формированию у детей определённой системы музыкальных занятий. Низкий уровень развития отмечался у детей . которые не занимались систематически на музыкальных занятиях.

Выводы:   Работа по выполнению программы велась стабильно. По многим разделам по сравнению с прошлым годом, уровень повысился, однако необходимо усилить работу по внедрению здоровьесберегающих технологий, развитию творческих способностей ,ознакомлению с видами искусств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самоанализ профессиональной деятельности

Создала самоанализ по экспертному заключению...

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ  результатов профессиональной деятельности воспитателя....

Самоанализ профессиональной деятельности учителя-логопеда ДОУ

Предлагаемый самоанализ  представляет не только  опыт своей профессиональной деятельности за прошедшие три года, но, по существу дела, — попытку сопоставить опыт трех последних лет с траекто...

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя.

Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предо...

Самоанализ педагогической деятельности музыкального руководителя Манвелян ануш рафиковны за 2022-2023г

Самоанализ педагогической деятельностимузыкального руководителя Манвелян ануш рафиковны  за 2022-2023г...

Самоанализ результатов профессиональной деятельности музыкального руководителя

Самоанализ результатов профессиональной деятельности музыкального руководителя...