Логоритмические игры в системе коррекции детей с тяжелыми нарушениями речи
презентация

Сидорова Инна Николаевна

Предлагаю краткий материал с описанием логоритмических игр, которые могут быть использованы в комплексной коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Основное понятие « Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной. Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Второе понимание логопедической ритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи». Цель — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.». Г.А. Волкова. Логопедическая ритмика.

Слайд 3

Задачи логоритмического занятия развитие артикуляционной моторики нормализация речевого дыхания развитие фонематического слуха и восприятия уточнение и расширение лексического запаса развитие слухового внимания формирование умения изменять силу и высоту голоса развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов совершенствование общей и мелкой моторики развитие координации движений повышение речевой активности

Слайд 4

Требования к логоритмическим занятиям занятия проводятся фронтально 1-2 раза в неделю протяженностью 25-30 мин идеальная наполняемость группы – 6-10 человек возможность присутствия на занятии детей разных возрастных категорий каждое занятие носит тематическую направленность и соответствует лексическому материалу логопедических занятий проведение 2-х занятий по одной теме

Слайд 5

Требования к логоритмическим занятиям использование зрительных опор на занятиях (схем, рисунков), способствующих лучшему восприятию предлагаемых заданий использование графического изображения букв, необходимое для соотнесения их с изучаемым образом звука

Слайд 6

Структура логоритмического занятия различные виды ходьбы под музыку упражнения, направленные на развитие речевого дыхания элементы фонетической ритмики артикуляционная гимнастика пальчиковые игры физкультминутки задания на развитие пространственной ориентировки, кинестетических ощущений игровые упражнения, направленные на развитие фонематических процессов речевые и музыкальные игры, а также упражнения на релаксацию под музыку задания на развитие памяти, внимания, оптико-пространственных представлений коммуникативные игры

Слайд 7

Логоритмические игры для детей 3-4 лет Цель игры: научить ребенка составлять смысловые предложения, закреплять ориентировку в пространстве, чувствовать свое тело и управлять им. Упражнение Ветер дует громко в уши, (губы трубочкой, тянем звук «уууу») Облака плывут над сушей. (машем руками над головой, тянем звук «оооо») Пошел дождь и даже гномики (стучим по ладошке пальцем) Быстро спрятались все в домики (руки «домиком» над головой, приседаем) В этих упражнениях дети учатся подражанию, копированию. Не стоит заставлять учить текст гимнастики наизусть. Достаточно просто повторять его ежедневно. В 3-4 года у ребенка преобладает эмоциональная память, поэтому игры должны носить добровольный характер, вызывать положительные эмоции. Восприятие ребенка переходит от деятельности с предметом к предмету-заменителю, поэтому важно использовать в занятиях такие заменители, предварительно объясняя, что они значат (пример: синие круги — облака, желтые — цыплята).

Слайд 8

Логоритмические игры для детей 4-5 лет Цель игры: Закрепление артикуляции звуков; Развивать актерское мастерство; Развитие речевого дыхания; Регуляция эмоционального состояния ребенка. Упражение — Я веселый петушок (вдох, на выдохе «ко-ко-ко») У меня есть гребешок. (потрясти головой) — Я насупленный индюк (вдох, на выдохе «па-па-па») Зернышки ищу тюк-тюк (наклон головой как будто клюет зерна) — Я лошадка озорная (цоканье языком от неба) Хвост и грива золотая (потрясти головой) Экспрессивность движений должна соответствовать эмоциональному состоянию героя. Дети учатся управлять своими эмоциями и правильно их выражать. Можно менять по ходу игры слова упражнения. Позвольте детям самим это делать, не мешайте их воображению. Когда дети выучат слова, поочередно давайте проводить упражнения каждому из них. Игры: «Угадай одногруппника» (развитие тактильных ощущений, общей моторики), «Морская фигура, замри!» (вхождение в роль, слушание музыки, развитие воображения).

Слайд 9

Логоритмические игры для детей с ОНР Цель игры: Коррекция речевых нарушений; Социальная адаптация; Преодоление психологического барьера. Занятия проводятся короткие, с быстрой сменой деятельности и высокой эмоциональной нагрузкой. Пример упражнения: Вышли мыши как-то раз (идут на цыпочках, руки согнуты в кистях у груди) Поглядеть который час. (прикладывают руку ко лбу, как-будто вглядываются вдаль) Вдруг раздался страшный гром, (хлопок в ладоши) Разбежались мыши вон! (разбегаются в стороны) Материал повторяется в несколько раз больше, чем при работе с обычными детьми. Большая часть игр направлена на пропевание гласных звуков, так как именно они формируют четкую, разборчивую речь: Длительное произношение в строгой последовательности на выдохе: иииии-ааааа-ооооо-ууууу. Соответственно, в играх должно присутствовать немалое количество музыкальных вставок и песен. Для укрепления мышечного тонуса используются подвижные игры. Важно развивать память, воображение. Для этого можно позволять детям самим придумывать движения или игры. В логоритмике обязательно должны присутствовать артикуляционная и пальчиковая гимнастика, танцы. После большой нагрузки проводятся релаксационные упражнения с дыханием для снятия физической и эмоциональной нагрузки: Вдох-выдох. Глубокий вдох носом. Глубокий выдох горлом. Поочередное дыхание животом-грудью. Были мы голодные, спрятались животики (втягивают живот) Мы поели каши сладкой, животы теперь в порядке (надувают живот)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...

Коррекция речевых нарушений в процессе сенсомоторного развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи особое значение приобретает развивающая предметно – пространственная  среда, которая влияет на формирование речи ребенка и его интеллектуальное разв...

Консультация: "Причины нарушения фонематического слуха у детей с тяжелыми нарушениями речи и способы его коррекции"

Консультация на тему:"Причины нарушения фонематического слуха у детей с тяжелыми нарушениями речи и способы его коррекции"...

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».

Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».Дыхание выполняет очень важную функцию в ж...