Педагогический проект "Играли наши мамы, играли наши папы..."
проект (старшая группа)

Педагогический проект для детей старшей группы, срок реализации 3 недели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Центр развития ребенка- детский сад № 110

г. Сыктывкара

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ИГРАЛИ НАШИ МАМЫ,

ИГРАЛИ НАШИ ПАПЫ...»

                                                          воспитатель высшей квалификационной категории

                                                          Сенькина Любовь Леонидовна

Актуальность:        

        «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - В.А. Сухомлинский.

        В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Понимание этой социокультурной жизненной реальности, готовность к взаимодействию с ней во многом определяют и пути налаживания партнерства детского сада с семьей. Эта проблема всегда была актуальной, но в настоящее время она приобрела особый смысл, т. к. повысился уровень требований родителей к развитию детей.

        Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест.

        Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама, папа, поиграйте со мной!» И сколько радости получают малыши, когда взрослые, преодолевая усталость, занятость, отложив в сторону домашние дела, соглашаются поиграть.         Взрослые – в своем стремлении предусмотреть все линии развития ребенка – не оставляют времени для игры. Зачем игры-упражнения, если есть занятия физкультурой, спортом, работа в кружках и школы развития? Зачем замещения, если индустрия игрушек создает уменьшенные копии абсолютно всех предметов мира взрослых? Сегодня рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения, большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование; почти не выпускаются игрушки, на развитие совместных способов действия, на развитие общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

        Зачем воображение, когда мультфильмы, фильмы, компьютерные игры предлагают фантастические, небывалые образы, которые легко принять и понять? Отсутствие игры приводит к тому, что период формирования основ личности, базовых психических функций обедняется.

        Присмотритесь внимательно к детям, к тому, как они проводят свой досуг, и вы увидите, как беден и ограничен выбор игр, которыми они пользуются изо дня в день. Как часто ребята не могут найти применения своим силам, не знают, чем себя занять – им не знакомы веселые игры и затеи. Так давайте, мы взрослые,  вспомним те игры, те затеи и игрушки, в которые играли наши мамы и папы, бабушки и дедушки! Может они помогут нам, взрослым сделать жизнь своих детей яркой и насыщенной.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Содержание

Пояснение

Название проекта

«Играли наши мамы, играли наши папы...»

Тип

Педагогический

Вид

Творческий, групповой

Основное направление

Познавательно-речевое, социально-личностное

Организатор

Воспитатель: Сенькина Любовь Леонидовна

Участники проекта

Педагог, дети, родители

Целевая группа

Воспитанники старшей группы №1 «ПЧЕЛКА»

Сроки реализации

3 недели

Проблема

В развивающей среде группы воспитатель обращает внимание детей на «необычную» куклу: одежда, прическа, материал – все непохоже на современных кукол. Дети задают вопросы воспитателю, постепенно приходят к выводу, что это могла быть игрушка  бабушки или мамы. Дальнейшие размышления приводят детей к проблемному вопросу: «А какие же были игрушки у  мам и пап?»

Цель

Вовлечение  детей в проектно-исследовательскую деятельность, формирование интереса к национальной культуре (играм и игрушкам прошлых лет); создание сети взаимодействия детей, родителей, педагогов для обмена с ними игрушками детства для укрепления семейных взаимоотношений и семейных традиций.

Задачи

 Для детей:

- познакомить с игрушками, в которые играли в нашей стране в прошлом;

- систематизировать и углубить знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах и назначении игрушек прошлых лет и современности;

- развивать навыки действовать коллективно, умение договариваться со сверстниками, со взрослыми.

Для педагога:

- развивать интерес к национальной культуре;

- формировать целостную картину мира;

- способствовать творческой активности детей;

- систематизировать и углубить знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах и назначении игрушек прошлых лет и современности;

- создавать условия для формирования у детей познавательных умений: активно вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения; творчески перерабатывать информацию и самовыражаться в различных видах деятельности;

- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.

Для родителей: 

- приобщать к истокам русской народной культуры;

- обеспечить непрерывную связь поколений;

- систематизировать и углубить знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах и назначении игрушек прошлых лет и современности;

- принимать активное участие в образовательном процессе.

Подготовительный этап

- Определение темы проекта;

- Постановка цели, задач;

- Составление перспективного плана;

- Подбор художественной литературы, загадок, пословиц, поговорок об игрушках; иллюстраций и картинок с изображением игрушек разных лет; записей музыкальных произведений;

- Подготовка к занятиям, экскурсиям, играм;

- Пополнение предметно-развивающей среды   группы: книги, иллюстрации, альбомы, дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин игрушек»;

- Работа с родителями (создание рекламы проекта, сообщение темы, цели; привлечение мам и пап к проекту, к подбору материала).

Реализация проекта:

Организованная образовательная деятельность

1. Предварительная беседа

 с детьми об игрушках.

Модель трех вопросов:                                    

1) Что ты знаешь об игрушках?                            

2) Что мы хотим узнать об игрушках?                    

3) Как мы будем это делать?

Во время беседы проводится обязательная фиксация ответов и желаний детей, чтобы учесть их в дальнейшей работе. 

2. НОД «Это все игрушки»

(Образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)

Задачи: закрепить знания названий игрушек и обобщающее слово «игрушки»; развивать словарный запас; развивать речевое внимание и память; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффик-сами; согласовывать существительные с числительными от одного до пяти; закрепить знание формы родительного падежа существительных в единственном числе.

3. НОД «Рассказы об игрушках»

(Образовательная область:

«Социально-коммуникативное развитие»)

Задачи: закрепить обобщающее слово «игрушки»; активизировать словарь; учить образовывать относительные прилага-тельные; учить детей составлять описательные рассказы об игрушках; развивать зрительную и слуховую память, координацию движений.

4. Беседа «Какие разные игрушки»

(Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)

Задачи: дать детям представления об игрушках прошлых лет, из каких материалов они были сделаны;  воспитывать бережное отношение к игрушкам.

5. НОД «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»

(Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»)

Задачи: закрепить знания о дымковских игрушках; закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги); закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи; учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой юбки, платья; закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти; воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

6. НОД «Нарядим наших кукол»

(Образовательные области «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)

Задачи: учить вырезать и наклеивать в определенном порядке основные части силуэта куклы, пользуясь приемами симметричного вырезания; дать возможность сварьировать цвет одежды и элементы украшения (бант, воротник и т. д.)

7. НОД «В гости к матрешке»

(Образовательные области «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)

Задачи: закрепить знания детей об истории русской матрешки, развивать интонационную выразительность речи посредством чтения стихов, народных игр, пословиц,  развивать интерес к народному творчеству, развивать творческие способности детей посредством нетрадиционных способов изображения,  развивать мелкую моторику рук детей.

Совместная деятельность

 воспитателя и детей

1. Подбор иллюстраций, картинок с изображением игрушек; детей, играющих в игрушки; магазина игрушек.

2. Разучивание физкультминуток, логоритмических упражнений «Мартышки», «Наши куклы».

3. Дидактические игры «Составь паровозик», «Назови одним словом», «Узнай по описанию», «Куда спрятался мишка?», «Собери картинку из частей», «Одень куклу по сезону».

4. Самостоятельное рисование с помощью шаблонов, трафаретов дымковских игрушек, матрешек.

5. Поиск информации в энциклопедиях об истории возникновения игрушек.

6. Просмотр мультфильмов «Живая игрушка», «Машин концерт» и беседа по ним.

7. Чтение художественной литературы и оформление картотеки художественных произведений «Игрушечное царство».

8. Прослушивание песен «Спят усталые игрушки, книжки спят», «Кукла Маша, кукла Саша...»

9.  Пополнение игрового пространства сюжетно-ролевой игры «Магазин игрушек» (касса, различные игрушки, упаковка и т.д.).

10. Этюды на развитие воображения  «Наша Таня громко плачет», «Уронили Мишку на пол», «Зайку бросила хозяйка», «Идет бычок качается».

11. Кукольный театр «Катюшины игрушки» (по мотивам сказки А. Островенец).

12. Оформление альбома «Игрушки прошлых лет».

13. Составление копилки загадок про игрушки «Угадай-ка!».

14. Разучивание комплекса утренней гимнастики «Любимые игрушки».

15. Интернет — исследование «В каких городах или странах есть памятники игрушкам?».

16. Рассказы воспитателя из личного опыта о своих игрушках «Расскажу-ка вам друзья, как играла в детстве я!».

17. Дидактические игры «Мяч скорее мне бросай и игрушки называй!», «Узнай по описанию».

18. Сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Кукольный театр».

19. Ручной труд «Игрушка-качалка».

20. Хозяйственно-бытовой труд «Наведем порядок в уголке игрушек».

21. Пальчиковые игры на тему «Игрушки».

22. Решение проблемных ситуаций «Почему плачут игрушки...», «Как помочь машинке...» и.т.д.

23. Игры с использованием интерктивной доски «Подберите кукле платье», «Кто где живет?», «Что перепутал художник?» и т. д.

24. Показ презентации для детей «Куклы в национальных костюмах».

Совместная деятельность

родителей и детей

1. Подбор иллюстраций, картинок с изображением игрушек; детей, играющих в игрушки; магазина игрушек.

2. Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребенка».

3. Выпуск фотогазеты «Счастливые минутки детства наших любимых мам и пап».

4. Составление рассказа родителями «Моя любимая игрушка».

5. Сбор игрушек для организации музея «Игрушки наших мам и пап».

6. Выставка игрушек для настольного театра «Ожившая сказка».

7. Изготовление тряпичных кукол «Обережки».

8. Проведение акции «Вернем игрушки детям!» (ремонт сломанных игрушек, пошив новых платьев для кукол, стирка кукольного белья и т. д.).

Итог

Организация мини-музея

«Игрушки наших мам и пап!»

Цель создания: познакомитиь детей с историей страны на примере игрушек прошлых лет; показать игрушки пап и мам и сравнить их с современными игрушками; воспитывать интерес и бережное отношение к игрушкам; развивать воображение, художественный вкус.

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

  • сформированные представления о семейных традициях, традициях национальной культуры, игрушках прошлых лет и современности;
  • сформированная способность предложить собственный замысел и воплощение его в рисунке, поделке, рассказе и др.;
  • адекватно используемые средства общения и конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми (договариваться, распределять действия при сотрудничестве и др.);
  • заинтересованное участие в образовательном процессе (интересуется новым, задает вопросы, самостоятельно действует в различных видах детской деятельности).

Для педагога: 

  • сформированные знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах и назначении игрушек прошлых лет и современности;
  • созданные условия для творческой активности детей, формирования у них познавательных умений;
  • активное участие семей воспитанников в образовательном процессе.

Для родителей:

  • осознанный интерес к истокам национальной культуры, традициям собственной семьи;
  • сформированные знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах и назначении игрушек прошлых лет и современности;
  • активное участие в образовательном процессе.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

- «Социально-коммуникативное развитие»

- «Речевое развитие»

- «Познавательное развитие»

- «Художественно-эстетическое развитие»

- «Физическое развитие»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Наши мамы». Старшая группа

Цель проекта: обобщить социальный опыт ребенка через его творческую и речевую активность,    положительное отношение к своей маме.Представлена деятельность воспитателя с детьми в 10 образова...

Играем с мамой, играем с папой.

Играем с мамой, играем с папой....

«Играем с мамой, играем с папой» Консультация для родителей

Представлена консультация для родителей дошкольников о роли игры в воспитании и развитии детей, о роли игрушек в этом процессе и какими они должны быть....

«НАШИ МАМЫ. ПРОФЕССИЯ НАШИХ МАМ. КАК Я ПОМОГАЮ МАМЕ. ХОББИ МАМЫ».

Цель: знакомить и расширять знания детей о приметах весны.Задачи: формировать у детей первичные понятия значимости мамы в семье; развивать интерес к профессии мамы, ее хобби;   воспитыват...

Играем с мамой, играем с папой

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Одни считают, что игра слу...

Консультация для родителей "Играем с мамой, играем с папой".

Двигательная активность, свойственная детям раннего возраста,способствует быстрому физическому и умственному развитию.      Ограничение движения, бедность и однообразие впечат...