Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
статья

Кузькина Юлия Николаевна

На сегодняшний день  мы заново осознаем значение воспитания патриотизма. Перед дошкольными образовательными организациями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nravstvenno_patriotich_vospitanie.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Ключевые слова: дошкольный возраст, коренной народ Кузбасса, малая родина, нравственно-патриотическое воспитание, патриотизм.

На сегодняшний день  мы заново осознаем значение воспитания патриотизма. Перед дошкольными образовательными организациями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок

В словаре Ожегова С.И.  патриотизм определяется, как «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу»[2].«Современный толковый словарь русскогоязыка» Т.Ф. Ефремовой объясняет патриотизм как
«любовь к своему отечеству, преданность своемународу и ответственность перед ним, готовность клюбым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины» [1, с. 978]Для подрастающего поколения патриотическое воспитание должно дать новый толчок, способствовать духовному развитию народа, развитию в России патриотического общества. Патриотизм выражается и как личностное качество, которое включает в себя следующие компоненты: любовь к «малой» Родине, к земле где родился и вырос, социальную толерантность и стремление выполнять свой долг перед Отечеством.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Дошкольный возраст наиболее  благоприятное время для становления основ патриотизма. Именно в этом возрасте закладываются нравственные основы личности, в том числе и любовь к отечеству, осознание себя как части огромного целого, именуемого «народ», основы будущей гражданской позиции. Ребенок дошкольного возраста открыт и восприимчив ко всему новому, любознателен, активен.

Нормативные документы так же считают патриотическое воспитание одним из приоритетных направлений в  ДОО: одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества [4].

В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» на период до 2025 года, подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;  воспитание патриотов России…» [3].

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [3].

С целью повышения эффективности нравственно-патриотического воспитания  в ДОО для  детей 5-6 был разработан  проект «Кузбасс-мой край родной» по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа и коренных народов Кузбасса.Особое внимание в проекте уделено региональному компоненту, познавая историю своего края, дети узнают об общности исторического прошлого и настоящего своего народа, у них развивается чувство принадлежности к определенной культуре, сопричастности событиям, происходившим и происходящих в своем городе и стране.  Ведь практически все дети (96%) на момент начала реализации проекта не знали коренных народов, населяющих Кузбасс, их культуру, традиции, недостаточно знакомы они и  с бытом русского народа, их традициями, праздниками, творчеством.

Для реализации проекта мы используем потенциал мини-музея«Родной Кузбасс», он является уникальным музеем русского быта и быта коренных народов Кузбасса. На данный момент в музее наиболее представлены элементы русского быта, но он постепенно пополняется и экспонатами быта телеутов и шорцев. Проект «Кузбасс-мой край родной» включает в себя организацию и проведение экскурсий, игровых программ, практических занятий, организованную образовательную деятельность.

Оригинальность проекта в том, что это не только приобщение к национальной культуре коренных народов земли Кузнецкой – шорцев и телеутов, но и в  процессе знакомства с этнокультурой коренных народов, мы сопоставляем их культуру, быт, традиции с русской народной культурой. Находим не только явные различия, но и «созвучие» этих культур, точки соприкосновения и общность.

Проект рассчитан на детей 5 - 6 лет. Он предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа, с поэтическим народным творчеством. Наряду с этим много внимания уделяется изучению быта коренных жителей Кузбасса (шорцы, телеуты). На занятиях воспитанники слушают как русскую народную музыку, так и шорскую, телеутскую. Очень интересны детям игры коренных народов земли Кузнецкой, они с удивлением узнают, что у телеутов есть  игра «Кӧскабышкан»и она очень похожа на наши «Жмурки», с изумлением дети открывают для себя как необычные праздники, например, такие как «В гости к охотнику», так и праздник березы, который есть и в русской традиции, а еще у всех народов есть Новый год. Таким образом, дети узнают, что хоть мы все  и разные,но у нас много общего. Все это также способствует формированию этнотолерантности у воспитанников. Занятия проводятся в мини-музее «Родной Кузбасс» 2-3 раза в месяц в течении учебного года, всего 22 занятия.

Для реализации цели проекта используются различные методы и приемы: метод наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий, презентаций); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия); сотворчество; мотивационный.

Большое значение в ходе реализации проекта отводится работе с родителями. Проводились консультации, беседы, экскурсии  выходного дня совместно с родителями и детьми в этнографический музей под открытым небом «Томская писаница», где все вместе «изучали» наскальную живопись предков, рассматривали разнообразные жилища коренных народов Кузбасса. В совместной с родителями деятельности проводили праздники, состязания, соревнования с использованием национальных игр и забав.

Тематическое планирование

Месяц

Тема

Цель

сентябрь

1.Знакомство с историей    Кузбасса

2. «7 чудес Кузбасса»

Знакомство с историей Кузбасса, особенностями Кузнецкого края.

октябрь

1 «Профессии Кузбасса»

2. Интерактивная экскурсия в музей «Томская писаница»

Продолжать знакомить с профессиями прошлого и настоящего родного края.

ноябрь

1. «Наш Кузбасс историей ярок»

2. «День народного единства»

Музыкальное развлечение, праздник

декабрь

1.«Национальный праздник» телеутов

2. «Народные традиции телеутов»

Знакомить с обычаями и традициями коренных народов. Совершенствовать изобразительные навыки

Познакомить с обрядом «Самдор» и куколками «Эменгендеры»

январь

1.«Традиции шорцев»

2. «Сказки и песни шорцев и телеутов»

3. «Как живут сибирские татары»

Знакомить с народными обрядами, считалками, играми, танцами

февраль

1. «Национальная и праздничная одежда шорцев и телеутов»»

2. «Музыкальные инструменты шорцев и телеутов»

3. «У всех дома разные»

Знакомить с особенностями одежды коренных народов Кузбасса

Знакомить с бубном, комусом

Знакомить с традиционными жилищами народов Кузбасса (изба, юрта, кезек и др.)

март

1. «Ох, ты , Масленица»

2. «Русские народные сказки»

3..Выставка рисунков, фотографий «Мой родной Кузбасс»

Развлечение «Масленица», продолжать знакомить с обычаями и традициями русского народа.

апрель

1. «Пасха»

2.Традиционные блюда коренных народов Кузбасса

Знакомить с русскими традициями и с национальными блюдами

май

1. «Бабий кут. Красный угол»

2. «Царский угол хозяйки» – прядение (самопрялка, веретено)

3. Спортивный праздник «Вместе-дружная семья»

Знакомить с русскими традициями, ремеслами

В результате реализации проекта все воспитанникизнают русскую культуру, традиции, гордятся своим народом, его достижениями, называют представителей коренных национальностей, населяющих нашу область, знают их этнические особенности, уважают их культуру и традиции.

Список литературы:

  1. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный / Т. Ф. Ефремова. — Москва  : Русский язык, 2000. — 1233 c. — Текст : непосредственный.
  2. Ожегов, С. И. Толковый словарь Ожегова / С. И. Ожегов. — Текст : электронный //  : [сайт]. — URL:  (дата обращения: 07.05.2020).
  3. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" . — Текст : электронный // контур.норматив : [сайт]. — URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=40758 (дата обращения: 07.05.2020).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)  . — Текст : электронный // гарант : [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 07.05.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие опыта трудовой деятельности старших дошкольников в условиях Дошкольной образовательной организации».

Актуальность темыТруд − основное средство удовлетворения человеческих потребностей, без него невозможна сама жизнь. Трудом человека созданы материальные и духовные ценности на Земле. Однако форм...

"Проектные технологии в формировании культуры чтения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации" (доклад)

Рассмотрен вопрос использования проектов в работе с дошкольниками по формированию культуры чтения....

РАЗНООБРАЗИЕ ВЫБОРОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Проблема развития познавательного интереса – одна из самых актуальных и имеет особую значимость. Познавательный интерес – избирательная направленность, которая характеризуется постоянным с...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...

Формирование финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумнож...

Организация и развитие исследовательской деятельности дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

В работе рассматриваются некоторые особенности организации детской исследовательской деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, проблемы и пути их решения. А также представлены пр...