Главные вкладки

    ООД "Как жили люди на Руси". Конспект открытого занятия
    план-конспект занятия (подготовительная группа)

    Алла Геннадьевна Черноусова

    Интегрированное образовательное занятие, которое включает различные виды деятельности: дидактические игры, видеофильм, народные игры с приговороми, беседу, продуктивную деятельность детей в виде эксперимента. Это позволяет заинтересовать детей и в ненавязчивой форме познакомить с материалом по теме занятия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект открытого занятия. ООД.600.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 54 развивающего вида»

    Тема ООД: «Как жили люди на Руси»

     

     Подготовительная к школе группа «Академики»

    hello_html_84e4ec9.jpg

                                                             

                       Воспитатель ВКК: Черноусова Алла Геннадьевна

                                                   

                                                   2019 г.

    Тема: «Как жили люди на Руси»

    Цель:

    создание педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

    Задачи:

    - продолжать формировать представления детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне: знакомить  с жилищем наших предков, с предметами быта, их назначением;

    - закрепить в речи детей названия предметов мебели, одежды,  кухонной утвари;

    -развивать речевую активность детей, использовать в речи распространенные предложения, обогащать активный и пассивный словарь детей исконно–русскими словами: предки, славяне и др.;

    -развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; творческие способности;

    -воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа; доброту и любовь друг к другу, окружающему миру

    Виды деятельности:

    - интеллектуально-познавательная;

    - познавательно-исследовательская;

    - коммуникативная;

    - игровая;

     -двигательная;

    Оборудование:

    демонстрационный: русский народный костюм,  клубочек ниток,  видеофильм «Как жили люди на Руси», макет избы, деревянная ложка;

    раздаточный: дидактические игры - разрезные картинки “Жилище и быт славян”; карточки «Раньше и теперь»;

    материал для экспериментирования:  свекольный сок, морковный сок, отвар луковой шелухи, тарелочки, белые лоскуты ткани, прищепки, клеёнки.

    Интеграция образовательных областей:

    познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое

    развитие, художественно-эстетическое развитие.

    Содержание деятельности детей (этапы деятельности):

    I. Мотивационно-организационный.

    Игра-закличка «Солнышко» (дети в кругу)

    - Ребята, что необходимо человеку для хорошего настроения? (ответы детей: счастье, подарки и т.п.)

    - А если посмотреть в окно, что мы должны увидеть, чтобы настроение улучшилось? (солнышко)

    - Оно есть?

    - Я предлагаю вам обратиться к самому солнышку с помощью старинной русской заклички (закликать, т.е. звать):

    Солнышко, солнышко, красное семенышко,

    Выйди поскорее, будь к нам добрее!

    Солнышко-ведрышко, выйди из-за облышка,

    Сядь на пенек, погуляй весь денёк!

    - Какие слова мы уже не употребляем в современной речи, т.е. они устарели?

    - Почему они устарели? (употреблялись очень давно нашими предками)

    - Что они значат?

    - Какие слова с таким же значением употребляем в современной речи?

    (вешаю солнышко)

    - Солнышко нас услышало. Вы улыбнулись. Значит, настроение улучшилось и можно потрудиться.

    Введение в тему (самоопределение темы)

    - Я хочу предложить вам разрезные картинки, собрав которые, мы сможем узнать, о чем же у нас сегодня пойдет речь.

    Игра «Разрезные картинки» (дети, сидя на ковре)

    (дети делятся на 3 группы, где им предлагается собрать три картинки: изба, русская печь, сундук)

    - Что у вас получилось, знаете?

    - Вы видели такое жилище и предметы быта в современном мире?

    - А откуда они? (из старины)

    - Как вы думаете, о чем же у нас сейчас пойдет разговор?  Об этом нам подсказали закличка и картинки. (О жизни наших предков  на Руси)

    - А зачем нам это знать? (интересно, как жили до нас; чтобы жизнь была лучше, надо знать, какой она была до нас, не повторять прежних ошибок)

    II. Основной этап

    - Где жили наши предки? Узнаем из фильма.

    1. Просмотр видеофильма «Русская изба» (дети, сидя перед экраном)

    - Я предлагаю вам посмотреть видеофильм, по окончании которого вы попробуете рассказать, что нового о жизни наших предков вы узнали?

     (изба – отапливаемое помещение, печь – готовили, спали, женский угол, ухват, деревянная посуда, горшки, мужской угол, красный угол, маленькие почитали старших, если переезжали – брали старый горшок с домовым)

    2. Беседа с детьми.

    - Как называется жилище наших предков?

    - Что значит «изба»? (отапливаемое помещение)

    - Что ещё можете рассказать?

    - Какие предметы быта вы увидели?

    - А как мы называем людей, которые жили в избах? (предки, крестьяне, славяне)

    - Что означают эти слова? (это люди, которые жили на той же земле, где живем сейчас мы, но только очень, очень давно, это славный, достойный и храбрый народ. Славяне воспитывали детей, растили хлеб, охотились, занимались разными ремеслами, берегли свою землю)

     - И сейчас я приглашаю вас в гости в русскую избу, где жили наши предки.

    Замечают клубок ниток.

    - Что это? Для чего он нужен? Что вы можете рассказать о роли клубка ниток или веревки в древности? Как с помощью клубка находили дорогу? (писать не умели, карт не было, вот и завязывали узелки-знаки на веревочке, узлы были разные: каждый обозначал куда идти, сколько шагов сделать)

    - Этот клубок поможет нам найти дорогу в избу.

    - Дорога длинная, пока будем идти за клубочком, поиграем в игру с приговорами, в которую играли наши предки:

    4. Физминутка (на ковре)

    Мальчики:

    Мы работали, устали, (косят траву)
    Только в праздник отдыхали – рубахи красны надевали, (показывают)
    Пояском их подвязали.
    Эй, подружки, выходите
    , (зовут движением руки)
    На нас, нарядных, поглядите! (руки в стороны, выставляют ногу вперед)

    Девочки: (встают)

    А мы тоже наряжались, (руки в бока)
    В хороводы собирались – губки красили морковкой, (показывают)
    Угольком чертили бровки, щеки пудрили мукою и румянили свеклою.
    Нас гулять ребята звали – сарафаны надевали, ленты в косы заплетали,
    Лапти быстро надевали и скорей к парням бежали.

    - Как молодые люди на Руси наряжались?

    - Вот мы и пришли к избе  (обращаю внимание на деревянную  избушку)

    - Как подать сигнал хозяевам, что мы пришли? (постучаться)

    (выходит девушка в русском народном костюме)

    - Милости прошу, гости дорогие! (дети прошли в избу и сели)

    - По добру ль доехали?

    - Гляжу на вас одежка справная.

    - Я сама-то давеча хворала больно, да нынче оклемалася. 

    - Куда сами путь держите?

    - Ой, дети, на каком  языке заговорила хозяйка? Вам были понятны все слова? Давайте попробуем объяснить смысл услышанных фраз (объяснения детей попутно)

    Сейчас мы можем встретить устаревшие слова в сказках, книгах, рассказывающих об истории нашей страны.

    - Теперь вы знаете, какие предметы быта были раньше. Поэтому мы вам предлагаем среди карточек, которые находятся на столе, выбрать предметы старины, а рядом положить предмет, заменяющий его теперь  (например, печь- котёл)

    - Хозяйка поможет нам.

    5. Дидактическая игра «Раньше и теперь».

    (предлагаются карточки с изображением старинных и современных предметов быта)

     (дети  работают с карточками)

    - Объясните, что у вас получилось (объясняют: «Раньше был сундук, сейчас – «шкаф» и т.д.по очереди)

    - Хозяюшка, всё ли ребята правильно сделали?

    6. Эксперимент «Окрашивание тканей» (дети подходят к общему столу, накрытому клеёнкой, ткани красят стоя)

    - Посмотрите на русский народный  костюм Хозяйки. Какие цвета вы видите в нем? Но предки наши ткали ткань серого цвета. Как же они получали цветные ткани? (красили)

    - Чем могли красить ткани? (ответы детей)

    Посмотрите, что у меня на столе? (свекла, морковь, луковица)

    -Как вы думаете, из чего я получила краску темно-красного и оранжевого цвета? (ответы детей).

    - Правильно, красную краску из свеклы, оранжевую из моркови! А теперь догадайтесь, как я их получила? Ведь овощи твердые, а краски жидкие! (ответы детей).

    -А как я получила коричневую краску?  (предположения детей)

    - Для того, чтобы сделать краску из лука, я сняла луковую шелуху с луковицы, положила в кастрюлю и долго кипятила, затем процедила и получила коричневую краску!

    - А теперь, вы сможете, как и люди в древние времена, окрасить ткань в разные цвета. Для этого берем лоскуток ткани и при помощи прищепки опускаем в блюдце с растительной краской.

    (Дети самостоятельно окрашивают ткани, кладут на тарелки)

    - В какой цвет окрасилась ткань свекольным, морковным соком и луковым отваром? (ответы детей)

    - А теперь нашим тканям дадим просохнуть.

    (дети садятся)

    III.Итог

    - Вы славно потрудились и заслуживаете угощение, но сначала скажите, понравилось ли вам занятие? Чем оно понравилось? Что нового вы узнали? Что запомнили?

    - А вот и наша «Ложка-говорунья». У кого в руках окажется, тот и ответ держать будет:

    -Предки наши были гостеприимными людьми. На столе всегда стояло главное угощение. А какое, вы узнаете, отгадав загадку: «На столе черная гора, а всем мила!» (хлеб)

    (Хозяйка выносит каравай)

    - У нас сегодня «белая гора» праздничная из пшеничной муки.

    - Давайте посмотрим, как украшен пирог?

    Хозяйка: «Угощайтесь гости дорогие!

    Приложение 1

    hello_html_m513b037.jpg

    hello_html_452ef137.jpg

    hello_html_m3f4497c0.jpg

    hello_html_208bd9d1.jpg

    hello_html_m30608a56.jpg

    hello_html_4ac17f90.png

    hello_html_m1a96dbb8.jpg

    hello_html_239cc7ab.png

    hello_html_5a32f2df.jpg

    hello_html_m12d3f1d2.jpg

    hello_html_m581f530d.png

    сундук

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия "Как жили люди на Руси?"

    В конспекте "Как жили люди на Руси" в интересной форме рассказывается о жизни людей на Руси, о народных традициях, народных костюмах, используется экспериментирование....

    Конспект занятия по Развитию речи. "Как жили люди на Руси".

    Конспект занятия для старшей группы "Как жили наши предки". Подготовила и провела воспитатель группы №6  Одинцова Магдалина Николаевна....

    Конспект интегрированного занятия «Как жили люди на Руси»

    Знакомство с историей Руси через интеграцию областей...

    Конспект занятия "Как жили люди на Руси"

    Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и культурой русского народа.Задачи:- формировать первоначальные представления детей об истории русского народа;- систематизировать знание детей о русской национ...

    Конспект занятия по краеведению в разновозрастной группе "Как жили люди на Руси"

    Занятие проводится в школьном краеведческом музее "Истоки".В музее имеется уголок старинной избы ,оформленный в соответствии с традициями прошлых лет. Цель данного занятия состоит в том, что...

    Конспект занятия "Как жили люди на Руси"

    Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской....