Главные вкладки

    Конспект занятия по краеведению в разновозрастной группе "Как жили люди на Руси"
    план-конспект занятия (средняя группа) на тему

    светлана михайловна илларионова

    Занятие проводится в школьном краеведческом музее "Истоки".В музее имеется уголок старинной избы ,оформленный в соответствии с традициями прошлых лет. Цель данного занятия состоит в том, чтобы продолжить знакомить детей с предметами домашней утвари, их названиями, предназначением, а так же уточнить смысл, значение некоторых названий; учить детей знать характерные особенности деревенской посуды; активизировать употребление в речи названия материалов из которых они изготовлены.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kak_zhili_na_rusi.docx27.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ Костино-Отдельская СОШ

    структурное подразделение Костино-Отдельский детский сад»

    Конспект занятия по краеведению в разновозрастной группе детского сада

    на тему:

    «Как люди жили на Руси»

     

                     

                        Подготовила : старший воспитатель Илларионова С.М.

    2018год.

    Программное содержание:

    Цель:. Продолжить знакомить детей с предметами домашней утвари, их названиями, предназначением, а так же уточнить смысл, значение некоторых названий; учить детей знать характерные особенности деревенской посуды; активизировать употребление в речи названия материалов из которых они изготовлены.

    Предварительная работа: беседа с детьми о быте крестьян, предметах домашней утвари, о значении печки в русской избе. Рисование и лепка предметов домашней утвари. Чтение русских народных сказок «Лиса лапотница» обр. В.Даля, чтение потешек «Кот на печку пошел…», «Сегодня целый день…», чтение русских народных пословиц «хлеба ни куска – стол доска», «хороша каша, да мала чаша», «если щи хороши, другой пищи не ищи». Слушание русских народных песен «Ах, ты береза», «Жили у бабуси», русские народные игры «Узелок», «Ленок», «Тень-тень-потетень».

    Оборудование: чугунок, «горница», печь, ухват, кочерга, самовар, горшок, ложка деревянная, материал для рисования.

    Ход занятия.

    Воспитатель в роли «хозяйки избы» здоровается с детьми: «Здраве буде».

    Как вы думаете: почему я с вами поздоровалась такими словами? Да, ребята, так здоровались раньше на Руси. Это означает, будьте здоровы!

    Воспитатель: - Раньше русский народ жил на Руси, а сейчас наша страна как называется? (Наша страна называется Россия).

    Воспитатель: Слава нашей стороне,

                           Слава русской старине.

                           И про эту старину,

                           Я рассказ свой поведу,

                           Чтобы дети знать могли

                           О делах родной земли!

    «Сядем рядком, да поговорим ладком».(приглашает детей присесть на лавку)

    Посмотрите, ребята, какая у меня просторная изба и сегодня я хочу показать вам предметы домашней утвари.

    Вот ,например у меня есть вот такая необычная посуда! Кто знает как она называется, может быть, кастрюля? (чугунок)

    — Верно, чугунок, попробуйте подержите, какой он? (тяжелый, черный)

    — А может кто-нибудь знает почему его называют чугунок?

    -Потому что он сделан из чугуна.

    -А что такое чугун? (такое железо)

    -Чугунок сделан из чугуна – значит какой он? (чугунный)

    А сейчас я загадаю вам загадку:

    Рогат,да не бык;хватает,да не сыт,людям пищу дает,а сам в угол идет. (ухват)

    -Правильно, а знаете, для чего он нужен был в доме? Для того, чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься. А стоял он всегда  в уголу возле печки, чтобы он всегда под рукой был.

    -А вот скажите мне как называется самый пузатый, блестящий, необычный предмет? (самовар)

    -Какое интересное название, самовар – значит сам варю. А что же он варит? (чай)

    -Посмотрите, вот от какой(показ) Я – самовар, птица жар! Кран открывается, чай наливается.

    -В старину было принято собираться всей семьей за чайком с баранками да сахарком, долго-долго чаевничать, беседовать.

    -А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются?

    -Сейчас и самовары стали делать электрическими, чтобы и в квартире можно было попить чай.

    -В давние времена не было так же и холодильника, как вы думаете, в чем хранили молоко?

    -А вот в чем-в  горшке (у него широкое горлышко,размером он небольшого до 3 литров)(показ)

    -А из чего она сделан? (из глины)

    -Значит он какой? (глиняный)

    -Правильно, так как горшок глиняный, он плохо нагревался, поэтому молоко не портилось. А еще в таких крынках хранили русский народный напиток – квас, сметану, масло и оно так же долго не портилось.

    -А мы сейчас с вами отдохнем да про киселек расскажем.

    Бабушка кисель варила

    На горнушечке, в черепушке

    Для Андрюшечки.

    Летел, летел соколок,

    Через бабушкин порог,

    Крыльями забил,

    Киселек пролил,

    Вот и нету киселька,

    Бабка плачет! Ай-ай-ай!

    Не плачь, бабка, не рыдай,

    Чтоб ты стала весела

    Мы наварим киселя.

    -Отдохнули? Тогда послушайте еще одну загадку.

    Маленький черпачок,

    Деревянный колпачок,

    3 раза в день берется,

    Да опять на место кладется. (ложка)

    -Верно, вот она, из чего же сделана? (из дерева)

    -Значит она какая? (деревянная)

    -А у вас дома есть такие ложки?

    -Сейчас в наше время редко у кого есть такие ложки, а вот раньше все ложки были деревянными. (Демонстрация) Вся семья собиралась за столом, хозяйка ставила на середину стола миску с щами или кашей, хозяин нарезал всем по куску хлеба, все помолившись принимались за еду, каждый своей ложкой черпал из общей миски, а чтобы ни капли не пролить под ложку подставляли свой кусок хлеба и так до рта. К хлебу и пище относились бережно.

    -А чтобы кушать было веселее, ложки раскрашивали да расписывали разными узорами. Посмотрите внимательно, какой узор на этой ложке? Что видите? (ягоды, листочки)

    -На прошлом занятии мы с вами начали раскрашивать ложки, а сегодня я предлагаю закончить работу, ягодки будем рисовать тычками, а листочки – штампиками.

    В ходе занятия звучит музыка.

    -Молодцы, все постарались и поэтому получились такие замечательные ложки. 

     Наша встреча подошла к концу ,но мне как хозяйке избы хочется пригласить вас попить чайку с баранками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия "Как жили люди на Руси?"

    В конспекте "Как жили люди на Руси" в интересной форме рассказывается о жизни людей на Руси, о народных традициях, народных костюмах, используется экспериментирование....

    Конспект занятия по Развитию речи. "Как жили люди на Руси".

    Конспект занятия для старшей группы "Как жили наши предки". Подготовила и провела воспитатель группы №6  Одинцова Магдалина Николаевна....

    Конспект интегрированного занятия «Как жили люди на Руси»

    Знакомство с историей Руси через интеграцию областей...

    Конспект занятия "Как жили люди на Руси"

    Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и культурой русского народа.Задачи:- формировать первоначальные представления детей об истории русского народа;- систематизировать знание детей о русской национ...

    Конспект занятия "Как жили люди на Руси"

    Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской....

    ООД "Как жили люди на Руси". Конспект открытого занятия

    Интегрированное образовательное занятие, которое включает различные виды деятельности: дидактические игры, видеофильм, народные игры с приговороми, беседу, продуктивную деятельность детей в виде экспе...