Рабочая программа дополнительного образования "Театральная студия"
рабочая программа (старшая группа)

Большакова Анна Сергеевна

Программа педагога дополнительного образования "Театральная студия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_teatralnoy_studii.doc258.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому  развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга

        

Принят                                                                                                                            Утвержден

решением  Педагогического совета                                                        приказом заведующего

протокол № ___________________                                                         № _________________

от ____________________20_____г.                                                       от _________20_____г.

_____Н. И. Мозгалина

ПРОГРАММА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

«Театральная студия»

(ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ  5-7 ЛЕТ)

Срок реализации программы 1год.

Автор программы

воспитатель первой  квалификационной категории

Большакова Анна Сергеевна

Санкт-Петербург

2016

Содержание

  1. 1

1.Пояснительная записка

1.2 Цели и задачи программы

1.3 Возрастные особенности развития детей

  1. 1.

Учебно- тематический план

Календарный план

Примерный план занятия

Условия реализации программы

Планируемые результаты реализации программы

Мониторинг

Литература

Введение

Проблема творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных. Творческие личности требовались постоянно, так как они определяли прогресс человечества. Детское творчество в дошкольной педагогике и детской психологии исследовали Л. С. Выготский, Н. А. Ветлугина, Л. И. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин.

Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для развития творческих способностей ребёнка. Она близка и понятна ребёнку, глубоко, лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Л.Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие персонажи (медведь, заяц, собака и др.), которые оживают, говорят и необычность зрелища захватывает ребенка, переносит в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, и все возможно. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей.

Занятия театральной деятельностью помогают развить способности и интересы ребёнка, помогают развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния, способствуют формированию связной речи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Приобщение ребенка к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства со стороны педагога. Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что если взрослый устраивает спектакль и приглашает желающих детей играть в нем, то ребята начинают испытывать затруднения, ведь выход на сцену - это уже ответственность. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.

На занятиях используются игровые приемы, ситуации с элементами театрализации (этюды), малые фольклорные формы (потешки, считалки, дразнилки и т.п.), упражнения дыхательной гимнастики, техники речи, направленные на создание в воспитательно-образовательном процессе непринужденной благоприятной обстановки.

Цели и задачи программы.

 Цель:

Развитие творческих способности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, воспитание думающего, любящего и активного человека,готового к творческой деятельности в любой области.

Задачи: 

  1. развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, самостоятельности в организации театрализованных игр, творческой самостоятельности в передаче образа, умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение для постановки;
  2. познакомить с историей и развитием театрального искусства; развивать познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о театральных профессиях, о театральном здании и о видах театрального искусства;
  3. последовательно знакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет и др.);
  4. способствовать развитию у детей диалогической и монологической речи, пополнять словарь детей лексикой связанной с искусством театра;
  5. разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей;
  6. способствовать освоению основ исполнительской, зрительской и общей культуры;
  7. совершенствовать умения детей передавать знакомые эмоциональные состояния, используя этюды, театрализованные игры и упражнения;
  8. совершенствовать умения дошкольников разыгрывать несложные постановки по знакомым литературным произведениям, распределять между собой обязанности и роли, умения вести себя на сцене и в жизни непринужденно, умения использовать в театральной деятельности все виды театров (кукольный, теневой, пальчиковый);
  9. способствовать развитию творческих способностей дошкольников;
  10. создавать условия для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

В основу разработки программы были положены следующие принципы:

Принцип полноты и целостности. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам.

Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах (при этом используются методы, соответствующие возрастным особенностям детей.)

Принцип интеграции. Данная программа строится с учетом принципа интеграции образованных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Принцип импровизационности. Театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, отсутствия образца для подражания, наличия своей точки зрения, стремления к оригинальности.

Программа расчитанна на один год обучения для детей 5-7 лет.

Продолжительность занятий 25 минут.


Проводятся занятия 2 раза в неделю .

Выдержки из нормативных документов

Программа разработана в соответствие с нормативными документами:

1. Федеральным законом от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

3. Постановлением от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении Санпин 2.4.1.3049-13», «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (п.IVпп.4.11, 4.20;п.VI. пп 6.1, 6.6., 6.8,6.10; п.VIII. пп 8.5, 8.6, 8.9; п. XI. Пп 11.2, 11.3, 11.4, 11.5, 11.6, 11.7, 11.8, 11.10, 11.11, 11.13);

4. Законом «Об образовании в Санкт-Петербурге» от 17 июля 2013 года №461-83;

6. Стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга на период до 2020 года (утверждена на Коллегии Комитета по образованию от 17.11.2010г);

7. Уставом ГБДОУ детский сад №23 Калининского района Санкт-Петербурга.

Программа реализуется с соблюдениемСанитарно - эпидемиологических норм: требований к технике, освещению, продолжительности занятий.

Выдержки из Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049 13

11.10. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет –не более 20 минут.  

Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей согласно таблице 1.

Таблица 1

Основные размеры столов и стульев для детей раннего возраста и дошкольного возраста

 Группа роста детей (мм)

Группа мебели

Высота стола (мм)

Высота стула

    (мм)    

         до 850          

      00      

       340        

     180    

    свыше 850 до 1000    

      0      

       400        

     220    

      с 1000 - 1150      

      1      

       460        

     260    

      с 1150 - 1300      

      2      

       520        

     300    

      с 1300 - 1450      

      3      

       580        

     340    

      с 1450 - 1600      

      4      

       640        

     380    

6.7. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств.

6.10. В дошкольных образовательных организациях используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.

VII. Требования к естественному и искусственному освещению помещений

7.3. Световые проемы в групповых, игровых и спальнях оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами. В качестве солнцезащитных устройств используются шторы или жалюзи внутренние, межстекольные и наружные вертикально направленные. Материал, используемый для жалюзи, должен быть стойким к влаге, моющим и дезинфицирующим растворам.

Допускается в качестве солнцезащитных устройств использовать шторы (или жалюзи) светлых тонов со светорассеивающими и светопропускающими свойствами.

Конструкция регулируемых солнцезащитных устройств в исходном положении не должна уменьшать светоактивную площадь оконного проема. Зашторивание окон в спальных помещениях допускается лишь во время сна детей, в остальное время шторы должны быть раздвинуты в целях обеспечения инсоляции помещения.

7.6. При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение.

7.8. Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии.

7.9. Чистка оконных стекол и светильников проводится по мере их загрязнения.

7.10. Осветительные приборы в помещениях для детей должны иметь защитную светорассеивающую арматуру.

VIII. Требования к отоплению и вентиляции

8.2. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

8.5. Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться.

Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях, следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года.

8.6. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 - 4 °C.

8.9. Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляется с помощью бытовых термометров.

11.8. На самостоятельную деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3 - 4 часов.

11.13. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.

        

XII. Требования к организации физического воспитания

12.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

12.2. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.

Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.

XVII. Требования к санитарному содержанию помещений

дошкольных образовательных организаций

17.1. Все помещения убираются влажным способом с применением моющих средств не менее 2 раз в день при открытых фрамугах или окнах с обязательной уборкой мест скопления пыли (полов у плинтусов и под мебелью, подоконников, радиаторов и т.п.) и часто загрязняющихся поверхностей (ручки дверей, шкафов, выключатели, жесткую мебель и др.).

Влажная уборка спортивных залов проводится 1 раз в день и после каждого занятия. Спортивный инвентарь ежедневно протирается влажной ветошью, маты - с использованием мыльно-содового раствора. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса. Во время генеральных уборок ковровое покрытие подвергается влажной обработке. Возможно использование моющего пылесоса. После каждого занятия спортивный зал проветривается в течение не менее 10 минут.

Игрушки моют в специально выделенных, промаркированных емкостях.

17.4. Ковры ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой или выбивают на специально отведенных для этого площадках хозяйственной зоны, затем чистят влажной щеткой. Рекомендуется один раз в год ковры подвергать сухой химической чистке.

17.6. Генеральная уборка всех помещений и оборудования проводится один раз в месяц с применением моющих и дезинфицирующих средств. Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью).

17.9. В теплое время года засетчиваются окна и двери. Для борьбы с мухами внутри помещений допускается использовать механические методы (липкие ленты, мухоловки).

17.12. Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед поступлением в групповые моются проточной водой (температура 37 °C) с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья детей, и затем высушивают на воздухе.

Пенолатексныеворсованые игрушки и мягконабивные игрушки обрабатываются согласно инструкции изготовителя.

Игрушки, которые не подлежат влажной обработке (мытью, стирке), используются только в качестве дидактического материала.

17.13. Игрушки моются ежедневно в конце дня. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается.

XX. Требования к соблюдению санитарных правил

20.3. За нарушение санитарного законодательства руководитель дошкольных образовательных организаций, а также должностные лица, нарушившие требования настоящих санитарных правил, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приложение N 2

к СанПиН 2.4.1.3049-13

ТРЕБОВАНИЯ

К РАЗМЕЩЕНИЮ ИСТОЧНИКОВ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ

ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

       Помещения        

   Система освещения  

Размещение светильников

Зал для музыкальных и  

физкультурных занятий  

Общее равномерное      

Любое                  

Приложение N 3

к СанПиН 2.4.1.3049-13

ТРЕБОВАНИЯ

К ТЕМПЕРАТУРЕ ВОЗДУХА И КРАТНОСТИ ВОЗДУХООБМЕНА В ОСНОВНЫХ

ПОМЕЩЕНИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В РАЗНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ РАЙОНАХ

          Помещения          

t (C) -

не ниже

 Кратность обмена воздуха в 1 час

  В I А, Б, Г  

 климатических  

районах

    В других    

  климатических  

районах

приток

вытяжка

 приток

Залы для муз.и

гимнастических занятий        

  19  

  2,5  

  1,5  

   -    

Возрастные особенности развития детей .

        Знание возрастных особенностей поможет педагогу лучше понять закономерности детского развития и ставить задачи, соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям детей.

Старшая группа (от 5 до 6 лет).

Воспитанники шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения воспитанников, отличается от ролевой речи.  Воспитанникиначинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия воспитанников в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельностьвоспитанников. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года воспитанники способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и  динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Воспитанники используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца.  Воспитанники способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Обучающиеся способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если обучающиеся будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления , отражающие представления обучающихся о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у обучающихся еще отсутствуют представления о классах объектов. Воспитанники группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие обучающиеся при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Обучающиеся могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Обучающиеся используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Обучающиеся могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем . Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п.  Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа  как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план для детей 5-7 лет

№ занятия.

Название занятия

Содержание

Октябрь

занятие  №1.

«Пока занавес закрыт»

1.Знакомство с педагогом и детьми.

2.Что такое театр?

3. Игры на знакомство: «Шел по крыше воробей», «Давайте познакомимся».(картот.14)

Занятие №2.

«Помощники артиста»

1.Знакомство с основными средствами выразительности (мимика, жесты, интонация).

2.Упражнение «Ах...убежало молоко!...».(жесты)

3.Упражнение «Соленый чай...» (мимика).

4.Упражнение «Стой..!Кто идет?»(интонация).

Занятие №3.

«Вот так гриб-великан, всем хватило места там».

1.Чтение сказки Сутеева «Под грибом».

2. Беседа по содержанию.

3.Имитационные упражнения «Дождик начинается», «Спрячемся от дождика».

Занятие №4.

«Знакомство со сказкой «Спор овощей».

1.Чтение сказки в стихах «Спор овощей».

2.Беседа о прочитанной сказке.

3. Игровые упражнения на умения импровизировать «Художница- Осень».(карт.19)

Занятие №5.

«Репетиция спектакля «Спор овощей».

1.Упражнение на дикцию «Теремок», «Великаны-лилипуты»  

(темп речи низко-высоко).

2.Работа над спектаклем.

Занятие №6.

«Играем спектакль «Спор овощей».

1.Переодевание в костюмы.

2.Проигрывание спектакля.

3.Обсуждение спектакля.

Занятие №7.

«Кто работает в театре»

1.Знакомство с театральными профессиями.

2.Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем».

3.Беседа о действиях с воображаемыми предметами (занятие №9 Щёткин.)

Занятие №8.

«Наши руки-не для скуки»  

1.Беседа на тему «Руки- главный орган движения  актера».

2.Знакомство с куклами Би-ба-бо.

3.Упражнение для кук «Волна», «Плавники».

Занятие №9.

«Осенний бал»

1.Беседа «Что такое афиша»

2.Упражнение «Бабочки». «Осенние листья».

3.Упражнение «Утро».

(Занятие №59 Щёткин А.В.)

Ноябрь

Занятие№10.

«Гримерная мастерская»

1.Показ презентации о профессии гримёр.

2.Парная игра «Создай образ».

Занятие №11.

«Фантазёры»

1.Беседа на тему «Что такое этюд?»

2.Работа над этюдами «Покупка театрального билета», «Утешение».(Занятие №13 Щёткин.

Занятие №12.

«Театральные игры»

 1.Игра «Веселые обезьянки».

2.Игра «Поварята».(Занятие №8 Щёткин А.В.)

3.Упражнение на силу голоса «Тихо- громко»(А-а-а-а-А).

Занятие №13.

«Волшебная шкатулка»

1.Знакомство с театральными масками.

2.Игровое упражнение «Мы такие разные» (передать образ героя под маской с заданным мимическим настроением (выбор пиктограммы))

Занятие №14.

«Расскажи стихи руками»

1.Знакомство с пантомимой.

2.Этюд «Ехал Ваня на коне».

3.Игры с пиктограммами.

Занятие №15.

«А что внутри..?»

1.Знакомство с устройством сцены.

2.Словарь театральных терминов.

3.Музыкально пластическая импровизация под музыку.(Менуэт П.Мориа.)

Занятие №16.

«Знакомство со сказкой «С Новым годом, дед Мороз»

1.Чтение сказки.

2. Обсуждение образов героев.

3.Этюды «Мама приходит с работы...», « Медведь в лесу...»

Занятие №17.

«Роли исполняли...»

1.Распределение ролей в спектакле «С Новым годом, дед Мороз».

2.Работа над голосом(выделение голосом разных слов водной фразе).

3.Скороговорка «Ехал Грека через реку...»

Декабрь

Занятие №18.

«Репетиция спектакля «С Новым годом, дед Мороз»

1.Беседа о декорациях, обсуждение их расстановки.

2.Разучивание ролей.

3.Игровое упражнение «Вместе весело играть».

Занятие №19.

«Великое театральное искусство»

1.Знакомство с различными видами театра.

2.Игра «Театр теней».

Занятие №20.

«Репетиция спектакля «С Новым годом, дед Мороз»

1.Работа над эпизодами сказки.

2.Работа над четким произношением слов с использованием вопросительной и утвердительной интонации «Ручей»(Занятие №33 Щеткин).

Занятие №21.

«Театральный этикет»

1.Беседа о правилах поведения в театре.

2. Драматизация «Мы с моей подругой Любой...»

3.Этюды «В партере», «В буфете».

Занятие №22.

«Репетиция спектакля «С Новым годом, дед Мороз»

1.Работа над эпизодами спектакля.

2.Знакомство с профессией костюмер. Обсуждение деталей костюмов для будущего спектакля.

3.Игра-упражнение «Мы костюмеры».

Занятие №23.

«О добре и зле»

1.Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, страх, грусть, удивление...(Занятие №14 Щеткин).

2.Игры на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга».(Занятие №17 Щеткин).

Занятие №24.

«Репетиция спектакля «С Новым годом, дед Мороз»

1.Репетиция спектакля.

2. Развивающая игра  «Мысли Деда Мороза».(картот.7)

Занятие №25.

«Репетиция спектакля «С Новым годом, дед Мороз»

1.Проигрывание отдельных сцен спектакля.

2.Упражнение на дыхание « Задуй 3, 4, 5,....10 свечей».

3.Упражнение «Прыгуны»(Занятие №15 Щёткин).

Занятие №26.

«Ритмопластика»

1.Игра «Конкурс лентяев».

2.Игра «Гипнотизер»

Занятие 28. Щеткин А.В.

Январь

Занятие №27.

«Репетиция спектакля «С Новым годом, дед Мороз»

1. Репетиция спектакля с использованием музыки, света, костюмов, реквизита, декораций.

Занятие №28

«Все на премьеру»

1.Проигрывание спектакля «С Новым годом, дед Мороз!»

2. Фотографирование в костюмах.

Занятие №29.

«За круглым столом»

1.Обсуждение премьеры спектакля.

2.Просмотр видеозаписи спактакля.

Занятие №30.

«Одно и то же по разному»

1.Театральная игра «Одно и то же по разному» (занятие №25 Щёткин.).

2. Мини- сценки (от 5 до 7 лет): «Великан и мышь» (А.Фронденберг); «Мыши» (И.Демьянов).(карт.28)

Занятие №31.

«Культура и техника речи»

1.Упражнение на дыхание «Спать хочется».

2.Упражнение на гласные и согласные «Шутка».

3.Работа над пословицами и поговорками.

Занятие №42 А.В.Щёткин.

Занятие №32.

«В театре играют всё...»

1.Играем не живые предметы.

2.Драматизация отрывков из произведений «Мойдодыр», «Федорино горе».

3.Язык жестов(покажи жестом то, что на картинке).

Занятие №33.

«Воображаемое путешествие»

1.Артикуляционная гимнастика «По играем язычком».

2.Этюды на жестикуляцию «Кто спрятался за...».

3.Игра на релаксацию «В волшебном лесу.»

Февраль

Занятие №34.

«Веселые ладошки»

1.Знакомство с пальчиковым театром

2.Упражнение на дыхание «Насос».

3.Игра с музыкальным сопровождением «Баба Яга против».

Занятие №35.

«По говорим, по болтаем»

1.Разучивание считалки со сменой ролей.(«На золотом крыльце сидели...»).

2.Упражнение на развитие коммуникативных навыков:

«Дракон хватает свой хвост»,

«Карусель»(еле еле карусели...)

3.Этюд «Отдыхаем на песке».

Занятие №36.

«Раз, два, три, четыре, пять-стихи мы будем сочинять»

1.Введение понятия рифма.

2.Игровое упражнение «До скажи словечко».

3.Игра на развитие коммуникативных навыков «Петушки».

Занятие №37.

«Чтение пьесы «Теремок»

1.Беседа о творчестве С.Я.Маршака.

2.Чтение пьесы «Теремок».

3.Обсуждение. (Занятие №31 Щеткин.)

Занятие №38.

Драматизация «Теремок»

1.Переодевание в костюмы.

2.Проигрывание спектакля.

3.Обсуждение спектакля.

Занятие №39.

«Красная шапочка по новому»

1.Знакомство со спектаклем«Красная шапочка по новому», чтение, обсуждение.

2.Игровое упражнение   «Непослушная дочка» (Е.А.Алябьева).(картотека 17)

3.Игра «Если «Да» – похлопай, если «Нет» – потопай».

Занятие №40.

«Волшебный фартук»

 1.Знакомство с театром на фартуке.

2.Проигрывание сказки-импровизации.

Март

Занятие №41.

«Весёлый огонек»

1.Деление спектакля «Красная шапочка по новому»на эпизоды и пересказ их детьми.

2. Артикуляционная гимнастика: зарядка для губ; зарядка для шеи и  челюсти; игра со свечой.(карт.33)

Занятие №42

«Репетиция спектакля «Красная шапочка по новому»

1.Репетиция отдельных эпизодов спектакля«Красная шапочка по новому».

2.Игры на расширение диапазона голоса:«Чудо-лесенка», «Самолет».

3. Развивающие игры : «Узнай, кто говорит от другого имени»; «Медведь и дети».(карт.45)

Занятие №43

«Волшебная корзинка»

1.Игра-тренинг «Театр».

2.Творческие игры со словом:«Веселые стихи», «Волшебная корзинка».

3.Этюды:«Старый гриб», «Ночные звуки».

Занятие №44.

«Золотые капельки»

1.Репетиция спектакля«Красная шапочка по новому», подбор музыкального сопровождения.

2.Давайте по играем.

   а. «Море волнуется».

   б. «Пойдем как...».

3.Этюды:«Золотые капельки», «После дождя».

Занятие №45.

«Цирк-тоже театр»

1.Беседа «Цирк-тоже таетр»

2.Дыхательная гимнастика:«Маятник», «Задуть свечу».

3.Творческие игры со словом «Сочини сказку», «Ручной мяч».( занятие №29 Щёткин). 

Занятие №46.

«Репетиция спектакля«Красная шапочка по новому»

1.Репетиция спектакля«Красная шапочка по новому», обсуждение костюмов.

2.Театральные этюды: «Баба- Яга»; «Один дома»; «Про Таню»(карт.66)

3.Упражнение «Изобрази эмоцию».

Занятие №47.

«Театральный Петербург»

1.Знакомство с известными Петербургскими театрами.

2.Упражнение на развитие мимики «Обезьянки» (изображать перед зеркалом мимику соответственно пиктограмме).

3.Этюд «Ни чего не слышу, ни чего не вижу».

Занятие №48.

«Скоро премьера»

1.Сводная репетиция спектакля.«Красная шапочка по новому»

 2.Чистоговорки(карт.68)

Занятие №49

Показ спектакля «Красная шапочка по новому».

1«Чудесное превращение» (переодевание в костюмы).

2.Проигрывание спектакля.

3.Фотографирование в костюмах.

Апрель

Занятие №50.

«Как это было...?»

1.Обсуждение прошедшего спектакля«Красная шапочка по новому».

2.Просмотр видеозаписи спектакля.

3.Игры со скороговорками:

«Ручной мяч»,

«Фраза по кругу»,

Занятие №51.

«Маленький оркестр»

1.Знакомство с профессией дирижёр.

2.Упражнение на силу голоса «Трубачи».

3.Игра-импровизация «Маленький оркестр» .

Занятие №52.

«Мини-сценки»

 1.Мини- сценки: «Еж и лиса» (В.Фетисов); «Еж- чистюля» (Т.И.Петрова) ; «Пчелки и медведь» (Т.И.Петрова).(карт.20)

2.Этюды:«Встреча с другом», «Хорошее настроение»

Занятие №53.

«Волшебные превращения»

1. Творческие игры со словом:

«Вкусные слова»,

«Сочини предложение»,

«Сочини сказку».

2. Игры на превращения(от 5 до 7 лет): «Волшебник и дождь»; «Превращение детей»; «Превращение предмета».(карт.24)

Занятие №54.

(открытое занятие для родителей)

«Театр-экспромт»

1.Театр-экспромт «Добрая свинка» (карт. 10)

2.Создание театральных шумов.

Занятие №55

«Кто колечко найдет?»

1.Сказка- игра по С.Маршаку «Кто колечко найдет?»( карт.26)

2.Дыхательная гимнастика:

«Понюхай ягодку», «Песня».

3.Артикуляционная гимнастика для языка упражнения на три вида дыхания.(карт.32.)

Занятие №56.

«Киндер-театр»

1.Изготовление настольного театра, с использованием игрушек из киндер-сюрприза.

2.Этюды: «Розовое словцо «привет»», «Просто старушка».

3.ИОС «Путешествие в страну Вежливости»  

   Игра «Вежливые слова» (карт.35)

Занятие №57.

«Вот как я умею»

1.Театральные игры : развивающая игра»Что я умею»;   Игра- драматизация по стих. Б.Заходера «Вот как я умею».(карт. 49)

2.Дыхательная гимнастика:

«Считалочка»,«Погреем ручки»;

Май

Занятие №58.

«Мы актёры»

1.Чтение сказки «О глупом мышонке».

2.Обсуждение героев сказки, распределение ролей.

3.Танцевальные-импровизации под музыку группы «Непоседы» «Я рисую речку».

Занятие №59.

«Драматизация сказки «О глупом мышонке»»

1.Драматизация сказки «О глупом мышонке» С.Маршак.

2. Обсуждение проигранного спектакля.

3.Фотографирование в костюмах.

Занятие №60.

«Будь культурным»

1.Беседа-повторение «Правила поведения в театре»

2.Пальчиковый игротреннинг «Утречко»(карт.78)

3. Логоритмическое упражнение «Лужи» (карт.63)

Занятие №61.

«Игра-драматизация «Разгром»

1.Игра- драматизация по стихотворению Э.Успенского «Разгром» (карт.1)

2.Дыхательная гимнастика:«Регулировщик», «Вырасти большой».

Занятие №62.

«На весёлой полянке»

 1.Театрально - музыкальная игра: «На веселой на полянке»(картот.13).

2.Этюды с музыкальным сопровождением (П.И.Чайковский «Времена года»)

«Изобрази все времена года».

Занятие №63.

«Кисонька-Мурысонька»

1. Мини- сценка «Кисонька- Мурысонька»(карт. 76)

2.Ритмическая разминка: «Мельница»; «Шалтай- болтай»; «Буратино» (карт.72).

3.Театральные игры: «Кто как ест»; «Кто как ходит»(карт.64).

Занятие №64.

«Карнавал»

1.Беседа «Самые яркие моменты из жизни нашего «мини-театра».

2.Танцевальные импровизации в выбранных костюмах под любимую музыку.

3.Фотографирование на память.

Календарный план

Группы

/месяц

Октябрь

2016г

Ноябрь

2016г

Декабрь

2016г

Январь

2017

Февраль

2017

Март

2017

Апрель

2017

Май

2017

всего

Кол-во занятий в  группе первого года обучения

( дети  5-7 лет)

8

8

8

8

8

8

8

8

64

Примерный план занятия 

Структура занятия:

1. Знакомство с театром.

2. Культура и техника речи.

3. Творческая мастерская.

4. Работа над спектаклем.

 

 «Знакомство с театром»

Цели: систематизация знаний дошкольников о театре; воспитание положительно-эмоционального отношения к нему; формирование готовность к театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. уточнить представления дошкольников о театре, выделить особенности театра как культурного учреждения со спецификой труда, социальным значением, самим зданием и интерьером;
  2. подвести к пониманию специфики актерского искусства. На основе просмотров спектаклей формировать понимание детьми средств образной выразительности, с помощью которых артисты передают образ;
  3. сформировать представления о театральных профессиях, расширять словарный запас детей;
  4. познакомить с правилами поведения в учреждении культуры.

Содержание работы.

С основными понятиями и терминологией театрального искусства детей дошкольного возраста лучше знакомить практически: во время игр, работы над пьесой, посещения театров, музеев, выставок. Не следует строго требовать усвоения понятий, достаточно того, чтобы дети понимали основные театральные термины, пополняли свой словарный запас. Для этого предлагаются театральные игры в виде вопросов и ответов, ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, которые всегда вызывают у детей положительные эмоции.

В данном разделе программы дети узнают:

чем заняты непосредственные участники театрального действия (актеры, музыканты, дирижер),

кто готовит пьесу к постановке (режиссер, художник, балетмейстер),

кто обеспечивает условия для ее осуществления (гример, костюмер, гардеробщик).

Свои впечатления дети отражают в рисунках. Выставка художественных работ поможет обобщить полученные знания.

Из бесед, игровых диалогов, дошкольники смогут понять: «Какие существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?»; «Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетными обертками?»; «Для чего нужен антракт?».

После бесед на эти темы дети, разыгрывают сценки на закрепление правил поведения в театре. Например: дети рисуют билеты, выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья заранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» просят помочь найти место, благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т.д. Можно предложить разыграть ситуации, в которых они могли бы оказаться: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти место. Как бы ты поступил?».

Данный раздел программы реализуется с небольшой помощью родителей воспитанников, которые помогают организовать посещение театров, что способствует расширению и систематизации знаний, укрепляет культуру поведения в театре.

 «Культура и техника речи»

Цели: ознакомление дошкольников с культурой речевого поведения, совершенствования их речи на основе использования элементов театральной деятельности.

Задачи:

  1. развивать речь детей;
  2. развивать умение слышать собеседника;
  3. выработать у детей четкую дикцию, заложить основы правильного речевого дыхания;
  4. развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики;
  5. развивать эстетические способности;
  6. развивать сферу чувств, соучастие, сопереживание;
  7. активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;
  8. развивать навыки общения и коллективного творчества.

Содержание работы.

Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.

Данный раздел программы включает игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи, орфоэпией.

Речевые упражнения и игры желательно включать в каждое занятие, объединяя с театральными играми.

Детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков, выдох (упражнения «Игра со свечой» и «Мыльные пузыри»). В дальнейшем в каждом задании тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. В артикуляционной гимнастике используются известные упражнения для развития мышц губ, челюсти и языка. Свобода звучания голоса непосредственно связана с мягкой атакой, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Для достижения этого полезны упражнения по типу «стона» — «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики», «Колыбельная», сочетание мягкой атаки с опорой звука тренируется в игре «Дрессированные собачки», «Птичий двор». После решения этих задач больше внимания можно уделить работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи и т.п. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов. Для того чтобы детям было понятно, о чем идет речь, можно предложить такие упражнения, как «Летний день», «В зоопарке», «В лесу». Они тренируют четкое произношение согласных на конце слова и могут сочиняться вместе с детьми. Для тренировки диапазона звучания предлагается игра «Самолет», «Чудо-лесенка». Дети должны понять, что голос похож на музыкальный инструмент и может звучать то низко, то высоко, то постепенно повышаться, то понижаться. Говоря о силе голоса, можно предложить детям игру «Придумай диалог», где героями могут быть Людоед и Кот в сапогах или Слон и Мышка. С разной силой голоса можно читать стихотворения от имени разных сказочных героев.

Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании дошкольников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Образные, интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно полезно, использовать на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме всего, разучивание стихов развивает память и интеллект.

С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников очень важно научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п. Работая над интонацией надо поощрять у детей стремление к импровизации предлагаемых ситуаций, а не просто просить их абстрактно произнести фразу, например, жалобно или восхищенно. Предлагая детям игру «Фраза по кругу», надо стремиться, чтобы каждый ребенок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произносит данную фразу с определенной интонацией.

Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих ее смысл и выразительность. Например, предложив выученную скороговорку, произносить ее, выдели разные слова: «Гравер Гаврила выгравировал гравюру», «Гравер Гаврила выгравировал гравюру» и т.д. Когда дети поймут что такое логическое ударение, работая над стихотворным текстом или сценарием будущего спектакля, надо обращать внимание на ключевые слова в отдельных фразах и предложениях, выделять их.

Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки — это веселая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах.

Разучивать скороговорки необходимо коллективно, начиная медленно, четко, активно произносить каждый слог, словно отбивая «мячик» от пола. Постепенно можно убыстрять темп. Полезно проговаривать скороговорки преувеличенно четко, на хорошей опоре, громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии. Активизирует речевой аппарат произнесение скороговорок беззвучно, энергично шевеля губами (как глухонемые).

Игры со скороговорками могут быть предложены в разных вариантах:

1) «испорченный телефон» — играют две команды. Капитан каждой получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и последний представитель которой лучше и точнее произнесет ее вслух;

2) «ручной мяч» — ведущий подбрасывает мяч и называет имя какого-либо ребенка. Тот должен быстро подбежать, поймать мяч и произнести скороговорку и т.д.;

3) вариант «ручного мяча» — дети стоят в кругу, в центре — ведущий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку, тот должен его поймать и быстро произнести скороговорку. Если ребенок не сумел поймать мяч или не смог четко произнести скороговорку, он получает штрафное очко или выбывает из игры;

4) «змейка с воротцами» — дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят через ворота, образованные двумя последними детьми. Тот ребенок, перед которым ворота захлопнулись, должен произнести любую скороговорку. Если он сделает это хорошо, ворота открываются, и игра продолжается, в противном случае ребенок повторяет скороговорку;

5) «фраза по кругу» — дети, сидя по кругу, произносят одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией; цель — отработка интонации;

6) «главное слово» — дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу. Скороговорки можно разучивать в движении, в различных позах, с мячом или со скакалкой.

Разученные скороговорки, особенно диалогические, можно использовать в различных театральных играх, в работе над интонацией, в импровизациях, придумав сюжет и действующих лиц.

Предложенные скороговорки можно использовать на занятиях театральным искусством с детьми 5—6 и 6—7 лет, в зависимости от их речевой подготовки. Количество скороговорок с определенными задачами также регулируется возможностями данной группы.

 «Творческая мастерская»

Цели: совершенствовать умения детей передавать знакомые эмоциональные состояния, используя этюды, театрализованные игры и упражнения.

Задачи:

  1. развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
  2. развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал;
  3. учить согласовывать свои действия с другими детьми;
  4. развивать умение чувствовать партнёра, играть в коллективе сверстников;
  5. учить проявлять эмоциональность, способность «вживаться» в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения;
  6. воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
  7. снимать зажатость и скованность.

Содержание работы.

Данный раздел программы включает:

Этюды – эмоционально-игровые ситуации, в которых ребенок по предложенной взрослым теме создает определенные художественные образы («Расцветает цветок», «Котята просыпаются»). Такие этюды можно назвать играми-этюдами, так как в них на первый план выступает игровая составляющая. Этюды требуют от детей умения включаться в импровизацию, проживать ее, используя все выразительные возможности перевоплощения в какой-либо персонаж. Этюды помогают с легкостью перевоплощаться не только в других людей, животных, но и в предметы, окружающие нас в повседневной жизни. Этюды позволяют детям в игровой форме учиться выражать свои чувства, понимать чувства других людей, помогают избежать затруднений в общении со сверстниками и с взрослыми. Работа над этюдами, развивая ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в спектаклях. Большинство детей легко справляются с заданиями. Обычно этюды сопровождаются музыкой.

Упражнения и игры-разминки – служат для оттачивания какого-либо навыка, но и здесь художественно-игровая задача выходит на первый план. Упражнения требуют активного движения, но обязательно с постановкой художественных задач, использования образных сравнений («Маши руками как бабочка крылышками; еще мягче, легче»). Как и этюды, упражнения сопровождаются музыкой, соответствующей определенному движению, настроению.

Театрализованные игры - как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятии, помогают более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием жесткой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала. Игровая форма проведения занятий способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры.

Диалоги - для вовлечения детей в ролевое взаимодействие используются стихи с ярко выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети могут исполнять по очереди, меняясь ролями.

Инсценировки – игры-представления, в которых по ролям с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т. е. воссоздаются конкретные образы.

Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети не сцене не были похожи на роботов или деревянных кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. При этом надо стремиться, чтобы в любом движении ребенка участвовало все тело. Жест не должен быть самоцелью: он лишь досказывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами.

Работа над выразительностью жестов включается в игры, упражнения, этюды. В этюдах дети могут проявлять индивидуальность в выборе жестов и мимики. Педагог может рассказывать, вызывая нужные эмоции, подсказать, но как можно меньше показывать, чтобы не выработать штампы, лишенные внутреннего импульса, эмоциональной окраски.

«Работа над спектаклем»

Цели: создание и участие дошкольников в спектакле.

Задачи:

  1. учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок;
  2. развивать чувство ритма и координацию движений;
  3. развивать пластическую выразительность и музыкальность;
  4. развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом;
  5. учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

Содержание работы.

Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.

В ходе подготовки к спектаклю необходимо соблюдать несколько основных правил:

1) не перегружать детей;

2) не навязывать своего мнения;

3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщенна, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Сказки пробуждают, в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.

Мы придерживаемся точки зрения Э. Г. Чурилово, которая выделяет десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем.

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью по ведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.

8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

10. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.

Кроме того, спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь главная задача — раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои вырази тельные средства, а не подражать другим исполнителям.

Работу над постановкой и каждый спектакль фиксируются (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.

Кроме создания самого спектакля с детьми, в данный раздел программы также входят: изготовление элементов костюмов, декораций, афиш, билетов.

Данный раздел программы может быть реализован при участии социальных партнеров. Для проигрывания спектакля может быть выбрана сцена районной библиотеки и общеобразовательной школы №71.

Условия реализации программы

Театральные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной групп без какого-либо отбора, необходимо только желание ребенка и родителей. Оптимальное количество детей на театральных занятиях – 10-13 человек. Если в группах их больше, то целесообразно делить каждую возрастную группу на две подгруппы, но не менее 10 человек в каждой.

Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом зале. Для выполнения творческих заданий и упражнений для снятия психомышечного напряжения необходимо наличие коврового покрытия или мягких объемных модулей различной конфигурации. Необходимо также наличие музыкального инструмента или аудиотехники.

Форма одежды детей облегченная, обязательна мягкая обувь или чешки.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в вечернее время продолжительностью 25   минут .

  Театральные занятия строятся в игровой форме, т.к. основной вид деятельности детей дошкольного возраста - это игра.

Сценарии спектаклей педагог подбирает с учетом численности детей в группе.

Материально – техническое и учебно-методическое обеспечение программы

Музыкальные инструменты:

рояль или фортепиано

колокольчики

бубны малые и большие

шумелки

марокасы (погремушки)

металлофон

треугольник

Литература :

методическая литература

музыкальная литература

практическая литература для пальчиковых, речевых и подвижных игр 
CD и аудиозаписи


Картотеки:

- Подвижных игр с разным уровнем интенсивности

- Хороводных игр

- Народных игр

- Схем (моделей) танцев

- Дидактических игр

- Физкультминуток

- Считалок

- Загадок, поговорки, пословицы,  диалогические стихи  

- Пальчиковой гимнастики

- Дыхательной гимнастики

- Психогимнастики и адаптационных игр

-Этюдов на развитие основных средств выразительности

- учебно-наглядный материал (по сезонам, по способу изображения – пиктограмма, рисунок, схема)

- Подборка художественно-литературного материала

-Игр на силу голоса,темп речи, ритм речи.

-Игр на коммуникацию.

-Игр тренингов с пиктограммами.

Технический средства обучения:

Музыкальный центр

Ноутбук

Мышь

Фотоаппарат

Флэшка

Наглядные материалы:

игрушки, атрибуты, оборудование – по содержанию занятий

Парики

Основные элементы костюмов

Гримм (детский)

Настольные зеркала

Ширма

Различные виды театра (пальчиковый, теневой, настольный, би-ба-бо...и др)

Мольберт

фланелеграф

Планируемые результаты реализации программы

К концу первого года обучения воспитанники должны уметь:

  1. Знает, что такое театр, виды театра, о нормах поведения в театре.
  2. Называет предметы театрально-игрового оборудования.
  3. Умеет передавать настроение, характер музыки, пластикой своего тела.
  4. Правильно строит предложения, добивается правильного и чёткого произношения слов.
  5. Передаёт мимикой, жестами, движением эмоции героев спектакля.
  6. Ребёнок может действовать совместно с другими героями спектакля.
  7. Избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость.

Основной состав умений и навыков

В театрально-игровой деятельности:

В художественно-речевой деятельности:

В творческой деятельности

- виды театров;

- подвижная мимика и интонация;

- образное восприятие;

- сценические движения;

- создание композиционного построения;

- импровизация образов.

- развитый артикуляционный аппарат;

- знание о различных предметах и явлениях;

- пересказывание строго по тексту;

- развитая интонация и фразовое дыхание;

- различные темпы речи;

- смена силы звука речи.

- самостоятельный подбор движений для передачи образа;

- активное использование мимики, жестов;

- самостоятельность, инициатива в танцевальной, вокальной, образно-игровой, речевой деятельности.


Педагогическая диагностика

 развития творческих способностей дошкольников

(возраст 5-7 лет)

№ п/п

Критерии

0 баллов

1 балл

2 балла

Проявляет интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности

Имеет элементарные представления о различных видах театра и театральных профессиях

Имеет элементарные представление о правилах поведения в учреждениях культуры

Имеет элементарные представления о основных понятиях театрального искусства

Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, с небольшой помощью взрослого находит выразительные средства перевоплощения

Понимает основную идею литературного произведения

Правильно строит предложения, добивается правильного и чёткого произношения слов

Передаёт мимикой, жестами, движением эмоции героев спектакля

Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности

С небольшой помощью взрослого создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов

Система оценивания:

0 баллов – низкий уровень развития творческих способностей;

1 балл – средний  уровень развития творческих способностей;

2 балла – высокий уровень развития творческих способностей.

17-20 баллов – высокий уровень развития творческих способностей;

10– 16 баллов – средний уровень развития творческих способностей;

ниже 10 баллов – низкий уровень развития творческих способностей.

Литература:

  1. Александрова О. Разыгрываем сказки // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №1.
  2. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры - занятия. - СПб.: Союз, 2001.
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991.
  4. Доронова Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет.Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение» 2004.
  5. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
  6. Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №3.
  7. Макаренко Л. Здравствуй, театр! // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.
  8. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М., 2003 г.
  9. Мигунова О. В. «Организация театральной деятельности в детском саду». Великий Новгород, 2006 г.
  10. Немов Р. С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  11. Поляк Л. Я. Театр сказок. Спб: " Детство-Пресс", 2001г.
  12. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр». Издательство «Арки», 2004 г.
  13. Театр - творчество - дети. Этюды // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №8.
  14. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. - Ярославль, 1999.
  15. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990.
  16. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  17. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми5-6 лет / Под редакцией О.Ф.Горбуновой. М.: Мозаика - Синтез, 2008.

Список рекомендуемых CD и аудиозаписей 

Серия компакт-дисков для общего развития детей от 0 до 7 лет: «Мамины уроки», «Песенки-инсценировки», «Аэробика», «Азбука - потешка», «Весёлые уроки», «Катенька и кот», «Игровая гимнастика», «Гимнастика для малышей», «Абсолютный слух», «Золотые ворота», «Ёлка», «Наш оркестр», «Горелки», «Песенки и игры с пальчиками» №1, №2, «Игры для здоровья», «Сказочки - шумелки», «Ав - ав и мяу - мяу», «Музыкальный зоопарк», «Пять поросят», «Топ - топ»; Е.иС.Железновы; компания ДОМ: Развивалки.ru. 

Серия КЛАССИКА: К.Сен-Санс, «Карнавал животных»; 
«В.Моцарт.200% классической музыки: Симфонии, сонаты, концерты»; П.Чайковский «Времена года», «Детский альбом» - циклы фортепианных миниатюр; 
Э.Григ, «Симфонические сюиты»; 
«Симфонии Й.Гайдна от А до Я»; 
Сборник CD «Энциклопедия органной музыки»; 
Сборник CD «Золотая коллекция: И.С.Бах» 
CD «Учимся петь, играя» - русские народные и авторские песни С.Коротаевой, Ю.Слонова, Н.Суховой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»

Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»  руководи...

Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности в студии "Театральные чудеса" во II младшей группе.

Программа предназначена для театрализованной деятельности для детей 3-4 лет и нгаправлена на художественно-эстетическое развитие....

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Рабочая программа дополнительного образования по бумажной пластике для детей 4 - 5 лет Арт - студия "Гофрировочки"

Арт – студия «Гофрировочки»Рабочая программа  дополнительного образования по бумажной пластике для детей    4 – 5 лет....

Рабочая программа дополнительного образования танцевальная студия «Са-фи-дансе»

Рабочая программа дополнительного образования танцевальная студия «Са-фи-дансе»...

Рабочая программа дополнительного образования танцевальная студия «Са-фи-дансе»

Рабочая программа дополнительного образования танцевальная студия «Са-фи-дансе»...