"Семья и детский сад: секреты успешного сотрудничества с родителями"
консультация

Ахмякова Галина Вячеславовна

Установление партнерских отношений участников педагогического процесса, использование разнообразных форм с семьями воспитанниов детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsltatsiya_dlya_vospitateley_semya_i_detskiy_sad.docx68.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Только вместе с родителями,

Общими усилиями, педагоги могут дать детям

Большое человеческое счастье»

 

В.А. Сухомлинский

 

У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

      В статье 44 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим необходимо

по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) с родителями, с целью создания единого образовательного пространства "семья - детский сад" для их равноправного и заинтересованного партнерства. 

    В основе новой философии взаимодействии семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

    За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой, социальный институт воспитания, обладает специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

    Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Цель:

Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (это способности решать разные типы социально-педагогических ситуаций; обеспечение права родителей на уважение и понимание; на участие в жизни детского сада). 

 

  Новые задачи встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения. 

Основные задачи работы:

– установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

– объединить усилия для развития и воспитания детей;

– создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки;

– активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

– поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

  Принципы взаимодействия с родителями:

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем. В общении воспитателя неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

  1. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в ежедневном контакте  воспитателя, когда родители приводят и забирают детей. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе думать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  1. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

  1. Открытость.

Каждому родителю предоставляется возможность знать, видеть, как живет и развивается его ребенок.

  1.   Сотрудничество, а не наставничество.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искренне желание помочь.

   Современный государственный образовательный стандарт ДО акцентирует внимание на активном взаимодействии детского сада с семьей, что заставляет педагогов задуматься о взаимопонимании между сотрудниками и родителями воспитанников. Партнерские взаимоотношения между родителями и педагогами помогает достичь положительных результатов в воспитании дошкольников  – при создании определенных условий и необходимых основных форм взаимодействия детского сада и родителей  воспитанников.

Основные направления:

  1. Информационно-аналитическое  направление
    Направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального  контакта между педагогами, родителями и детьми.

(анкетирование, тестирование, личные беседы).

Данные формы помогут правильно выстроить работу с родителями, сделать  ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

  1. Познавательное  направление
    Направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей
    практических навыков воспитания детей.

(общие, групповые собрания, консультации и индивидуальные беседы, выставки детских работ, поделок  изготовленные вместе с родителями, совместное создание предметно-развивающей среды, семейные проекты, открытые занятия). 

  1. Наглядно-информационное направление

Играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

Важные моменты:

- все материалы для ознакомления  должны быть эстетически  оформлены

- содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет

- оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы)

- содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей

  1. Досуговое  направление

Призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества.

Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. 

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

IMG-20181031-WA0004.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»

 Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»...

Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

"Семья и детский сад: секреты успешного сотрудничества с родителями"

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников детского сада....

Секреты эффективного сотрудничества с родителями

Коммуникация — это влияние, следовательно, в случае успешной коммуникации должно произойти какое-то изменение в представлениях о мире у того человека, кому она адресована.Эти изменения могут тре...

«Методические разработки для организации работы с родителями, направленные на формирование позитивных детско-родительских отношений» «Секреты успешной работы с родителями»

Дошкольное детство – уникальный и ответственный период в жизни человека – это момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности...

Сотрудничество семьи и детского сада – залог успешности в воспитании и развитии дошкольника с ограниченными возможностями здоровья

В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея в том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направит...