«Этапы развития предметной деятельности детей раннего возраста».
консультация

Грищенко Наталья Владимировна

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребенка, имеет несколько линий развития, среди которых: становление орудийных действий, развитие наглядно-действенного мышления, развитие познавательной активности, формирование целенаправленности действий. Каждая из этих линий предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1слайд

«Этапы развития предметной деятельности детей раннего возраста».

2слайд - Согласно существующей в отечественной психологии периодизации психического развития, предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. В процессе этой деятельности происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами.

3слайд - Предметная деятельность имеет свою логику развития. Уже на первом году жизни у ребенка формируются неспецифические манипуляторные действия с предметами, которые первоначально осуществляются безотносительно к их свойствам: ребенок одинаково обращается с любым предметом, попавшим в его руки (сосет, постукивает, размахивает и т.п.). 

Чуть позже складываются специфические манипуляции. Малыш начинает замечать и использовать особенности предметов, их простейшие свойства и соотношения. Например, гремит погремушкой, мнет бумагу, вкладывает один предмет в другой.

К концу первого года появляются действия нового типа, когда предметы начинают использоваться в соответствии с их назначением, которое демонстрирует взрослый. Например, подражая взрослому, ребенок пытается собрать пирамидку, матрешку, построить башенку из кубиков и пр. На этом уровне развития предметных действий объекты выступают для него уже не изолированно, а в определенных соотношениях с другими объектами. Действия такого типа называются соотносящими. Экспериментируя с предметами, по-разному воздействуя ими друг на друга, ребенок выявляет связи между ними. И, наконец, на втором году жизни осуществляется переход к действиям нового качества — собственно предметным, специфически-человеческим действиям на основе выработанных в культуре способов употребления предметов. Прежде всего это — орудийные действия.

4слайд - В конце первого года жизни и на протяжении всего раннего возраста ребенок все чаще сталкивается с предметами, связанными с деятельностью взрослых и требующими особого обращения с ними в соответствии с определенными, общественно заданными правилами. К ним относятся, например, действия с предметами обихода: ложкой, расческой, зубной щеткой и пр. Такие действия и называются орудийными, т.е. предполагают воздействие одного предмета на другой с целью получения того или иного культурно заданного результата. Ими дети пользуются и в ходе игры: совочком насыпают в ведерко песок, лопаткой копают его, забивают молоточком или камешком колышки в землю или в отверстия дощечки, пытаются завести ключиком заводную игрушку, рисуют карандашом, мелом или кисточкой. Овладение орудийными действиями является важнейшим приобретением детей в раннем возрасте.

5слайд - Переход к новому типу деятельности становится возможным благодаря приобретенным ранее навыкам манипулирования предметами и общению со взрослым, который показывает ребенку образцы действий с ними. Немаловажное значение имеет и овладение ходьбой, которая раздвигает границы его жизненного пространства, помогает ему стать свободнее и самостоятельнее. Умение ходить не только расширяет круг предметов, с которыми сталкивается ребенок, но и меняет характер его контактов с предметным миром: теперь он может не только рассматривать то, что его окружает, но и практически действовать с большим количеством ранее недоступных ему предметов.

6слайд - Являясь ведущей деятельностью дошкольника, предметная деятельность в наибольшей степени способствует развитию познавательных процессов ребенка.

В действиях с предметами формируются способы восприятия, сенсомоторные предэталоны. Именно в предметной деятельности при переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения общественных способов употребления вещей происходит зарождение интеллектуальной деятельности.

Овладение специфически человеческими способами действий с предметами способствует интенсивному развитию наглядно-действенного мышления. Все предметы, которые попадают в зону интереса ребенка, становятся, по выражению Ж. Пиаже, «проблемой для ума». На протяжении раннего возраста у детей формируется способность не только выполнять действие, но и представлять его себе. Главным орудием символизации становится язык, делающий мышление по-настоящему социальным.

Предметная деятельность определяет также содержание общения ребенка со взрослыми. Соответственно характеру действий перестраивается и его общение с окружающими людьми: оно приобретает «деловой» характер и развертывается, главным образом, в практическом взаимодействии со взрослыми, в ходе которого развиваются и новые средства общения, основным из которых является речь. В раннем возрасте речь используется ребенком прежде всего как средство деловых контактов со взрослым.

Усвоение общественно выработанных способов действий с предметами включено в систему человеческих отношений, которые начинают осознаваться ребенком в ходе реального предметно-практического взаимодействия со взрослыми. В процессе усвоения действия начинают постепенно «отделяться» от предметов, на которых были усвоены. Происходит их перенос на другие предметы, сходные с ними, но не тождественные им. Так формируются обобщенные действия, на основе которых становится возможным сравнение с действиями взрослых, а благодаря этому проникновение ребенка в их задачи и смысл. Постепенно, сначала с помощью взрослого, а затем и все более самостоятельно ребенок начинает воспроизводить элементы взаимодействия с окружающими его взрослыми в новых условиях — с сюжетными игрушками. Так в недрах предметной деятельности начинает складываться процессуальная игра.

        В изобразительной деятельности дети проходят нелегкий путь начиная с изображения каракуль, которые могут представлять собой все, что угодно. На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры – подражания. На третьем году жизни рисунки детей обнаруживают уже большее сходство с изображаемым объектом.

7слайд - Предметная деятельность способствует развитию личности ребенка, опосредует его отношение к окружающему его предметному и социальному миру и к самому себе; способствует развитию познавательных интересов, любознательности, самостоятельности, целенаправленности. В рамках предметной деятельности совершенствуются представления ребенка о себе и своих возможностях, происходит дифференциация общей и конкретной самооценки, складывается личностное новообразование раннего возраста, которое проявляется в феномене «гордости за достижение».

8слайд - Д.Б. Эльконин следующим образом описывает природу и процесс усвоения ребенком раннего возраста предметного действия.

• Предметные действия формируются только в совместной деятельности с взрослым. Смысловым центром ситуации, в которой происходит усвоение предметных действий, является взрослый и совместная деятельность с ним.

• Освоение предметного действия предполагает наличие у ребенка стремления следовать предлагаемому взрослым образцу действия.

• В первую очередь ребенок осваивает функцию предмета-орудия, т.е. цель и смысл действия, с которыми он знакомится через взрослого, в совместной с ним деятельности.

• Операционально-технический состав предметного действия формируется на основе образца, задаваемого взрослым. Соответствие действий ребенка этому образцу выступает критерием правильности использования предмета-орудия.

• Овладение предметным действием осуществляется путем построения образа действия с предметом-орудием, который складывается в результате разнообразных проб и в совместной деятельности со взрослым.

• Образ действия включает в себя понимание функции предмета, цели действия и учет соотношения элементов ситуации, орудий и достижения цели.

• Создание образа действия является итогом формирования предметно-орудийного действия. Этим оно отличается от простого копирования, которое осуществляется путем воспроизведения внешнего рисунка действия без осознания его смысла.

Такое представление о развитии орудийных действий раскрывает их психологическую и общественную природу, зависимость от культуры того общества, в котором растет ребенок.

9слайд - Предметное действие есть элемент человеческой культуры. На основе усвоения общественно выработанных способов действий с предметами происходит все более глубокая ориентировка ребенка в предметном мире, развитие его интеллектуального потенциала.

Таким образом, предметно-орудийная деятельность является ведущей в раннем детстве, обеспечивая развитие всех сторон жизни ребенка.

10 слайд

ИГРУШКИ: от года до трех.

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребенка, имеет несколько линий развития, среди которых: становление орудийных действий, развитие наглядно-действенного мышления, развитие познавательной активности, формирование целенаправленности действий. Каждая из этих линий предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Орудийные действия.

Возраст от 1до 3 является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи: ложки, чашки, расчески, щеточки, карандаши… Все они требуют совершенно определенных действий, которые нелегко даются малышу. Овладеть этими навыками ребенку помогают игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналогии реальных объектов: совочки, лопаточки, метелочки, грабельки, сачки для «вылавливания» игрушек из ванны, удочки с магнитом для «ловли рыбок», игрушечный телефон, часы, сумочки, кукольная утварь, посуда, одежда, расчески…

Наглядно-действенное мышление.

Малыш с самого раннего возраста познает окружающий мир в основном руками, то есть наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления необходимы игрушки, предусматривающие использование нескольких однородных предметов разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. Это традиционные народные игрушки, то есть сами подсказывающие способ игры. К ним относятся:

  • Пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;
  • Вкладыши разной формы и размера;
  • Матрёшки 3-4 местные;
  • «коробки форм», то есть игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;
  • Столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;
  • Крупные пазлы и мозаики;
  • Кубики крупные, пластмассовые и деревянные;
  • Шнурок и бусины для нанизывания;
  • Народные игрушки с подвижными частями;
  • Желобок и шарик для скатывания.

Играя, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие предметов, и складываются представления об их свойствах.

Познавательная активность.

        Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для этого требуются игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия, а так же элемент сюрприза. Это могут быть:

  • Коробочки с секретом;
  • Детские музыкальные центры;
  • Механические игрушки;
  • Клавишные игрушки;
  • Игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового;
  • Материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки…

Развитие целеустремлённости.

        Целеустремлённость и настойчивость ребёнка 3-го года жизни проявляются в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий подходят такие игрушки:

  • Фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта; собачки, елочки, снеговика…
  • Пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки…)
  • Составные игрушки – машинки, домики…
  • Строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;
  • Бусы для нанизывания;
  • Шнуровки и застёжки.

Социально-личностное развитие.

        Социально-личностное развитие в возрасте от 1 до 3 происходит главным образом через развитие речи как основного средства общения, а также через и процессуальную (предметную) игру, подготавливающую появление ролевой игры. Очевидно, что развитие речи ребёнка осуществляется в живом общении с взрослым, которое предполагает общее понимание и обозначение каких-либо объектов и событий. Соответственно, игровые пособия, развивающие речь, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов. Это могут быть:

  • Картинки с изображение животных и людей;
  • Сюжетные картинки с изображением действий;
  • Наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей;
  • Элементарные виды детского домино и лото;
  • Последовательности картинок, изображающих сюжеты сказок;
  • Наборы фигур, изображающих персонажи известных сказок;
  • Звукозапись (медленная и отчетливая) детских народных сказок;
  • Игрушечный телефон.

Что касается предметной игры, то она осуществляется с реалистичными игрушками, моделирующими знакомые ребёнку предметы. Это, прежде всего куклы, а для игры в куклы маленькому ребёнку нужна кукольная утварь: наборы мебели, «продуктов питания» (наборы овощей, фруктов), «предметы гигиены» для кукол (расчески, щетки, мыло…), игрушечные животные маленьких и средних размеров с выразительной внешностью.

Так же для игры нужны предметы неопределённого назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Этапы развития предметной деятельности детей раннего возраста» Педагог-психолог МБДОУ Д/с №13 «Звёздочка» Н. В. Юринская

Слайд 2

Предметная деятельность - ведущая деятельность раннего возраста.

Слайд 3

Этапы развития действий с предметами : * Неспецифические манипуляции; * Специфические манипуляции; * Соотносящие манипуляции; * Предметно-орудийные действия.

Слайд 4

Овладение орудийными действиями является важнейшим приобретением детей в раннем возрасте.

Слайд 5

манипулирование предметами + общение со взрослым + овладение ходьбой = орудийные действия

Слайд 6

В процессе предметной деятельности активно развиваются: * познавательные процессы ; * мыслительные операции; * речь; * предпосылки игровой и изобразительной деятельности.

Слайд 7

В рамках предметной деятельности складывается личностное новообразование раннего возраста, которое проявляется в феномене «гордости за достижение».

Слайд 8

Усвоение ребенком раннего возраста предметного действия: ( Д.Б.Эльконин ) • формируются только в совместной деятельности с взрослым; • наличие у ребенка стремления следовать образцу; • освоение функции предмета-орудия; • формируется на основе образца, задаваемого взрослым; • построение образа действия, который складывается в результате проб; • понимание функций предмета; • создание образа действия является итогом формирования предметно-орудийного действия.

Слайд 9

Предметно-орудийная деятельность обеспечивает развитие всех сторон жизни ребенка!

Слайд 10

Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.

Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей гр...

Консультация для воспитателей на тему: "Развитие предметной деятельности детей раннего возраста"

В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с...

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста...

развитие предметной деятельности детей раннего возраста

Развитие предметной деятельности детей раннего возрастаВ раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладе...

Коррекция отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР

Презентация, раскрывающая суть коррекции отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР...

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

Рекомендации для воспитателей и родителей по развитию предметной деятельности детей раннего возраста....

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

     Развитие предметной деятельности детей раннего...