Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.
материал

Сэротэтто Анине Дмитриевна

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательская деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справится с самыми простыми заданиями, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую область или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно- исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения       и       развития       неистощимой        ориентировочно-

исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразней и интересней поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй     вид        ориентировочно -  исследовательской     (поисковой) деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Интеллектуальная сфера ребенка раннего возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в часы свободной, самостоятельной практической деятельности. Процесс мышления предполагает не только готовые способы действия и отработанные схемы, но и построение новых (конечно, в пределах возможностей ребенка). И один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности - детское экспериментирование. Данный тип мышления представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Этот вид деятельности взрослый не задает - ребенок осуществляет его самостоятельно.

Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования ребенок приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

В чем заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует, в свою очередь, самостоятельную поисковую активность.

Экспериментальная деятельность дает больше возможностей для физического   и   социального   включения   ребенка   в   работу   с   группой

сверстников,      чем      традиционные      методы      обучения,      позволяет самореализоваться и самоутвердиться.



Предварительный просмотр:

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.

Цели:

- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента.

- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи.

Задачи:

  1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
  2. Расширить знания детей о планете Земля, ее строении, силе притяжения;
  3. Развивать представление об основных физических явлениях.
  4. Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач; для возможности радоваться сделанному открытию.

План работы в средней группе

2016-2017гг.

Сентябрь - октябрь:

  1. Изучение научно-педагогической литературы;
  2. Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме.

Ноябрь:

Исследование свойств песка.

Песок сухой и мокрый («Сыпется и нет»).

«Сухой песок можно просеять, а мокрый нет»

«Окрашивание песка с помощью цветного мела»

Декабрь:

Вода

«Вода прозрачная»

«Переливание из больших сосудов в маленькие и наоборот»

Вода «Растворение веществ»

«Вода - среда обитания - аквариум»

«Значение воды для человека»

Январь:

Снег («Снег холодный и тает на ладони»). Снег («Снег тает в помещении, во дворе нет, так как там зима»).

Февраль:

Лед

«Лед холодный, но тает на ладони и в помещении, а во дворе нет».

«Лед гладкий, прозрачный. Вода при низкой температуре становиться льдом»

«Ледцветной и бесцветный»

Март:

Воздух

«Воздух легче воды»

«Имеет ли воздух вес»

«Движение воздуха»

«Воздух необходим всему живому»

«Пузырьки спасатели»

Апрель:

Наблюдение за растениями

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Вода («Значение воды для растений») Вода («Значение воды для семян») Почва («Значение для роста растений») Вода («Значение для растений»)

Май:

Итоговое занятие «Мы ученные»

План работы в старшей группе

2017-2018гг.

Месяц

Проведение экспериментов

Цель:

Сентябрь - октябрь:

«Где ночует солнышко?»

«Почему происходит смена времени года?»

«В тепле и холоде»

Обогащение знаний детей о солнце, о его значении в жизни человека.

Ноябрь – декабрь:

«Круговорот воды в природе» («Откуда берется вода и куда девается?»)

«Плавает-тонет»

«Почему не выливается»

Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Расширить и закрепить знания детей о состояниях воды. Воспитывать бережное отношение к воде.

Январь – февраль:

«Лед и пламя»

«Почему лед не тонет»

Продолжить знакомство  детей со свойствами льда.

Март – апрель:

«Живые тени»

«Теневой театр»

Показать на опыте как образуется тень.

Театрализация сказки «Заюшкина избушка»

Май:

«Фокусы с магнитом»

Познакомить детей сосвойствам магнита притягивать метал, развивать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов применения магнитов

План работы в подготовительной группе

2018-2019гг.

Месяц

Проведение экспериментов

Сентябрь - октябрь:

Разработка перспективного плана, конспектов непосредственной образовательной деятельности

Ноябрь – декабрь:

«Круговорот воды в природе»

Январь – февраль:

«Магнит»

Март – апрель:

«Земля»

Май:

Итоговое занятие

Подведение итогов



Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования

За год мы с ребятами узнали что такое круговорот воды в природе, узнали о магнитах, что у Земли тоже есть магнит – земное притяжение, изучили почву. По данной теме достигнуты положительные результаты по развити. Познавательной активности детей.

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что познавательно-исследовательская деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство заключается в том, что мои дети узнали о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе исследования у детей активизировались мыслительные процессы, так как постоянно возникало необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Познавательно-исследовательская деятельность включала в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Делаем вывод, что познавательно-исследовательская деятельность является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Результаты проведенной работы показали, что применение познавательно-исследовательская деятельность оказало влияние на :

  • повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  • повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе;

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей, с которыми проводилась планомерная работа.

Познавательно-исследовательская деятельность является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе исследования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Перспективы на следующий учебный год:

Работа по теме экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

        

Портфолио

Сэротэтто Анине Дмитриевна

Должность: воспитатель ДОУ

Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Образование: средне-специальное

ГОУ СПА ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж», г.Салехард, специальность: преподавание в начальных классах, 15.06.2011г.

Прошла профессиональную подготовку в отделении дополнительного образования ООО «Издательство «Учитель» по программе «Педагогтка и методика дошкольного образования», 28.02.17г.

Трудовой и педагогический стаж – 7 лет.

1 квалификационная категория

Диагностическое задание 4. Подготовительная группа

  1. Что такое круговорот воды?
  2. Что такое земное притяжение?
  3. Почему растут цветы? Что для этого нужно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников (в процессе экспериментирования с объектами неживой природы)

В 5 - 6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» - тех знаний, которые человечество н...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

в индивидуальном плане по самообразованию  воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны  представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...

Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Ашировой Надии Харрясовны по теме: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диаг...

Программа по самообразованию «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

То, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю (Китайское изречение)В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста п...

Конспект по самообразованию "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

Детское экспериментирование должно строиться самим ребенком. Оно должно быть направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других ст...

Консультация для воспитателей "Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования "

Консультация "Развитие позавательно- исследовательской деятельности дошкольников в процессе зкспериментирования "...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Консультация для педагогов "Развитие позновательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе эксперементирования"...