УТРЕННИЙ КРУГ
методическая разработка (младшая группа)

Байдуллина Ирина Александровна

утренний круг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utr_krug_na_sayt.docx253.3 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка проведения утреннего круга в детском саду

Актуальность

Утренний круг (групповой сбор или утренний сбор) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится сразу после завтрака.

Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех.

Основная цель проведения утреннего круга —создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. 

Кроме этого, групповой круг:

  • развивает толерантное отношение к людям;
  • формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе;
  • позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть.

Задачи

Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:

  • Создаёт условия для общения детей и взрослых:
  • Развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность. Нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей..
  • Работает над развитием навыков культурного общения. Малыши, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п. Постепенно дети приучаются так же вести себя со взрослыми: воспитательницей, нянечкой.
  • Обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения. Взрослый показывает малышам пример правильного построения высказывания, а также нормы ведения обсуждений
  • Развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично.
  • Формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения.

Актуальные задачи утреннего круга для разных возрастных групп

Учиться делать выбор и принимать решения (я хочу рисовать, играть).

Учить ставить цель (я буду строить дом).

Учиться говорить предложениями.

Учиться различать и называть признаки предметов (цвет, форма, величина, пространственное положение).

Учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми).

  • Инициировать разговор, включаться в него и поддерживать общение (давай вместе…, я хочу сказать…, я думаю, что…).
  • Обращаться к источнику получения знаний (я узнал это из книги, из телепередачи).
  • Заявлять о своих представлениях, знаниях (я знаю, что белые медведи…).
  • Принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации (я играю в доктора, я…).
  • Управлять своим поведением и способами общения (я понимаю, что мама устала, буду играть тихо).
  • Сравнивать предметы (камешков 5, а шишек 3; река широкая, а ручеёк узкий).
  • Анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков (если я сделаю так, то…).
  • Разрешать конфликтные ситуации (попросить, сказать о том, что не нравится…).
  • Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании.
  • Установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога).

Позывной «Дудочка».

  • Громко дудочка поёт,
    Ребятишек в круг зовёт.

Приветствие.

  • Здравствуй, небо голубое (Смотрят вверх),
    Здравствуй, солнышко родное (Руки вверх),
    Здравствуй, матушка Земля (Кланяются),
    Здравствуй, ты (Пожимают друг другу руки),
    И здравствуй, я (Руки к груди)!

По окончании текста с движениями дети, взявшись за руки, произносят слова:

  • Мы рады, что пришли в детский сад,
    Всем, всем, всем доброго дня!

Игра-тренинг.
В.: Дети, представьте себе, что мы овощи на грядке (помидоры, огурцы и пр.). Давно не было дождя, и овощи завяли: сначала опустились головки, потом — листики, а потом согнулся весь стебелёк до земли. (Дети на счёт 1 опускают голову, 2 — роняют руки вдоль туловища, 3 — приседают на корточки).
Вдруг закапал дождик, и овощи начали оживать. (Дети повторяют упражнение в обратном порядке).
Беседа по аналогии «трёх вопросов» (мне бы хотелось узнать «кто садит овощи», «как ухаживать за овощами», «какие мама делает заготовки»).
(Ребята высказываются по очереди, передавая атрибут недели друг другу — осенний листочек).

  • Какое сейчас время года сейчас?
  • Что поспевает на грядках осенью?
  • Какие вы знаете овощи?
  • Какие овощи вы любите?
  • Что мама делает из овощей?

Дидактическая игра «Посадим овощи на грядку».
Используются наборное полотно и тематические картинки. Дети называют овощ и «сажают» его на «грядку».
Дидактическая игра «Раздели по корзинкам овощи и фрукты».
Цель: Классификация.
Пальчиковая гимнастика «У Зиночки в корзиночке».

  • У девчушки Зиночки
    Овощи в корзиночке:
    Вот пузатый кабачок
    Положила на бочок,
    Перец и морковку
    Уложила ловко,
    Помидор и огурец.
    Наша Зина молодец!
    (Дети делают ладошки «корзинкой». Сгибают пальчики, начиная с большого. Показывают большой палец).

Игра на воображение с опорой на комментарий.
В.: Тёплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.
(Дети приседают на корточки, голову и руки опускают; поднимают голову, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны — цветок расцвёл; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены).
Работа с календарём (число, месяц, день недели).
Презентация воспитателем организации дня.

Грузовик привёз игрушки

Позывной «Погремушка».

  • Динь-дон, дили-дили, погремушки нам купили.
    У Марины, у Танюшки и у Вовы погремушки,
    И звенит со всех сторон: дили-дили-дили-дон.

Приветствие.

  • В группе нашей каждый день
    Делаем зарядку,
    Выполняем упражненья
    Строго по порядку:
    Все присели,
    Дружно встали,
    Повертели головой,
    Потянулись, повернулись
    И друг другу улыбнулись!

Игра-тренинг.
В.: Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня Кате, Серёже, Саше, … (перечисляет всех детей, напоминает о добрых делах, которые они сделали накануне). А что вы можете пожелать мне?
Загадки об игрушках.
Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке».
Цель: совершенствовать лексико-грамматическую структуру речи.
Дети на ощупь отгадывают, какую игрушку они достают и говорят, как с ней можно играть.
Интервью «Моя любимая игрушка».
Пальчиковая гимнастика.

  • Я с игрушками играю (Руки перед собой, сжимают-разжимают пальцы обеих рук):
    Мячик я тебе бросаю (Протягивают руки вперёд — «бросают мяч»).
    Пирамидку собираю (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладут друг на друга несколько раз).
    Грузовик везде катаю (Двигают перед собой слегка раскрытой кистью правой руки — «катают машинку).

Подвижная игра «Найди домик игрушки».
Цель: закрепить умение убирать игрушки на место.
Дети закрывают глаза, воспитатель расставляет на полу разные игрушки, малыши по сигналу разносят игрушки по местам.
Работа с календарём (число, месяц, день недели).
Презентация воспитателем организации дня.

Дом, в котором мы живём

Позывной «Картинка — дом».

  • Вот какой красивый дом,
    В этом доме мы живём.
    Раз, два, три, четыре —
    В новой мы живём квартире!

Приветствие.

  • Встань, как только солнце встанет (Руки вверх),
    И тихонечко к окошку руку луч к тебе протянет (Руки вперёд).
    Ты подставь скорей ладошку (Подставляют ладошки солнышку),
    Пусть тебя увидит мама и одетым, и обутым (Проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви),
    Пусть твой день весёлым, звонким будет (Широко разводят руки в стороны).

Пальчиковая гимнастика «Дом».

  • Дом стоит (Складывают ладони «домиком» над головой),
    На дверях замок висит (Смыкают ладони в «замок»).
    За дверями стол стоит (Накрывают правой ладонью кулачок левой руки),
    Вокруг дома частокол (Руки перед собой, пальцы растопырить).
    «Тук-тук-тук!» — дверь открой (Стучат кулачком по ладони),
    «Заходите, я не злой!» (Руки в стороны, ладони вверх).

Интервью «Какой дом у тебя».

  • Для чего человеку нужен дом?
  • Как вы помогаете маме и бабушке поддерживать порядок в доме?
  • Кто убирает твои игрушки?
  • Кто живёт дома вместе с тобой? (С кем ты живёшь?).
  • Какие добрые слова ты говоришь своим близким?
  • Как ты заботишься о маме, папе, бабушке, дедушке?

Дидактическая игра «Помоги Кате навести порядок» (разложить предметы по назначению: посуду на стол, игрушки на полку, одежду в шкаф).
Цель: группирование предметов по назначению.
Подвижная игра «Ищи свой дом».
Дети располагаются в «домике» (на гимнастических скамейках или стульчиках). Воспитатель предлагает им пойти на лужок — цветочками полюбоваться, на бабочек посмотреть. На сигнал «Быстро в домик, дождь пошёл» малыши бегут занимать место в «домике» (любое место).
Работа с календарём (число, месяц, день недели).
Презентация воспитателем организации дня…>

Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/-kartoteka-utrenego-sbora-vo-2-mladshei-grupe.html





Игры для утреннего круга

- образцы пальчиковых игр

hello_html_m85f303f.jpg

Каждую игру необходимо отрабатывать 3–4 дня

hello_html_m3cb5a546.jpg

Дети с большой охотой перевоплощаются в героев пальчиковой забавы

hello_html_m1c7ac2e6.jpg

При проведении пальчиковых игр важно сделать так, чтобы всем малышам было хорошо видно модель, то есть взрослого, показывающего упражнение

hello_html_79c1210d.jpg

hello_html_15f80f9.jpg

Игровые ситуации

Этот день в группе начинается с рисования улыбок:

  • маминой помадой на стекле,
  • красками на воздушных шариках, бумажных тарелках и стаканчиках.

В центрах активности детям предлагается найти самую удивительную улыбку (для этого понадобятся фотографии улыбающихся людей, животных, фотоаппарат для фотосессии, зеркала для практики). В центре музыки самостоятельно или вместе с музыкальным руководителем можно послушать аудиозапись песенки или разучить её. В центре театрализации/книги — устроить весёлое представление. В центре игры — организовать любимые игры под музыку.

День переучёта

Пришёл день, когда нужно пересчитать всё, что есть в групповой комнате:

  • игрушки,
  • шарики в бассейне,
  • фломастеры в коробках.

Во время группового сбора эта работа будет спланирована и распределена между участниками. В конце дня самым усердным счетоводам выдаются дипломы.

День, когда всё наоборот

Детям предлагается потрудиться над путаницами, а также:

  • послушать «Путаницу» К. Чуковского в аудиозаписи или живом чтении;
  • распутать «самую запутанную путаницу» (для этого используются любые основы с отверстиями, шнурки, тесьма или ленты);
  • запутать её снова, чтобы было что распутывать другим детям.

Во время группового сбора воспитатели могут предложить игры с клубками, словесные игры-перевёртыши, а в центрах активности детей будут ждать лабиринты, танграмы, задания на сообразительность.

Цит. по: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-utrenniy-sbor-1415994.html



Примеры игровых ситуаций для группового сбора

Обмен новостями

Обычно это самый любимый этап у малышей. Дети озвучивают и обсуждают (в старших группах) всё новое, что они услышали и увидели накануне. Как правило, обмен фактами происходит в форме монолога ребёнка — реакции на вопрос взрослого.

Для детей первой младшей группы (а иногда и второй) уместно проводить обмен новостями в вопросно-ответной форме, то есть в виде интервью, где ответные реплики малышей, которые только учатся говорить, будут короткими. Примеры вопросов:

  • Что за погода на улице?
  • Какое сейчас время года?
  • Какой месяц, день недели, число?
  • Сколько дней осталось до ближайшего праздника? Что это будет за мероприятие?
  • Кого вы встретили, подходя к садику? Предполагается, что ответом на вопрос будет: «Дворника».
  • Кто сегодня из ребят нашей группы не пришёл в садик?
  • Сколько сегодня девочек/мальчиков в группе?

На этом этапе в средней и старших группах от педагога требуется особое внимание к организации обмена новостями, так как поделиться «тем, что ещё никто, кроме меня, не знает» захотят все малыши. Для решения этой непростой задачи воспитатель может предложить ребятам самим решить, сколько человек и кого именно сегодня они будут слушать, или оговорить, что свои новости рассказывают в этот день только девочки/мальчики и т. д. В целом этот этап позволяет:

  • отрабатывать умение вести диалог, обсуждение;
  • обогатить и активизировать свой словарь;
  • формировать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Это интересно. Педагог должен следить за тем, чтобы раз в неделю каждый из ребят смог рассказать свои новости.

Подача новостей происходит в соответствии с правилами четырёх «не»:

  • не регламентируем (нельзя требовать от малышей только по одному длинному или по два коротких сообщения);
  • не отбираем (принцип «только хорошая информация» не подходит);
  • не вытягиваем (фразы «а почему ты молчишь?» или «мы ещё не слышали новости Пети, Димы» недопустимы);
  • не запрещаем (запретных тем нет).

Итак, утренний сбор состоит из 4 этапов, на которые отводится до получаса (в младших группах — до 15 минут, в средней — до 20, в старших — до 30). Каждый временной отрезок требует использования характерных приёмов. Наглядность (картинки, слайды, игрушки) — эффективный способ заинтересовать малышей в работе, направленной на реализацию поставленных задач.

Сравнивая подходы к организации и проведению утреннего сбора, можно сделать следующие выводы:

  • в младших группах новости вписаны в этап планирования деятельности;
  • в работе с младшими дошкольниками большую часть утреннего круга озвучивает воспитатель, а дети повторяют за ним (такая форма работы связана с тем, что в возрасте 2–3 лет многие дети ещё не вполне понятно говорят и формулируют свои мысли);


Чем младше дети, тем больше нужно говорить воспитателю, так как малышам необходимо считывать речевой образец

  • в средней группе новости и планирование происходят в вопросно-ответной форме — педагог «наводит» детей на нужные словесные реакции;
  • в старшей группе игры приобретают характер психогимнастики;
  • в подготовительной группе наблюдается аналитический подход к каждому из этапов (дети объясняют тот или иной выбор, свою оценку).

Примеры утреннего круга для разных возрастных групп

Приветствие. (Дети сидят на паласе).
Кто-то у нас в уголочке маленький сидит и тихонечко пищит. (Мышка).
(Дети прислушиваются и отгадывают).

Игра с мышонком.
Маленький мышонок потерялся.
Надо маму отыскать и скорей её позвать.
(Дети на картинках с изображением животных ищут мышку).

Знакомство.
Маму — мышку мы нашли,
Мышонок успокоился.
Пора и познакомиться.
(Дети называют мышонку свои имена).

Игра с заводной мышкой.
Мышка с вами познакомилась,
А теперь хочет играть,
От вас быстро убегать.
(Дети догоняют заводную мышку).

Игра с цветными картинками «Найди домик для мышат».
Цветные мышки по поляне побежали
И свои норки потеряли.
(Дети ставят мышек в домики по цвету).

Конструирование «Дом для мышонка».
В поле у мышонка есть норка. А в нашей группе ему негде жить. Давайте построим ему домик.
(Дети строят мышонку домик из конструктора).

Подвижная игра «Кошки-мышки».
Мышонок любит не только с мышатами играть, но и от кошки убегать.
(Дети бегают по паласу. При слове «кошка» бегут прятаться в «домик»).

Игра «Покажи свой стульчик».
Мышонок устал играть,
Он хочет отдыхать.
Кто хочет мышонку свой стул показать?
(Дети находят свои стульчики по картинкам и показывают мышонку).

Словесная игра: «Во что мы поиграем».
Мышонок хочет узнать,
Во что будем мы играть.
(Дети по очереди показывают и рассказывают, во что они будут играть самостоятельно).
Мышонок на свободном стульчике посидит и на вас поглядит.
Хватит нашим игрушкам скучать. Идите, ребята, скорее играть.
(Дети расходятся по группе играть).

Утренний круг— важный режимный момент, объединяющий малышей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Эти факторы способствуют более тесному контакту педагога со всеми воспитанниками группы, а также с родителями, которые могут оценить эффективность группового сбора по тому, с какой охотой малыш идёт в детский сад. Таким образом, правильная методически грамотная организация утреннего круга помогает зарядить и детей, и взрослых позитивным отношением к жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект утреннего круга в старшей группе комбинированной направленности на тему "Круг радости"

Утренний круг "Круг радости".Цели: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересн...

"Утренний круг" и "Вечерний круг" как инновационная педагогическая технология в ДОУ

Инновационная программа "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой предлагает введение в режим дня технологии "Утреннего круга" и "Вечернего кру...

" Использование педагогических технологий "Утренний круг" и "Вечерний круг!

Консультация для вопитателяОдним из наиболее важных профессиональных умений воспитателя является организация и планирование режимных процессов в ДОУ. Продуманное и хорошо организованное проведение утр...

«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые инновационные элементы программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

laquo;Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодн...