МАСТЕР – КЛАСС на тему: «ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей воспитанников в свете требований ФГОСО.
материал

МАСТЕР – КЛАСС  на тему:

 

«ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей воспитанников в свете требований ФГОСО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppy_didakt_igr.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей».

МАСТЕР – КЛАСС  на тему:

«ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей воспитанников в свете требований ФГОСО.

                        Выполнила:  воспитатель МБДОУ №2

                                                                                   «Дюймовочка»,

                                                                Варфоломеева Галина Владимировна

 г. Шарыпово, 2017г.

Цель: Повышение компетентности педагогов в формировании математических способностей детей старшего дошкольного возраста по средством ТРИЗ.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с разными видами  дидактических игр по технологии ТРИЗ.
  • Побудить к широкому использованию технологии  ТРИЗ в формировании математических способностей детей старшего дошкольного возраста.
  • Научить воспитателей технологии ТРИЗ , основываясь на алгоритмах мышления и дидактических играх.
  • Cформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе технологии ТРИЗ для формирования математических способностей воспитанников.

Актуальность

  • Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольников считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать»предметами, знаками и словами.
  • В отечественной педагогике решение этих задач предложено многими известными учёными: Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Н.Е. Веракса, И.В.Дубровиной, О.М.Дьяченко.
  • Особая роль при этом отводится технологии ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач (автор Г.С. Альтшулер). Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ – важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта.
  • В основе моего опыта работы лежат игры по технологии ТРИЗ.
  • Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне;  развитии речи и творческого воображения.  
  • В работе с дошкольниками придерживаюсь кредо ТРИЗовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире».

     Усвоение программного материала доступнее всего происходит в игре. Игры по технологии ТРИЗ, используемые мной при  формировании математических представлений, увлекают ребёнка в сказочный мир, незаметно для него развивая мышление и математические способности.

     Дидактические игры по формированию математических представлений я условно поделила на следующие группы:

1 группа игр

Игры с цифрами и числами

«Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», «Задумай число», «Число как тебя зовут», «Составь цифру», «Сколько жильцов в квартире?» и другие.

К первой группе игр относится игры для обучение детей счету до 10 в прямом и обратном порядке. С помощью этих игр дети знакомятся с образованием  всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. А для сохранения интереса используется  сказочный сюжет. Дети сравнивают две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней  полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находиться на верхней полосе, а меньшее – на нижней.

Играя в вышеуказанные дидактические игры вО.Д з, в совместной деятельности, дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Эти игры используются с целью развития у детей внимания, памяти, мышления

2 группа игр

Игры путешествия во времени

«Живая неделя», «Назови скорее», « Дни недели», «Назови пропущенное число», «Круглый год», «Двенадцать месяцев» и другие.

Вторая группа математических игр служит для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, времен года. Сначала объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали названия дней недели, они обозначают их кружочками разного цвета. Ежедневные наблюдения, проводимые несколько недель, обозначая кружочками каждый день, приводят к тому, что дети смогут самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменно. Детям необходимо рассказывать о том, что в названия дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончании недели, вторник – второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый, суббота и воскресенье, – выходные дни.

Игры перечисленные выше, способствуют лучшему запоминанию последовательности названий дней недели, месяцев и времен года.

3 группа игр

Игры на ориентирования в пространстве

«Разложи по порядку», «Найди похожую», «Найди игрушку», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и другие.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. И тут главной  задачей является,  научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию.

При помощи вышеуказанных дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

4 группа игр

Игры с геометрическими фигурами

«Лото», «Геометрическая мозаика», «Составление геометрических фигур», «Только одно свойство», «Назови скорее», «Найди нестандартную фигуру, чем отличаются», «Найди похожую», «Найди такую же фигуру», «Сложи квадрат», «Сколько фигур» и другие.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур, детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, овала, треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции. Перечисленные выше дидактические игры в ОД  и в свободное время помогают лучшему запоминанию о геометрических фигурах. При этом развивают у детей внимание, воображение, память, мышление.

5 группа игр

 Игры на логическое мышление

«Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?», «Мельница», «Путаница», «Домино», «Диктант», «Танграмм» и другие.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, то есть формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.

Вышеуказанные дидактические игры способствуют развитию творческих способностей, воображения, нестандартного мышления у детей.

Использование дидактических игр математического содержания на занятиях способствовало раскрепощению детей, что в результате привело к тому, что дети легко овладевали сложными математическими понятиями, такими как равенство – неравенство, геометрические фигуры, измерение условными мерками.

Особенностями умственного развития детей шести - семи лет являются их возросшие способности к более углубленному анализу и синтезу: умение выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключения.

Закреплению и систематизацию знаний математического содержания способствовало использование дидактических игр математического содержания в самостоятельной деятельности. Чем больше и чаще играли дети, тем лучших результатов они добивались в играх, и тем больше интереса было к использованию игр математического содержания у детей. В то же время разнообразный материал, используемый для изготовления дидактических игр и содержание игр, развивали у детей кругозор, например: дети запоминали дни недели, названия месяцев, учились ориентироваться в пространстве группы и читать схемы, и т.д. Такие игры, как «Расскажи про свой узор», «Чем отличаются фигуры, способствовали развитию  речи, умению сравнивать и анализировать.

Так же использование дидактических  игр математического содержания в моей работе помогло мне сплотить детей. Объединенные одной целью – решить дидактическую задачу, дети начали чаще пытаться договариваться между собой, что способствовало укреплению дружеских взаимоотношений в группе.

Итак, использование серии дидактических игр математического содержания помогло мне развить у детей следующее:

  1. дети стали свободно ориентироваться в числах первого десятка, появился интерес к оперированию числами второго десятка;
  2. хорошо была освоена последовательность дней недели, месяцев, времен года;
  3. дети более свободно стали ориентироваться в пространстве, на листе и точно определяли это словами;
  4.  дети точно, без ошибок, определяли и называли геометрические фигуры, и они проявляли свое воображение, научились делать умозаключения.

Проводя эту работу, я пришла к выводу о том, что дидактические игры носят в себе большую воспитательную ценность, но надо помнить о том, что эффективны они в том случае, если их проводить с детьми ежедневно, постепенно усложняя содержания, правила и действия игры

Овладению элементарными математическими знаниями и умениями сложный процесс, так как от детей необходимы способность к анализу и синтезу, проведение определенных мыслительных операций, развитие зрительно-пространственной координации, внимания, памяти. А использование дидактических игр  при овладении знаниями математического содержания облегчили мне задачу формирования этих способностей у детей. Я считаю, что в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста, игровой метод  имеет большое значение. И я надеюсь, что проделанная мною работа поможет детям легче адаптироваться к школьному обучению, поспособствует более успешному изучению математики и других дисциплин в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей воспитанников в свете требований ФГОС

Игры по технологии ТРИЗ, используемые в ДОУ, по формированию математических представлений....

«ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ как средство формирования интеллектуальных способностей воспитанников в свете требований ФГОС ДО»

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем»....

«ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей воспитанников в свете требований ФГОС»

Раскрыла особенности технологии ТРИЗ, как средства формирования математических особенностей дошкольников.  Привела примеры  игр по математике, на основе этих игр любой педагог сможет придума...

«ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей воспитанников в свете требований ФГОС»

В образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений посредством технологии ТРИЗ я использую:математические игры на классификацию,игры и тренинги на выявление ресур...

МАСТЕР - КЛАСС «ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей воспитанников в свете требований ФГОСО.

МАСТЕР -  КЛАСС«ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей воспитанников в свете требований ФГОСО....

«ТРИЗ в ЧОУ как средство формирования математических способностей воспитанников в свете требований ФГОС»

Одна из основных задач дошкольного образования — математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще...

ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ как средство формирования интеллектуальных способностей воспитанников в свете требований ФГОС ДО

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения  и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Вектор педагогической деятельн...