Метод проектов в музыкальном воспитании дошкольников
статья

Загудаева Ольга Владимировна

(из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_poekta_v_muzykalnom_vospitanii.doc62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

II Всероссийская НПК «Актуальные вопросы современного образования и воспитания», сайт «Педагогический клуб «Наука и творчество», 2017 год.

Метод проектов в музыкальном воспитании дошкольников

(из опыта работы)

Музыкальный руководитель

МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 6»

Загудаева О.В.

Эффективность метода проекта, достаточно полно представленного в практике работы детского сада, неоспорима. Но, на мой взгляд, в практике работы музыкальных руководителей он пока не находит достаточно широкого применения. Этот вывод мне позволяет сделать пятнадцатилетний опыт работы в качестве руководителя районного методического объединения музыкальных руководителей. Между тем, применение метода проекта  в музыкальном воспитании дает  важное преимущество -  возможность активного использования социокультурного пространства,  обеспечивающее социализацию ребенка, что в соответствует требованиям ФГОС.

Несмотря на то, что наш поселок расположен на периферии, имеющиеся ресурсы могут обеспечить достаточное социокультурное  развитие ребенка.  На протяжении ряда лет я  неоднократно обращалась к проектной технологии, и это дало возможность получить очень хорошие результаты.  Познакомлю вас с некоторыми наиболее масштабными и значимыми проектами.

Долгосрочный проект «Здравствуй, театр!» был разработан и успешно реализован течение трех лет. В процессе работы над проектом  были разучены с детьми и поставлены перед различной аудиторией музыкальные спектакли, театрализованные музыкальные представления «Сказка о непослушном огурчике», «Солнышко и мама», мюзикл «Лесная сказка, или как Маша и Ваня дружбу искали», «Рождественская звезда» и другие.

Инновационной составляющей проекта стала взаимосвязь родителей и детей на основе музыкально-театрализованной деятельности. Мы с родителями подготовили и показали два музыкальных спектакля — «Волк, ворона и веселые зайчата» и «Зайчонок Черные глазки», а также кукольный спектакль  «Как лиса лисенка искала», которые прошли с большим успехом. Такие мероприятия позволили включить родителей в активную творческую деятельность, способствовали гармонизации семейных отношений,  обогатили детей яркими впечатлениями. В рамках проекта удалось создать преемственность с общеобразовательной школой на основе  театрализованной деятельности - взаимные просмотры спектаклей. Мы не только сами с удовольствием посещали школу, где посмотрели спектакли в исполнении участников театрального кружка, но и пригласили к себе учащихся 2 класса, бывших выпускников нашего детского сада, для которых дети подготовительной группы  показали музыкальную сказку «Котята-поварята». На основе проекта «Здравствуй, Театр!» я составила программу по музыкально – театрализованной деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Программа рецензирована в ГБОУ СПО СО «Камышловский педагогический колледж» и рекомендована к утверждению. Эту программу я использую в качестве парциальной в части, формируемой участниками образовательного процесса.

В 2016 году вновь возникла необходимость реализации театрального проекта. В старшей группе выявилась проблема – многие дети боялись выступлений на утренниках, испытывали робость, волнение. Стало очевидным необходимость разнообразить приемы взаимодействия с детьми и родителями через проектную деятельность, а также приемы взаимодействия с детьми, способствующие их эмоциональному раскрепощению, развитию уверенности и активности. Для решения этих проблем совместно с воспитателем был разработан и реализован долгосрочный (с сентября по май) творческий проект по музыкально-театрализованной деятельности «Театр и дети»

Работа над проектом дала возможность сформировать у детей представление о театре, его видах, театральных профессиях, овладеть «театральной» лексикой в необходимом объеме. Большинство детей (в основном девочки) стали проявлять активный интерес к музыкально-театрализованной деятельности, с удовольствием участвовать в спектаклях, стали более раскрепощенными, артистичными. Многие дети научились создавать образ, используя пластику, жесты, мимику, выразительную речь, с желанием выступают перед различной аудиторией, успешно исполняли роли различных персонажей на праздниках в других группах, у малышей.

Родители активно включились в воспитательно-образовательный процесс, оформили альбомы о театре, изготовили маски и атрибуты для спектаклей, а также принимали непосредственное  участие в театрализованной деятельности: под руководством воспитателя и музыкального руководителя подготовили спектакль «Сказка о непослушном Зайчонке» и показали его детям, участвовали в совместном (родители и дети) театрализованном представлении «Лучшая в мире мама». Активное участие родителей в театрализованной деятельности, несомненно, способствовало гармонизации детско-родительских отношений, укреплению связи детского сада с семьей.

В рамках проекта дети побывали на интерактивном спектакле театрального кружка Пышминской общеобразовательной школы «День рождения Деда Мороза», на экскурсии в Центре культуры и досуга, которую проводила режиссер народного театра Казанцева В.А.. выступили с концертом для ветеранов с Центре социальной защиты населения, перед детьми младших групп детского сада. Все это способствовало расширению социального опыта детей, их позитивной социализации. Сравнительный анализ первичной и итоговой диагностик показал, что у большинства детей прослеживается устойчивая положительная динамика. Проведенная работа способствовала развитию интонационной выразительности речи, актерских качеств, уверенности, музыкальных и творческих способностей детей.

В 2015 году к юбилею Победы был разработан и реализован творческий, познавательно - развивающий проект для детей старшего дошкольного возраста «Песни войны и Победы».

 При работе над проектом возникла проблема: содержание многих песен военных лет сложно для понимания дошкольников. Данную проблему удалось решить тщательным отбором репертуара, беседами по содержанию песен, разучиванием нескольких куплетов, которые понятны детям по содержанию (например, трех куплетов песни «Три танкиста»), а также включением в этот процесс родителей.

Родители включились в воспитательно-образовательный процесс, разучивая и исполняя с детьми песни, что способствовало гармонизации детско-родительских отношений, оформили альбомы о песнях Великой Отечественной войны

Особенность проекта – активная концертная деятельность и участие в муниципальных конкурсах (мероприятие по патриотическому воспитанию в рамках конкурса «Детский сад года», Фестивали «О Родине, о Доблести, О Славе», «Радуга талантов» Дети выступали перед ветеранами войны и тружениками тыла (концерт для ветеранов, концерт для членов Совета ветеранов, концерт на вечере памяти «Мы все из детства, из войны» в библиотечно-информационном центре, на конкурсе чтецов, посвященном Дню Победы, перед гостями-ветеранами в «День неизвестного солдата»), что позволило мероприятия, проводимые Центром социальной защиты населения, Библиотечно – информационным центром, сделать более интересными, зрелищными, обеспечить досуг ветеранов и укрепить связь поколений.

Несомненно, проведенная работа способствовала не только воспитанию патриотических чувств, но и содействовала позитивной социализации дошкольников, что  соответствует требованиям ФГОС.

Важнейшая задача музыкального руководителя - создание условий для музыкального и общекультурного развития детей через приобщение их к музыкальной классике. Наши дети практически всегда слышат дома современную эстрадную музыку, популярные песни, иногда не лучшего образца, которые отнюдь не способствуют развитию чувств, эмоций, эстетического вкуса ребенка.  В связи с этим дети знают лишь маленькую, и не самую лучшую часть огромного музыкального мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые может дать классическая музыка в своем многообразии.

 Именно поэтому несколько проектов я посвятила классической музыке.

Первой в этом направлении стала работа по реализации долгосрочного  (сентября по май) проекта «Классическая музыка в детском саду», направленного на создание условий для приобщения детей к музыкальной классике. Выбору темы проекта способствовало сотрудничество с Детской школой искусств, которая находилась от нас в шаговой доступности.

Были  отобраны те формы деятельности детей, которые обеспечивают яркую эмоциональную составляющую – экскурсии, практики, взаимопосещения, интегрированные мероприятия, семейное игровое шоу, беседа-концерт с активной позицией ребенка

Одна из основных форм реализации проекта «Классическая музыка в детском саду» - встречи с преподавателями и учащимися Детской школы искусств, слушание музыки в «живом» исполнении. Каждая из встреч была посвящена определенной теме, например, «Звуки шумовые и музыкальные», «По страницам детского альбома», или знакомству с каким-либо музыкальным инструментом.  Педагоги рассказывают детям об устройстве инструмента, истории его создания, сопровождая рассказ исполнением музыкальных произведений различного характера.

При организации таких встреч выявилось серьезное противоречие между интересом детей к общению с профессиональными музыкантами, слушанием музыки в живом исполнении и отсутствием у преподавателей Детской школы искусств опыта работы с детьми 5-6 летнего возраста, неумением адаптировать материал к дошкольной аудитории. Разрешить это противоречие удалось путем совместной предварительной  работы педагогов школы и музыкального руководителя. Совместно с педагогами-музыкантами мы продумывали тему беседы-концерта, его продолжительность, репертуар и количество произведений, стиль общения с детьми и  методические приемы взаимодействия. Это обеспечило очень хорошие результаты. Ребята являлись не пассивными слушателями, а активными участниками беседы-концерта.

Равноправными участниками  проекта стали родители. С их помощью создана  «Музыкальная библиотека»,

Результатами работы стало повышение интереса к музыкальному искусству у старших дошкольников. Дети с удовольствием слушали и исполняли классическую музыку в разных видах деятельности. У воспитанников была сформирована мотивация к получению музыкального образования. 12 выпускников 2014 года продолжили музыкальное образование в Детской школе искусств.

В 2015 году весь мир отмечал 175-летие со дня рождения П.И. Чайковского. Конечно, такое  событие нельзя было оставить без внимания. Огромный пласт музыки Чайковского понятен и доступен  восприятию детей. В течение учебного года был реализован долгосрочный проект «Волшебный мир Чайковского», в рамках которого дети познакомились со многими произведениями композитора, и не только познакомились, но и полюбили их. Это  пьесы из «Детского альбома», которые дети могли прослушать в разных вариантах – в записи,  в исполнении музыкального руководителя на фортепиано, в исполнении учащихся и преподавателей Школы искусств на разных инструментах. Цикл адаптированных музыкальных бесед был посвящен балетам-сказкам Чайковского – «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Вместе с родителями ребята мастерили героев балетов, рисовали иллюстрации к произведениям, выполнили коллективную работу «Лебединое озеро». С успехом прошло семейное шоу «Угадай мелодию» целиком посвященное творчеству композитора, на котором дети приятно удивили родителей знанием музыки Чайковского. Интерес детей к классической музыке, их знания о композиторе и музыкальных произведениях позволили нам, педагогам (старшему воспитателю Камоловой С.А., воспитателю Трофимовой О.А. и музыкальному руководителю Загудаевой О.В.), в 2015 году совместно с детьми принять участие в региональном этапе всероссийского  конкурса разработок занятий и конспектов уроков «Волшебный мир Чайковского» с применением лего-конструирования.

В этом году идет работа над долгосрочным творческо-познавательным проектом «В мире музыкальных инструментов». Мир музыкальных инструментов  очень богат и разнообразен, а в настоящее время появилось огромное количество новых, видоизменились старые инструменты. Дети нашего поселка почти не имеют возможности услышать музыку в «живом» исполнении на различных музыкальных инструментах, за исключением ежегодного отчетного концерта Школы искусств, на который их могут привести заинтересованные в дальнейшем музыкальном обучении своего ребенка родители. Именно поэтому возникла идея такого проекта. Уже проведена значительная часть работы, и видны результаты: дети совершили увлекательную экскурсию в Школу искусств на которой познакомились с, инструментами, услышали рассказы о них, присутствовали на фрагменте урока. Педагоги музыкального отделения исполнили популярные доступные детскому восприятию музыкальные произведения, рассказали о профессиях музыканта, преподавателя музыки, директора музыкальной школы. Особенно привлекла ребят возможность увидеть инструменты вблизи, потрогать их, внимательно рассмотреть, понять, как извлекается звук и попробовать это сделать самостоятельно.  Бурю эмоций вызвала коллекция миниатюрных моделей музыкальных инструментов.  Педагоги и учащиеся музыкального отделения Школы искусств уже трижды с начала учебного года посетили наш детский сад с концертами. С помощью родителей идет работа над составлением книги сказок о музыкальных инструментах, которые сочиняют дети, пополняется среда группы самодельными музыкальными инструментами. Чувствуется заинтересованность детей и родителей в дальнейшем музыкальном развитии: восемь детей из группы начали посещать подготовительный класс музыкального отделения Школы искусств. Данный проект позволит детям  получить  доступные их возрасту знания о музыке, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности. И, конечно, познакомит с профессиями людей, создающих музыку – музыкантами.

Таким образом, применяя метод проекта в музыкальном воспитании дошкольников в течении ряда лет, я многократно убеждалась в его высокой эффективности, которая обусловлена возможностью широкого использования социокультурного пространства.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по применению проектной технологии в музыкальном воспитании дошкольников с акцентом на субъектную позицию ребенка - разработать и реализовать музыкально-эстетические проекты, в которых дети имели бы возможность проявить максимум самостоятельности, инициативы и творчества.

В дальнейшем планирую продолжить работу по применению проектной технологии в музыкальном воспитании дошкольников с акцентом на субъектную позицию ребенка - разработать и реализовать музыкально-эстетические проекты, в которых дети имели бы возможность проявить максимум самостоятельности, инициативы и творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы и приемы музыкального воспитания дошкольников

Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования  наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей....

Методы и приёмы музыкального воспитания дошкольников

1.Характеристика метода как способа взаимодействия2. Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обучения. Использование наглядных, словесных и практических методов3. ...

Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников

Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников Вопросы:1.Характеристика метода как способа взаимодействия2. Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обуч...

Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников

Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. ...

Методы и приёмы музыкального воспитания дошкольников

Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально –эстетическое развитие ребёнка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ре...