Педагогический опыт
материал (младшая группа)

Жбанова Алена Валерьевна

Педагогический опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогический опыт28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт

Жбановой Алены Валерьевны,

воспитателя МДОУ «Детский сад №98»

ВВЕДЕНИЕ

Тема инновационного педагогического опыта: «Игра как средство общения дошкольников»

Сведения об авторе.

Жбанова Алена Валерьевна, воспитатель, образование высшее, окончила МГПИ им. М.Е. Евсевьева по специальности: «Право» с дополнительной специальностью «История» в 2016 г. В 2017 году прошла профессиональную переподготовку в МГПИ им. Евсевьева по программе «Дошкольное образование». Общий трудовой стаж – 4 года, педагогический стаж – 4 года, стаж в данном учреждении – 4 года.

Инновационная педагогическая деятельность по теме «Игра как средство общения дошкольников» ведется с 2019 года.

Актуальность.

В последнее время серьезную проблему со стороны педагогов и психологов вызывает сделанный на основе тщательного анализа вывод об «истончении» первичного игрового слоя в общечеловеческой культуре и постепенном исчезновении в небытие, прежде всего, игр, имеющих тысячелетнюю историю, без которых умирает душа народа. Сегодня все чаще раздаются тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что в силу различных причин объективного и субъективного свойства происходит утрата традиций, связанных с игрой, игра уходит из жизни детского коллектива, а у многих детей появляются достаточно выраженные симптомы «игровой дистрофии».

Общение является главным условием развития ребенка, важнейшим фактором формирования личности, одним из основных видов человеческой деятельности, направленной на познание и оценку себя через посредство других людей. Коммуникация – это взаимодействие людей, направленное на координацию и объединение усилий для достижения общего результата. Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, полную информации, постоянных изменений и скоротечности событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных программ, фильмов и компьютерных игр. Поведение ребенка часто повторяет то, что видно на экране. В то же время у него не хватает резервов физического и психического здоровья, чтобы справиться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей.

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные отношения: дружеские и конфликтные, и здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к своим сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего моральным. Это связано с развитием у детей представлений о нормах морали, углублением понимания содержания нравственных качеств.

Игра очень важна, даже занимает центральное место в жизни ребенка. Я должна дать понять детям, что игра – это основная сфера общения: они пытаются решить проблемы межличностных отношений, партнерства, дружбы. В игре дети отражают те знания и идеи, которые они получают при знакомстве с окружающим миром. Игра бывает коллективной, и каждый ребенок должен быть включен в нее. Он не только подчиняется коллективной игре, но и хочет играть в то, во что играет вся группа. Главным условием полноценной игры является эмоциональное состояние ребенка, его способность наблюдать, видеть достоинства друзей, получать удовольствие, прощать и любить. Можно сделать вывод, что воспитатель должен играть с детьми для того, чтобы они овладели игровыми навыками. Проблема игры как средства всестороннего развития детей является одной из наиболее актуальных проблем, как в теории, так и на практике.

Основная идея опыта.

Основная идея моего педагогического опыта заключается в достижении не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры возрастает еще больше. Игра – это самая важная деятельность, с помощью которой я, как воспитатель, решаю все образовательные задачи. Пересмотрены подходы к организации образования и воспитания детей. Если раньше считалось, что основные воспитательные усилия педагога сосредоточены на проведении занятий, то теперь воспитательный потенциал признается за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.

Формы работы я выбираю самостоятельно, в зависимости от количества детей, оснащенности группы, опыта и творческого подхода. Чередование различных видов деятельности детей в течение всего дня помогает мне обеспечить их разнообразие и баланс, сохраняя при этом ведущую роль игры. Хотелось бы отметить, что дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому я, как современный педагог, органично «встраиваю» любую деятельность в детскую игру, что делает воспитательный эффект более значимым.

Основная цель моего опыта – формирование у детей дошкольного возраста социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

Для реализации поставленной цели мною были выделены основные задачи:

1. Обучение детей пониманию самих себя и умению «быть в мире с собой».

2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.

3. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с акцентом на метод сопереживания.

4. Формирование у детей навыков и умений практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения.

5. Разработка адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и действий окружающих людей.

6. Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.

Теоретическая база, опора на современные педагогические теории.

Отношение к игре как к средству, обладающему мощным воспитательным, обучающим, развивающим и коррекционным потенциалом, прошедшему длительную проверку временем, а также «разнообразная полезность» самостоятельных детских игр и игр взрослых с детьми – это совсем не одно и то же, тщательно анализируется на протяжении ряда веков.

Так, Аристотель подчеркивал важность правильного подбора игр в воспитании маленьких детей: «...Эти игры должны соответствовать достоинству свободнорожденного человека, не слишком утомлять ребенка и не быть необузданными... Детские игры должны имитировать будущие серьезные занятия».

В XVII веке Я. А. Коменский называл игру развлечением, способствующим отдыху и восстанавливающим силы внешних и внутренних чувств человека.

В теории Ж. Ж. Руссо о естественности воспитания и его помощи саморазвитию, «самодеятельности» ребенка, игра занимает одинаково достойное место: «он занят или развлекается, оба для него равнозначны; его игры-это его занятия, он не чувствует разницы между ними».

Долгое время изучению понятия «игра» посвящали свои работы многие исследователи: философы, педагоги, социологи. Они рассматривали игру с разных точек зрения, во многих аспектах. Дать единое, правильное определение понятию игры очень сложно, оно слишком многогранно. Детская игра – это исторически складывающийся вид деятельности, предполагающий воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними и направленных на познание окружающей действительности. Исследования психологов и педагогов о влиянии игровой деятельности на развитие дошкольников показывают, что необходимость использования игр в обучении дошкольников является неоспоримой истиной. То, что дети легко учатся «играючи», заметили и доказали великие педагоги, такие как К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова.

Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Н. П. Сакулиной,               Е. А. Флайной, Р. И. Жуковской, Е. И. Радиной. Исследования                                    З. М. Богуславской, специально посвященные изучению особенностей игровой деятельности дошкольников, показали, что интерес и активное отношение к учебному материалу наиболее легко проявляется у детей, если этот познавательный материал включен в игровую, практическую или зрительную деятельность в игре.

Анализируя исследования ученых, можно сделать вывод, что теоретический аспект проблемы всестороннего развития дошкольников в процессе игровой деятельности освещен в литературе достаточно подробно, в то время как практическая сторона требует дальнейших исследований.

В инновационном педагогическом опыте были использованы следующие методические пособия:

1. Бабаева, Т. И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. ООО «Издательство «Детство Пресс», 2019. - 352 с.

2. Венгер, Л. А.  Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер – М. : Просвещение, 1988.  144 с.

3. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Книга для воспитателя детского сада /                          Л. А. Венгер – М. : Просвещение, 1978.  145 с.

4. Интернет ресурсы, электронные учебные пособия.

Исходя из изученного материала, весь процесс игры направлен на развитие у детей мыслительных процессов, рождение интереса к творческому решению поставленных задач. Во время игры ребенок учится осязанию и восприятию. В игровой деятельности он учится сравнивать, сопоставлять, устанавливать закономерности, принимать самостоятельные решения. Ребенок начинает использовать свои знания в игре, где они становятся более внимательными.

Новизна.

Новизна моего опыта заключается в изменении подходов к организации учебного процесса: эффективное средство развития интереса к обучению и воспитанию – игровая деятельность. Через игру ребенок познает мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Игра – творчество, игра – работа. Во время игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, самостоятельно мыслить.

Технология опыта.

Основной задачей педагога является правильный выбор методов и форм организации работы с детьми, а также инновационных технологий, способствующих формированию игры как средства общения у дошкольников. Работа по этой теме велась в системе. Были использованы современные образовательные технологии: технология проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии. Все это дает положительный результат в работе с детьми, в продвижении их педагогического опыта.

Опыт работы представлен единой системой реализации в образовательном процессе: проекты, конспекты НООД, игры, консультации для родителей, для педагогов, детские рисунки, обучающие презентации.

Эта тема привлекла меня потому, что дети могут сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно в игровой и очень занимательной для них форме, получить те знания и навыки, которые определены в программе для каждого возраста.

Цель: формирование позитивных межличностных отношений у ребенка в процессе игры.

Задачи:

1.Создание предметно-игровой среды, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию коммуникативных навыков дошкольников.

2.Овладение современными технологиями и методами организации игры.

3.Знакомство с видами игр, направленными на формирование коммуникативных качеств и устойчивого интереса к игре.

Объект исследования: коммуникативные качества у детей дошкольного возраста. Концептуальность. Этот инновационный опыт является элементом системы коммуникативного воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования.

Структура проекта технологически направлена на достижение поставленных в нем задач, связь с учебным материалом, многообразие методов и сочетание различных средств активизации познавательной деятельности дошкольника, применение всего фонда опорных знаний воспитанников.

Для достижения этой цели были использованы следующие методы и приемы:

–  контроль за действиями и взаимоотношениями взрослых в детском саду (повар, помощник воспитателя, врач, дворник, воспитатель);

– творческие игры – имитационные, пантомимические, хороводные, театральные, подвижные, дидактические, конструктивные – для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;

– ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями и радостью отражения ролей взрослых.

Работая по теме, я учитывала возможности детского сада и особенности детей в группе.

На формирующем этапе были разработаны проекты: «Классификация игр с дошкольниками»; «Играя – учимся, играя – познаем».

Были включены разнообразные формы работы:

- НООД «Помоги зайчику»; «Мои любимые игрушки»; «Игрушки»; «Чудесные рыбки»; «Мишка и ежик в гостях у ребят».

- Дидактические игры: «Найти кирпичик как у меня»; «Чудесный мешочек»; «Принеси и покажи»; «Строим дом»; «Большие и маленькие мячики»; «Разноцветные прищепки»; «Дует ветер».

- Подвижные игры: «Солнечные зайчики»; «По ровненькой дорожке»; «Катится колобок»; «Солнышко и дождик», «Ножки», «Пузырь», «Мой веселый, звонкий мяч».

- Сюжетно – ролевые игры: «Поездка»; «Строим дом»; «Печем пирожки»; «У врача»; «Собираемся на прогулку».

- Настольно – печатные игры: «Кто в домике живет?»; «Найди такой же».

-Чтение художественной литературы: рассказ Я. Тайца «Кубик на кубик», В. Степанова «Игра», сказка Н. Павловой «На машине».

- Просмотр игровых и обучающих презентаций.

- Игры-театрализации: народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок».

- Наблюдение в уголке природы: «Герань», «Фикус».

- Игры: «Тихо – громко», «Узнай предмет по звуку», «Кто что слышит».

- Наблюдения на улице: «Радуга», «Такие разные цветы».

- Пальчиковые игры: «Домик», «Семья», «Пальчики», «Пальчики в лесу», «Детки», «Есть игрушки у меня».

- Физкультминутки: «Вот так яблоко», «Рыжая лисичка», «Апельсин», «Желтая песенка».

Активная работа проводилась с родителями. Анкетирование, консультации, рекомендации и советы позволили родителям уточнить свои педагогические знания по развитию игр с детьми и применить их на практике, узнать о чем-то новом, дополнить знания друг друга, обсудить некоторые проблемы. Родительские собрания проводились в нетрадиционной форме. Практическая часть проходила в форме игр, практических занятий, на которых родители становились участниками игр.

Также, для родителей мною были проведены:

1.Беседы «Играйте вместе с детьми»; «Игра – не забава».

2. Консультации «Игра в жизни ребенка»; «Играть не вредно…».

3. Памятка «Игры для дошкольников».

4. Фотовыставка «День игры с родителями в детском саду».

5. Мастер – класс «Играя, учимся общаться».

Результативность опыта.

Использование новых инновационных технологий в учебном процессе повышает эффективность выполнения поставленных задач.

Результатом моей работы стала положительная динамика игровой деятельности детей. Дети становились активными в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми людьми в различных ситуациях.

Мы научились выбирать тему игры, согласовывать последовательность совместных действий, устанавливать и регулировать контакты. Родители стали уделять больше внимания играм с детьми. Представленный опыт доказывает, что необходимо использовать различные нетрадиционные методы и приемы, которые делают процесс игры интересным и доступным.

Результат опыта:

- повысился уровень речевого развития и речевого этикета;

- появилось умение контролировать свое эмоциональное состояние, и состояние детей;

- появилось осознанное поведение и общение в обществе;

- повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.

Оценивание полученных знаний проводится в форме заданий.

Диагностическое обследование детей 2 – 3 лет показало:

- высокий уровень – 55%;

- средний уровень – 45%.

Такие результаты достигнуты за счет планомерной и постоянной работы. Положительная динамика свидетельствует об эффективности реализованной системы методической работы по проблеме общения детей раннего возраста.

Стабильность.

В результате инновационного опыта были изучены требования ФГОС к формированию образовательной предметно – пространственной среды в процессе дошкольного образования, систематизирован учебно – методический материал по разработке игр для дошкольников и составлены основные приемы и методы развития игр с дошкольниками, разработаны учебно – методические материалы.

Доступность. Перспективы применения опыта в массовой практике.

Данный опыт работы будет доступен многим специалистам и педагогам в совместной комплексной работе.

Опыт работы апробирован в МДОУ «Детский сад №98» и может использоваться другими педагогами.

Наработанный материал размещен на сайте ДОО и на мини – сайте «https://nsportal.ru/barinova-alena-valerevna». Своим опытом работы делюсь с коллегами на уровне дошкольной организации, а также в СМИ: публикую статьи, презентации развлечений, игровых моментов.

Педагогические проекты: «Колобок», «Будь здоров»; конспекты НООД по сенсорике: «В гости к уточкам»; конспект НООД по математике: «Кто в домике живет»; НООД с нетрадиционной техникой рисования: «Веселые пальчики»; консультации для педагогов: «Какие игрушки нужны детям?», «Игра вместе с детьми»; развлечение «В гости к зайке» опубликованы на сайте «https://nsportal.ru/barinova-alena-valerevna».

Статья «Дидактическая игра как форма развития речи детей раннего возраста» по обобщению своего педагогического опыта опубликована в научно образовательном журнале «Образовательный альманах».

Статья «Общение – сердце педагогического процесса» по обобщению педагогического опыта опубликована в сборнике статей на Международном образовательном портале «Солнечный свет».

Список литературы.

1. Бабаева, Т. И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2019. – 352 с.

2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина,                  Н. Б. Венгер; Под редакцией Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988. – 144 с.

3. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Книга для воспитателя детского сада /                               Л. А. Венгер. – М. : Просвещение, 1978. – 145 с.

4. Журналы «Дошкольное воспитание».

5. Гилева, А. А. Дидактические игры и игровые занятия / А. А. Гилева. – Тбилиси: Гора, 2007. – 113 с.

6. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада / А. И. Сорокина. – М. : Просвещение, 2002. – 61с.

7. Бондаренко, А. К. Дидактическая игра в детском саду /                                    А. К. Бондаренко. Инфра – М. : 2001. – 67 с.

8. Дьяченко, А. С. Игры и упражнения для развития умственных способностей детей. Дошкольное развитие / А. С. Дьяченко. – М. : Просвещение, 2008. №4

9. Поддьякова, Н. Н. Умственное развитие детей дошкольного возраста /              Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 2004. 207 с.

10. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт

Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»

« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....