ТВОРЧЕСКОЕ ОЗВУЧИВАНИЕ СКАЗОК
статья

Загудаева Ольга Владимировна

мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov_skazki-shumelki.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 6»

Мастер-класс

ТВОРЧЕСКОЕ ОЗВУЧИВАНИЕ СКАЗОК

О.В. Загудаева, музыкальный руководитель

Пышма, 2018

Информационная карта мастер-класса.

Название: Сказки-шумелки

Тема: творческое озвучивание сказок с помощью шумовых и самодельных музыкальных инструментов, предметов быта

Ведущий: О.В. Загудаева, музыкальный руководитель.

 Цель: познакомить  участников мастер-класса с технологией «Сказки-шумелки»

Задачи:

1. Дать участникам мастер-класса теоретические знания о данной технологии.

2. Дать педагогам практические навыки организации детской деятельности по творческому озвучиванию сказок с помощью шумовых и самодельных музыкальных инструментов, предметов быта.

3. Создать условия для плодотворного творческого общения участников мастер-класса . 

Методы: словесный, наглядный, практический

Материалы и оборудование:

Текст двух сказок с пробелами в местах предполагаемого озвучивания, 2 карандаша, раздаточный материал: барабан, ксилофон, металлофон, треугольник, ложки деревянные, рубель, бутылка пластиковая, гофрированный картон, киндер-сюрпризы и коробочки с разными наполнителями, бокалы, палочки, коробочки, ткань, крупа, ракушки, кубики, пакет.

       

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен не только музыкальным руководителям, но и воспитателям, которые, не имея специальной методической или музыкальной подготовки, смогут , используя данную технологию, успешно развивать тембровый слух, музыкальное восприятие детей, а также использовать полученные знания в работе с родителями (рекомендации по организации совместного игрового досуга в семье). во время развлечений.

Мастер-класс разработан на основе авторской методики Сергея и Екатерины Железновых. Аудиопособия из серии «Музыка с мамой», разработанные по этой методике, успешно используются педагогами ведущих детских центров, а также пользуются популярностью среди родителей.

 При составлении мастер-класса использована литература:

Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС.

Кочемасова Е.Е., Тютюнникова Т.Э., Откуда берется звук? // журнал «Музыкальная палитра», №5, 2006 г.

Вводная часть

С раннего возраста ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его мир. Одним из объектов ребенка познания являются звуки, в том числе и музыкальные. И поэтому для меня необходимым становится создание условий для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта, ведь манипулирование и игра с музыкальными звуками – основа развития музыкального восприятия.

Творческое озвучивание сказок с помощью шумовых инструментов – одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Игра на детских шумовых инструментах развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, развивает навыки мелкой и крупной моторики, формирует готовность и умение действовать в коллективе – исполнение детьми таких сказок – шумелок на групповых занятиях способствует развитию навыков общения и помогает увереннее держаться во время публичных выступлений. Слушая сказку, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки, умения управлять своим поведением. Кроме того, при выполнении творческих заданий у детей развиваются умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.

Немаловажно то, что для организации такой творческой деятельности  не требуется минимум оборудования: детские музыкальные инструменты, предметы, издающие различные звуки – мелкие камешки, крупы, бумага, бутылки, деревянные кубики , пакеты и т. д

Алгоритм работы со сказкой:

  1. Знакомство со сказкой: чтение или просмотр мультфильма.
  2. Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.
  3. Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования.
  4. Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.
  5. Озвучивание сказки.

Методика исполнения сказки - шумелки

  • Перед началом разучивания сказки – шумелки педагог читает ее детям, они проигрывают ее.
  • Сказка должна быть выучена так, чтобы можно было рассказывать почти наизусть.
  • Перед каждой сказкой педагог озвучивает детям инструменты, которые могли бы они использовать в звукоподражании данной сказки.
  • Подсказывать ребенку выбор инструмента, показывать им различные приемы игры на инструментах, поддерживать творческие проявления ребенка а и обязательно хвалить его за новые варианты озвучивания.
  • Сказка или история должны быть выучены так, чтобы их можно было рассказывать наизусть.
  •  Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами.
  •  Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
  •  Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.
  •  Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
  • Во время исполнения сказки используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
  •  Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.
  •  Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
  •  Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
  •  Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление ребенка можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
  • Мимикой и жестами детям можно подсказывать детям громкость и скорость игры.
  • Учить бережному обращению с инструментами. После занятия учить убирать музыкальные инструменты на свои места.
  • При чтении сказки ребенку 1.5 – 2 лет педагог первое время играет на шумовых инструментах сам.
  • С ребенком от 2 – 3 лет рекомендуется совместное или поочередное озвучивание текста шумами. Можно пробовать озвучивать совместно сказки по картинкам.

 Основная часть Сегодня я хочу предложить вам совместное творчество -  мы попробуем озвучить 2 небольшие сказки. Предлагаю разделиться на две творческие группы.

Каждая группа получает текст сказки. В тех местах, где предполагаются звуковые эффекты, стоят ноты.

Кроме того, каждая команда получит инструменты и материалы, из которых  можно выбрать те, которые, по вашему коллективному мнению, могут быть использованы в звукоподражании данной сказки.

 Внимательно прочитайте сказку, выберите ведущего (того, кто будет ее рассказывать)

  Проверьте звучание предметов и инструментов, найдите необходимые звуковые эффекты.

Можно использовать не только предметы, но и выполнять хлопки, хлопки по коленям, щелчки, ухать, квакать, лаять, мяукать.

Распределите роли.

 Помните о том, что игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст, и  инструмент должен отзвучать прежде, чем ведущий продолжит рассказ.

Заключительная часть: Предлагаю оценить выступления ваших коллег. Оценить друг друга мы будем с помощью звуков  - если вы считаете, что команда – успешно справилась с заданием –сказка была прочитана выразительно, озвучена сказку ярко и  интересно, все действовали согласованно, то один из членов вашей команды (по согласованию со всеми) воспроизводит какое-то багозвучное, приятное, нежное или яркое звучание. Если вам не понравился вариант соперников, то вы выбираете звуки, которые, по вашему мнению, несут негативную окраску.  Можно оценить как с помощью одного инструмента, так и одновременно нескольких. Ответ должен звучать так: «Наша оценка … (звук)»

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с помощью обратной связи

В заключении предлагаю вам ответить на 2 вопроса. Ответ должен прозвучать следующим образом – если ответ «да», то хлопаем, если «нет» - топаем.

1. Полезна ли была для вас информация мастер-класса?

2. Есть ли у вас желание применить данную технологию в работе?

Спасибо за внимание и совместное творчество!

Мастер-класс разработан на основе авторской методики Сергея и Екатерины Железновых. Аудиопособия из серии «Музыка с мамой», разработанные по этой методике, успешно используются педагогами ведущих детских центров, а также пользуются популярностью среди родителей.

 При составлении мастер-класса использована литература:

Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС.

Кочемасова Е.Е., Тютюнникова Т.Э., Откуда берется звук? // журнал «Музыкальная палитра», №5, 2006 г.

1. МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ 

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму ♫

Им удалось собрать много вкусного и они радостно попискивали, предвкушая сытую зиму♫
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. 

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.♫

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки,♫


Грызли зёрнышки ♫

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.♫

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.♫


А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер. ♫

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.♫



2. ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Кругом тишина, только птички поют .♫

Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!♫

Испугался заяц и бежать.♫

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!♫

Бросился заяц бежать еще быстрее ♫

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова♫

 Сова крыльями как захлопает.♫

Побежал заяц из леса к речке♫


А на берегу лягушки сидели.♫

Увидели они зайца - и скок в воду.♫

Тут заяц остановился и говорит:

- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело отправился обратно в лес. ♫

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Озвучивание сказок и стихов.Консультация для родителей.

Этот материал поможет родителям развить у детей музыкальное творчество и  сенсорные  способности  (чувство ритма,тембровый слух)....

Озвучивание сказок

советты для родителей...

Обобщение опыта работы. Статья. "Озвучивание сказок" , советы для родителей

Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой простой, давно известной ребенку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества. На домашнем празднике можно удивить мал...

Озвучивание сказок

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка: Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда соп...

Озвучивание сказок и стихотворений на детских музыкальных инструментах

Озвучивание сказок и стихотворений на детских музыкальных инструментах...

Консультация для родителей "Озвучивание сказок"

Консультация для родителей "Озвучивание сказок"...

Поэтическое музицирование и озвучивание сказок

В данном материале собраны сказки и стихотворения, которые могут быть озвучены детьми на занятиях по музыке. Роль рассказчика выполняет музыкальный руководитель или воспитатель...