ТВОРЧЕСКОЕ ОЗВУЧИВАНИЕ СКАЗОК
статья
Предварительный просмотр:
МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 6»
Мастер-класс
ТВОРЧЕСКОЕ ОЗВУЧИВАНИЕ СКАЗОК
О.В. Загудаева, музыкальный руководитель
Пышма, 2018
Информационная карта мастер-класса.
Название: Сказки-шумелки
Тема: творческое озвучивание сказок с помощью шумовых и самодельных музыкальных инструментов, предметов быта
Ведущий: О.В. Загудаева, музыкальный руководитель.
Цель: познакомить участников мастер-класса с технологией «Сказки-шумелки»
Задачи:
1. Дать участникам мастер-класса теоретические знания о данной технологии.
2. Дать педагогам практические навыки организации детской деятельности по творческому озвучиванию сказок с помощью шумовых и самодельных музыкальных инструментов, предметов быта.
3. Создать условия для плодотворного творческого общения участников мастер-класса .
Методы: словесный, наглядный, практический
Материалы и оборудование:
Текст двух сказок с пробелами в местах предполагаемого озвучивания, 2 карандаша, раздаточный материал: барабан, ксилофон, металлофон, треугольник, ложки деревянные, рубель, бутылка пластиковая, гофрированный картон, киндер-сюрпризы и коробочки с разными наполнителями, бокалы, палочки, коробочки, ткань, крупа, ракушки, кубики, пакет.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен не только музыкальным руководителям, но и воспитателям, которые, не имея специальной методической или музыкальной подготовки, смогут , используя данную технологию, успешно развивать тембровый слух, музыкальное восприятие детей, а также использовать полученные знания в работе с родителями (рекомендации по организации совместного игрового досуга в семье). во время развлечений.
Мастер-класс разработан на основе авторской методики Сергея и Екатерины Железновых. Аудиопособия из серии «Музыка с мамой», разработанные по этой методике, успешно используются педагогами ведущих детских центров, а также пользуются популярностью среди родителей.
При составлении мастер-класса использована литература:
Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС.
Кочемасова Е.Е., Тютюнникова Т.Э., Откуда берется звук? // журнал «Музыкальная палитра», №5, 2006 г.
Вводная часть
С раннего возраста ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его мир. Одним из объектов ребенка познания являются звуки, в том числе и музыкальные. И поэтому для меня необходимым становится создание условий для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта, ведь манипулирование и игра с музыкальными звуками – основа развития музыкального восприятия.
Творческое озвучивание сказок с помощью шумовых инструментов – одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Игра на детских шумовых инструментах развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, развивает навыки мелкой и крупной моторики, формирует готовность и умение действовать в коллективе – исполнение детьми таких сказок – шумелок на групповых занятиях способствует развитию навыков общения и помогает увереннее держаться во время публичных выступлений. Слушая сказку, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки, умения управлять своим поведением. Кроме того, при выполнении творческих заданий у детей развиваются умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.
Немаловажно то, что для организации такой творческой деятельности не требуется минимум оборудования: детские музыкальные инструменты, предметы, издающие различные звуки – мелкие камешки, крупы, бумага, бутылки, деревянные кубики , пакеты и т. д
Алгоритм работы со сказкой:
- Знакомство со сказкой: чтение или просмотр мультфильма.
- Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.
- Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования.
- Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.
- Озвучивание сказки.
Методика исполнения сказки - шумелки
- Перед началом разучивания сказки – шумелки педагог читает ее детям, они проигрывают ее.
- Сказка должна быть выучена так, чтобы можно было рассказывать почти наизусть.
- Перед каждой сказкой педагог озвучивает детям инструменты, которые могли бы они использовать в звукоподражании данной сказки.
- Подсказывать ребенку выбор инструмента, показывать им различные приемы игры на инструментах, поддерживать творческие проявления ребенка а и обязательно хвалить его за новые варианты озвучивания.
- Сказка или история должны быть выучены так, чтобы их можно было рассказывать наизусть.
- Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами.
- Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
- Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.
- Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
- Во время исполнения сказки используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
- Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.
- Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
- Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
- Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление ребенка можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
- Мимикой и жестами детям можно подсказывать детям громкость и скорость игры.
- Учить бережному обращению с инструментами. После занятия учить убирать музыкальные инструменты на свои места.
- При чтении сказки ребенку 1.5 – 2 лет педагог первое время играет на шумовых инструментах сам.
- С ребенком от 2 – 3 лет рекомендуется совместное или поочередное озвучивание текста шумами. Можно пробовать озвучивать совместно сказки по картинкам.
Основная часть Сегодня я хочу предложить вам совместное творчество - мы попробуем озвучить 2 небольшие сказки. Предлагаю разделиться на две творческие группы.
Каждая группа получает текст сказки. В тех местах, где предполагаются звуковые эффекты, стоят ноты.
Кроме того, каждая команда получит инструменты и материалы, из которых можно выбрать те, которые, по вашему коллективному мнению, могут быть использованы в звукоподражании данной сказки.
Внимательно прочитайте сказку, выберите ведущего (того, кто будет ее рассказывать)
Проверьте звучание предметов и инструментов, найдите необходимые звуковые эффекты.
Можно использовать не только предметы, но и выполнять хлопки, хлопки по коленям, щелчки, ухать, квакать, лаять, мяукать.
Распределите роли.
Помните о том, что игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст, и инструмент должен отзвучать прежде, чем ведущий продолжит рассказ.
Заключительная часть: Предлагаю оценить выступления ваших коллег. Оценить друг друга мы будем с помощью звуков - если вы считаете, что команда – успешно справилась с заданием –сказка была прочитана выразительно, озвучена сказку ярко и интересно, все действовали согласованно, то один из членов вашей команды (по согласованию со всеми) воспроизводит какое-то багозвучное, приятное, нежное или яркое звучание. Если вам не понравился вариант соперников, то вы выбираете звуки, которые, по вашему мнению, несут негативную окраску. Можно оценить как с помощью одного инструмента, так и одновременно нескольких. Ответ должен звучать так: «Наша оценка … (звук)»
Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с помощью обратной связи
В заключении предлагаю вам ответить на 2 вопроса. Ответ должен прозвучать следующим образом – если ответ «да», то хлопаем, если «нет» - топаем.
1. Полезна ли была для вас информация мастер-класса?
2. Есть ли у вас желание применить данную технологию в работе?
Спасибо за внимание и совместное творчество!
Мастер-класс разработан на основе авторской методики Сергея и Екатерины Железновых. Аудиопособия из серии «Музыка с мамой», разработанные по этой методике, успешно используются педагогами ведущих детских центров, а также пользуются популярностью среди родителей.
При составлении мастер-класса использована литература:
Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС.
Кочемасова Е.Е., Тютюнникова Т.Э., Откуда берется звук? // журнал «Музыкальная палитра», №5, 2006 г.
1. МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму ♫
Им удалось собрать много вкусного и они радостно попискивали, предвкушая сытую зиму♫
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
♫
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.♫
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,♫
Грызли зёрнышки ♫
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.♫
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.♫
А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер. ♫
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.♫
2. ЗАЯЦ В ЛЕСУ
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Кругом тишина, только птички поют .♫
Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!♫
Испугался заяц и бежать.♫
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!♫
Бросился заяц бежать еще быстрее ♫
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова♫
Сова крыльями как захлопает.♫
Побежал заяц из леса к речке♫
А на берегу лягушки сидели.♫
Увидели они зайца - и скок в воду.♫
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело отправился обратно в лес. ♫
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/03/picture-454077-1401818778.jpg)
Озвучивание сказок и стихов.Консультация для родителей.
Этот материал поможет родителям развить у детей музыкальное творчество и сенсорные способности (чувство ритма,тембровый слух)....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/20/picture-470922-1408524180.jpg)
Обобщение опыта работы. Статья. "Озвучивание сказок" , советы для родителей
Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой простой, давно известной ребенку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества. На домашнем празднике можно удивить мал...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/03/picture-1004055-1606952779.jpg)
Озвучивание сказок
Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка: Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда соп...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/26/picture-1174307-1572119718.jpg)
Озвучивание сказок и стихотворений на детских музыкальных инструментах
Озвучивание сказок и стихотворений на детских музыкальных инструментах...
Консультация для родителей "Озвучивание сказок"
Консультация для родителей "Озвучивание сказок"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/22/picture-1497199-1700644382.jpg)
Поэтическое музицирование и озвучивание сказок
В данном материале собраны сказки и стихотворения, которые могут быть озвучены детьми на занятиях по музыке. Роль рассказчика выполняет музыкальный руководитель или воспитатель...