Озвучивание сказок
материал по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Маслова Лариса Васильевна

 

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка: Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Веселые и эффективные упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Озвучивание сказок

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Проводить занятия с детьми можно как в дошкольных учреждениях, так и в семье.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

Совместное  музицирование и игровая деятельность взрослого и ребенка формирует навыки общения.

Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания громкости, продолжительности, высоты, тембра, акцента и ритма.

Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

Проведение занятия

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.

Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.

Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.

Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

-Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

-Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

-Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

-Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

-Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.

-Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.

«Заяц-трусишка»

Инструменты: пакет, барабан, коробочка, платочек, ксилофон.

Жил-был заяц трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трех шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах! (шуршим пакетом)

Испугался заяц и бежать.

(стучим по барабану) (быстро)

Бежал, бежал, присел на пенек отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(стучим по коробочке)

Бросился заяц бежать.

(стучим по барабану)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльям как захлопает.

(натягиваем ткань) и говорим звук (ух ух)

Побежал заяц из леса к речке

(стучим по барабану)

А на берегу лягушки сидели. И громко квакали. (ква ква)

Увидели они зайца – и скок в воду.

(проводим палочкой по ксилофону)

Тут заяц остановился и говорит:

А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело поскакал обратно в лес.

(стучим по барабану) (медленно)  

«В лесу»

В лесу стоял жаркий летний день. Красиво и весело пели птицы (бубен -встряхивание)

 А самым главным музыкантом было солнышко  (румба - встряхивание )

Его лучики весело играли на деревьях и цветах  (румба - покачивание)

Дятел сидел на стволе большого дерева и стучал по коре, уничтожая вредных жучков  (деревянные палочки или кубики)

Но вот прилетела кукушка, села на соседней ветке и заворчала: «Что ты всё стучишь да стучишь? Только лесную музыку портишь, лучше послушай, как я пою». И закуковала  (игра на металлофоне через одну пластинку вниз )

И стали они спорить друг с другом  (те же инструменты - по очереди)

Вдруг раздалась нежная песенка. Это пел голубой колокольчик (импровизация на металлофоне или    колокольчике)

«Мышиная история».

Для озвучивания этой сказки используются инструменты –самоделки или  другие варианты инструментов на усмотрение музыкального руководителя

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

 ( Звучащие ключи.)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок. ( удары по маленьким гвоздям забитым на фанеру)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки,  (Орешки.)

грызли зёрнышки  (Трещотки из фисташек)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.  (Маракасы и погремушки сделанные из баночек и наполненные крупой.)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками  (бубен сделанный из одноразовых тарелок.)

А снаружи на землю каждый день падал снег (Звучащие ключи)

Шумел ветер, (Шейкер.)

И над мышиными норками намело большой-большой сугроб. (Шуршунчики)

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

«Прогулка по лесу»

 

Две веселые подружки-хохотушки пошли в лес за ягодами.

(металлофон)

Замечательная погода, светит солнце  (глиссандо металлофон)

Их внимание привлек странный звук ( закрытым ртом низко "мм"). Кто это? -- корова, теленок (- петь в 3-4 тон-х на терцию поступенно вверх и вниз).

Сколько цветов! Летают бабочки, стрекочут кузнечики.

(бумажные тарелочки, шуршащие пакеты, фортепиано)

Вот пролетел жук ( в низкой тесситуре "жж" -- петь по терциям 1-3-звук хорошо помогает при кашле).

В лесу звенят комары ( "зз" -- "большой комар" -- "зьзь" - "маленький комар" - петь на терцию поступенно вверх и вниз,

(колокольчик)

Но налетел ветерок и комары исчезли ("вв" – поем)

(глиссандо металлофон)

Как интересно в лесу. Где-то поет свою песню кукушка( "ку-ку" -- петь на терцию вверх 3-1ст.  9 (металлофон-терция)

Вот пробежал ежик ( "фу-фу-фу-" -- маркатированное движение по терциям ) (тонкие деревянные палочки)

Девочки решили его погладить и укололись (треугольник)  ( "ой-ой-ой" - петь по терциям вниз 5-3-1 ст. на легато. Они успокоились, поели ягод и пошли домой.

По дороге ехала машина ( "тр-тр" -- петь поступенно вверх и вниз 1-5-1ст.)

Чтобы не было скучно, девочки придумывали разные игры:

"поцокали" языком вверх-вниз, изображая лошадку; ( деревянные палочки)

"смотрелись в зеркало", показывая разные выражения лица

( грустное - нижняя губа вперед, обиженная - верхняя губа вверх, веселое - верхняя губа растянулась в улыбке, обнажив верхние зубы).  Девочки пришли домой радостные и довольные.

(фортепиано, маракасы)

«Дятел кукушка и петух»

Над селом поднималось  солнце. ( металлофон-тихо) или фортепиано в 3 и 4  октаве тихие квинты.

 Первые лучи его заиграли в холодных капельках росы на траве,

(треугольник)

скользнули по спокойной глади реки, заглянули в окна домов. Прокричал петух. (фортепиано), металлофон-квинта.

Первый раз сонно ,хрипло потом еще раз-сильнее и звонче.

(те же инструменты ,постепенно усиливая силу звука)

Шумно захлопал крыльями, вытянул свою разноцветную шею и спрыгнул с насеста .(бумажные тарелки или листы бумаги)

В третий раз ,глядя на сонных кур, прокричал уже несколько сердито и важно вышел со двора. (металлофон, деревянные палочки)

Солнце поднималось все выше и выше. (глиссандо металлофон или фортепиано)

Село просыпалось. Петух еще никогда не ходил в соседний лес и решил ,наконец, туда прогуляться. (тонкие деревянные палочки)

Дорога была недолгой ,и он вскоре оказался на опушке.

Со всех сторон неслось чириканье, щебетанье, он даже растерялся.

(треугольник, трещетка, кастаньеты, шейкер ,деревянные палочки тонкие)

 Собравшись с силами ,широко расправив свои крылья, захлопав ими, как будто хотел улететь, петух громко закричал.

(бумажные тарелки, металлофон)

Услыхали лесные птицы крик петуха, удивились.

 Ведь раньше ничего подобного они не слыхали. Прилетел дятел. Сел на дерево и  простучал.( деревянная часть металлофона)

 «Кто ты такой? Из какого леса к нам прилетел?» А петух важно отвечает: «Я не прилетел, а пришел из соседнего села. Хотел вас разбудить. Думал, что в лесу еще все спят.»

Засмеялся дятел и говорит: «Да мы еще раньше тебя проснулись» Заспорили дятел с петухом. Такой шум поднялся ,что трудно вообразить. Петух стоит около дерева и кричит ,а дятел по дереву стучит. (металлофон ,палочки)

На шум прилетели птицы со всего леса. Спор разгорелся не на шутку. И решили тогда все обратиться к старой кукушке, уж она-то все знает. Прилетела кукушка ,прокуковала три раза (фортепиано)

и так решили спор: «Раньше всех встает наше солнышко и легкий ветерок (глиссандо фортепиано, металлофон)

потом просыпаются птицы, (фортепиано ,треугольник)

звери, насекомые разные. (шейкер, тонкие палочки ,маракас)

И тот ,кто первый увидел солнышко и пропел ему свою песню, тот и встал раньше всех»

С веселого многоголосного пения птиц начинается каждый новый день. Все радуются жизни и свету.(фортепиано ,колокольчик, маракас, металлофон)