«Знакомство дошкольников с родным краем»
статья (старшая группа)

Акишина Ольга Юрьевна

Приобщение дошкольников к культурному наследию родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья17.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство дошкольников с родным краем»

Аннотация. Любовь к Родине начинается с любви к родному краю. Наш город  неотъемлемая часть огромной страны, великой русской культуры. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, воспитания духовности. Именно в детском саду необходимо вести активную работу по приобщению дошкольников к культурному наследию родного края.

Россия страна великой культуры, богатого культурного наследия, многовековых культурных традиций. В национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается необходимость обеспечения исторической преемственности поколений, сохранения, распространения национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

Наш город - неотъемлемая часть огромной страны. Арзамас входит в список поселений, получивших статус «исторические». Но в процессе бесед с детьми выяснилось, что, имея общие представления о стране, о столице, они ничего не знают о своем родном городе, о достопримечательностях Арзамаса, о знаменитых земляках.

В связи с этим возникла необходимость проведения работы по реализации долгосрочного совместного проекта «Мой Арзамас», целью которого является создание условий для приобщения дошкольников к культурному наследию родного края.

В процессе реализации проекта использовались различные формы работы с детьми:

  • беседы, тематические занятия;
  • дидактические игры («Мой город Арзамас», «Узнай героя» и т.д.);
  • конструктивные игры со схемами «Моя улица», «Воскресенский собор»;
  • экспериментирование «Водонапорная башня»;
  • составление рассказов из личного опыта;
  • прогулки, экскурсии, виртуальные экскурсии;
  • праздники, театрализованные досуги, развлечения;
  • продуктивная деятельность на основе полученных впечатлений;
  • организация выставок «Мир старинных вещей», «Мой Гайдар», «Арзамасские поэты – детям», «Промыслы родного края», «Наши герои».

В процессе работы над проектом, дошкольники сталкивались с большим количеством нового сложного материала. Понадобилось применение большого педагогического опыта, чтобы доступным языком, не перегружая детей лишней информацией, объяснить историю строительства Воскресенского собора, принцип работы водонапорной башни, некоторые факты биографии А.П. Гайдара и т.д. Не заостряя внимания на датах, при объяснении исторического материала, применялись такие выражения как «когда твоя мама была маленькая», «столько, сколько лет твоей прабабушке», «когда еще не родился твой дедушка» и т.д.

При организации работы по приобщению воспитанников к культурному наследию родного края мы столкнулись с рядом трудностей. Наш детский сад находится в отдалении от исторического центра города. Пешие прогулки на дальние расстояния исключены, а организация выездных экскурсий ограничена из-за отсутствия специального транспорта. А также нет в наличии готовых пособий и дидактических игр для ознакомления детей с родным городом.

Данные проблемы удалось решить следующим образом. Родители доставляли детей к зданию музея и обратно на личном транспорте. Была организована выездная экспозиция «Мир забытых вещей», подготовленная историко-художественным музеем. Родителям предлагался маршрут выходного дня: ребенок с мамой и папой осматривал достопримечательности Арзамаса, а потом делился фотографиями и впечатлениями в детском саду.

Силами педагогов и родителей были изготовлены игры, пособия, фотоальбомы по теме проекта:

  • пособие по безопасности в доме «Волк и козлята»;
  • лэпбук «Русская изба», «Природа Нижегородской области»;
  • настольная игра «Достопримечательности Арзамаса», лото «Арзамас»;
  • макеты «Природа родного края, «Русская печь»;
  • альбомы «Семейное дерево», «Достопримечательности моего города», «Профессии родителей», «Природа за моим окном», «Победители»;
  • интерактивные игры.

Подводя итоги, мы убедились, что благодаря работе над проектом, дети:

  • знают об устройстве русской избы, о некоторых бытовых предметах прошлого;
  • имеют представления о традициях, народных играх и праздниках жителей Арзамаса и его окрестностей;
  • знакомы с народными промыслами  и ремеслами родного края;
  • получили элементарные представления о предприятиях города, о профессиях мамы и папы;
  • могут рассказать о некоторых памятных местах города;
  • знакомы с доступными возрасту литературными произведениями и фактами биографии Гайдара;
  • имеют представления о знаменитых земляках и героях-арзамасцах.

Библиографический список:

  1. Матова В.Н. Краеведение в детском саду. Методическое пособие/ ФГОС  - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.- 176 с.
  2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие / Князева О.Л., Маханева М.Д./ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство дошкольников с родным краем через экологические игры

При знакомстве дошкольников сродным краем предлагаю различные игры с экологическим содержанием...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....

Формирование основ экологического воспитания через знакомство дошкольников с родным краем.

Формирование основ экологического воспитания через знакомство дошкольников с родным краем.Актуальность.Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.  Необходимо сочетать...

Формирование патриотических чувств у дошкольников через знакомство с историей родного края.

Формирование нравственности, патриотизма у дошкольников является актуальным  вопросом в современное время. Начинать работу эффективно с ознакомления с историей малой родины, воспитывая у детей чу...

Знакомство дошкольников с родным краем-Югрой

Цикл познавательных и творческх занятий с детьми....

Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в контексте знакомства дошкольников с родным краем

В статье говорится об опыте патритоического и нравственного воспитания дошкольников через инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя . Ключенвые слова: Родина, Род...