Знакомство дошкольников с родным краем как средство развития творческих способностей
статья (средняя группа) на тему

Зиновьева Ольга Николаевна

Статья для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство дошкольников с родным краем как средство развития творческих способностей

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является развитие творческих способностей детей.

Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для эмоционально- психологического воздействия на ребенка, потому что детские образы, восприятия очень ярки и сильны и надолго остаются в памяти, возможно даже на всю жизнь.

В это время у детей начинают развиваться черты, которые незримыми нитями связывают малыша со своим народом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, игрушках, музыкальных инструментах играх, впечатлениях о природе родного края, быте, нравах и обычаях людей, окружающих ребенка. Зарождаясь из любви к «малой Родине», эти первые детские эмоции, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству, без которой невозможно формирование гармонично развитой личности.

На сегодняшний день необходимо давать детям знания, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности дошкольников.

Считаю это актуальным, потому что с помощью этих знаний совершенствуется воспитательно-образовательная работа детского сада (за счет тесного взаимодействия с ближним природным и социальным окружением и средств краеведческой деятельности), основанная на развитии сотрудничества ребенка с взрослым, она нацеливает на последовательное ведение ребенка в социальный мир, предполагает формирование основ патриотизма.

Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. И людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.

Овладение детьми такими знаниями будет способствовать расширению краеведческий кругозора дошкольников, развитию интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей дошкольников. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. Ведь именно здесь он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию дошкольником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.

Практика моей работы по данной теме показывает, что необходимо проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, использовать современные технологи и методики.

Даная работа направлена на формирование представлений об историческом прошлом и настоящем о городе, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе горожан в историко-культурное наследие региона и страны.

Формируется осознанное отношение дошкольников к своей связи с окружающим их «малым» миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формировать личностно- значимые ценностные ориентиры в контексте самореализации в условиях края и региона.

Для успешной работы в группе необходимо создание комфортной предметно-развивающая среда. Содержание материалов должно изменяться, пополняться в зависимости от возраста детей.

В младшей группе можно использовать различные альбомы, такие как: «Наша семья», «Улицы города Ливны», «Мой город», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду», папки-передвижки с иллюстрациями: «Природа родного края», «Растительный и животный мир родного края», «Наш город во все времена года», книжки-раскраски: «Моя улица», «Мой дом», «Мой детский сад», иллюстративный материал: «Труд взрослых», а также рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.

При переходе в среднюю группу к уже имеющимся материалам можно добавились рассказы и стихотворения о городе, крае, стране. Игры и листки активности «Мое настроение», «Мой город», «Моя улица», «Моя семья», аудиозаписи, тексты песен о родном городе, прибаутки, музыкальные инструменты (ложки, свистульки и т.д.), видеокассеты о природе родного края, куклы в русских костюмах, поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

В старшей группе добавляются альбомы:

«Наш детский сад», «Наша семья», «Наш город» (образование, культура, спорт, медицина, промышленость), «Заповедные места нашего края» (о животном и растительном мире), «Наша область» (медицина, спорт, промышленность, культура, образование), «Имена славные». Иллюстративный материал «Мне на тебя не наглядеться, любимый с детства уголок», художественная литература о родном крае. Флаг, гербы и другая символика РФ, родного города, региона. Аудио- и видеокассеты «Уголок Росси» и другие. Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т.д.

Практика моей работы показывает, что краеведение, как нельзя лучше способно помочь взрослым в создании такого мира для дошкольников.

Для того, чтобы реализовать все задуманное можно использовать разнообразные формы и методы работы – это и НОД, и экскурсии, целевые прогулки, чтение художественной литературы, мини-сочинения, совместно с родителями, создание генеалогического древа семей воспитанников, семейных фотоальбомов, игры и праздники на воздухе, то есть образовательное пространство расширено. Наряду с традиционными, можно использовать современные технологи и методики.

В работе по ознакомлению детей с родным краем очень важна роль педагога, как человека любящего и знающего свою малую Родину, ее индивидуальные, отличительные особенности.

Дошкольники сами не в состоянии организовать самостоятельную деятельность, оценить значимость полученных результатов. Поэтому нужно доброжелательно и толерантно объясняю детям смысл каждой изучаемой темы, стимулируя их интерес, например, при рассматривании иллюстративного материала, поощрять неординарные, творческие решения: предлагая детям выразить свои впечатления от увиденного и услышанного с помощью изодеятельности, стихотворчества .

Начинать знакомить дошкольников с родным краем для развития творческих способностей детей необходимо именно в дошкольном детстве. Потому что в этом возрасте дети с желанием и большой радостью знакомятся со своей семьей, детским садом, улицей, родным  городом, замечают красоту родного края. Они становятся боле любознательными, наблюдательными, обогащается их речь, активизируется и пополняется их словарный запас .

Дети с радостью принимают посильное участие в жизни родного города (убирают территорию участка, участвуют в различных городских мероприятиях) вносить в деятельность свои элементы творчества в оформление группы и участка детского сада, изготовление, совместно с

родителями, костюмов к праздникам, атрибутов для игр, а это значит, что они уже знают и любят свою малую Родину, и есть надежда, что, повзрослев, они будут и дальше развивать своё творческое начало с помощью краеведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников" (область «Художественно – эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – все это помогает ос...

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

             Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....

«Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников»

Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья....

Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...