Главные вкладки

    «Знакомство с историей родного края как средство патриотического воспитания»
    консультация (подготовительная группа)

    Дзюба Лариса Владимировна

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_patriot.docx21.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 21 имени Героя Советского Союза Е.А. Никонова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Терем-теремок»

    «Знакомство с историей родного края как средство патриотического воспитания»

    Консультация для педагогов

    Подготовила  и  провела:

    Воспитатель  СП

    «Детский сад «Терем-теремок»

    ГБОУ ООШ № 21 г. Новокуйбышевска

    Дзюба Л. В.

    «Знакомство с историей родного края как средство патриотического воспитания»

           Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.

          Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

          Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

         Под патриотическим воспитанием педагоги понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.

        Исходя из этого, целью воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.

        В рамках  патриотического воспитания параллельно с другими решаются следующие  задачи:

    ·       формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

    ·       формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.

        Для реализации цели и задач воспитателям нужно создавать взаимосвязанные и взаимообусловленные педагогические условия:

    • знакомство с природой родного края, ее характерными особенностями
    • проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года
    • организация сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев
    • организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости

    ·         тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи воспитанников

            Именно с воспитания любви к родной природе необходимо  начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.

         Работу  над  методической темой «Формирование чувства любви к природе в процессе прогулок дошкольников», надо решать через комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера:

    1) Дать дошкольнику знания, умения, опыт, развивающие его интеллектуально, нравственно, эстетически, физически, на основе которых создается представление о том, что такое Родина;

    2) Расширить  познавательную сферу деятельности детей: развивать  кругозор детей, обогащение знаний путем знакомства с главными достопримечательностями нашего города;

    3) Обеспечить оздоровление и физическое развитие ребенка в соответствии с его возрастной физиологией: способствовать пониманию того, что сильные, смелые, ловкие – лучшие защитники Родины в будущем.

    Экскурсия – это форма учебно-воспитательной работы, которая  позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях.

    - Природоведческие экскурсии

    - Социально-бытовые экскурсии

    - Экологические экскурсии

    - Экскурсии эстетического характера

          В работе с детьми дошкольного возраста используются все разновидности экскурсий, которые направлены на воспитание любви к природе и сознанное и бережное отношение к ней. Наиболее эффективны такие формы работы: как пешеходные прогулки за территорию детского сада (деловые, оздоровительные), целевые  прогулки, мини походы. 

          В  основе  разработки  содержания  ознакомления  детей  с родным  краем  посредством  экскурсий, целевых  прогулок,  надо опираться  на  конкретные  принципы:

    - энциклопедичность  (отбор знаний из разных областей действительности);

    - уникальность  места (изучение природной, культурной, социально-экономической  уникальности  края);

    - интеграция  знаний  (отбор знаний для понимания детьми целостной картины мира);

    - единство  содержания  и  методов;

    - динамика  преемственных  связей (изменение  социального  опыта  детей  разного  дошкольного  возраста);   

    - тематичность материала.

    Ознакомление с природой – это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своей необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у воспитанников удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждать их к передаче чувств и мыслей.

       Дети с удовольствием наблюдают, сопоставляют, сравнивают, делают выводы. Дети учатся рассуждать, рассказывать и описывать элементарные  явления природы.

        Чтобы прогулки были интересными, можно отправиться в «сказочное путешествие». Зимой на опушке может встретить волшебный снежок, осенью – золотой  листок, весной – весенняя капелька. Сказочные  персонажи  загадывают  загадки, дают задания, рассказывают  об  окружающем мире.

         Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края.

         Детям очень  нравятся целевые прогулки. Хотя  они кратковременны, эпизодичны, но очень разнообразны по тематике: наблюдения за особенностями погоды,  за растениями, животными в  разные  времена года.

      Постепенно границы наблюдений расширяются – участок детского сада, знакомая улица, роща, парк, сквер и т.д. Надо сообщать  детям не только первые знания о природе, но дать пример элементарных оценок наблюдаемых явлений: «Выглянуло солнышко, и всем сразу стало весело, только сосульки заплакали – им не хочется таять…»

           Если дети еще малы, все целевые прогулки сопровождаются играми, забавами, весельем (побегаем по шуршащим листьям; соберем шишки и сделаем из них веселых человечков и т.д.). Во время прогулок собирается природный материал для  использования  его для поделок: из шишек – ёжика или человечка, из веточек – змейку или птичку и др.

       Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители должны являться активными участниками всех мероприятий, проводимых в детском саду: в экологических акциях, проектах, экскурсиях на природу, развлечениях, викторинах. В работе с родителями можно использовать домашние задания. Родители совместно с детьми могут изготовить кормушки и скворечники, обогатить свои знания, составляя кроссворды на тему «Природа Жигулей» и др.

    Процесс познания  происходит  только  когда  ребенок  непосредственно  видит, слышит, осязает  окружающий  мир. Это  создает  у  него  более  яркие, эмоционально  насыщенные, запоминающиеся  образы.

       Постепенно от прогулки к прогулке, от  экскурсии  к  экскурсии  у детей складывается прекрасный образец родного края, своей  Малой  Родины. Это и аллея около сада, и березовая роща, и живописная тропинка у  озера …

    Всё это закладывает первые  основы патриотизма.

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Ознакомление дошкольников с историей родного города, как средство патриотического воспитания"

    У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось д...

    Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

    Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

    Сообщение к педагогическому совету по теме: «Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания»

    Сообщение к педагогическому советупо теме: «Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания»...

    Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания дошкольников

    Консультация для пелагогов дошкольного образования на тему: "Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания дошкольников" ...

    «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

    Прикосновение к истории своего родного края вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы м...

    Ознакомление старших дошкольников с историей родного города как средство патриотического воспитания.

    На сегодняшний день тему патриотического воспитания обсуждают на различных педагогических форумах, семинарах, пишутся статьи в журналы, учебные пособия, методические рекомендации с передачей...