Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»
опыты и эксперименты

Лапышева Марина Владимировна

Мастер-класс

по познавательно-исследовательской

деятельности

«Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»

Цель: расширение знаний и практических умений педагогов по использованию исследовательского метода через сказку в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с этапами и структурой исследовательской деятельности через сказку;
  • Повысить уровень мастерства педагогов;
  • Сформировать у педагогов мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе исследовательской деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на мастер-классе по теме познавательно – исследовательская деятельность «Путешествие в сказку Гуси Лебеди». Думаю, что педагоги, использующие исследовательскую деятельность в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.

 

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в сказку.

Жили – были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе гостинцев. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке играть, а сама побежала с подружками гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, смотрит — а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда — нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава о том что, они маленьких детей уносили. Бросилась девочка догонять их, увидела — стоит печь.

Девочка: - Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка: - Скажу, если поможешь мне тесто замесить и пирожков налепить.

Воспитатель: давайте поможем Машеньке и налепим пирожков.

Опыт №1 «Пирожки»

Воспитатель: для начала мы с вами вымыем руки, а теперь приступаем к замешиванию теста. (В стакан с водой добавим одну ложечку соли и размешаем, что происходит (соль растворяется) теперь добавим одну ложечку сахара в воду. Что происходит? (сахар растворяется). Теперь нам надо с вами замесить тесто.

У нас с вами есть красивая миска, в нее мы с вами выльем воду, берите стаканчики с мукой и высыпайте их в миску с водой, а теперь вымешиваем тесто.

Вот теперь мы с вами будем пирожки лепить, сначала катаем тесто в руках, затем кладем шарик на доску прижимаем его ладошкой, чтобы получилась лепешечка, теперь берем ложечки и кладём начинку в серединку нашего пирожка, защипываем края.

С чем у нас будут пирожки (с яблоками) наши пирожки положим на поднос, а Машенька поставит их в печку печься. Берем салфеточки и вытираем руки.

Воспитатель: Прошептала печка Машеньке дальнейший путь. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.

Девочка: - Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Яблонька: Ответишь правильно на мой вопрос, покажу! Почему нужно кушать яблоки, чем они полезны?

Опыт №2. «Исследование содержания железа в яблоках».

Проводим опыт на красном яблоке.

Разрезали красное яблоко пополам, рассмотрели  поперечный срез красного яблока. Разрезали лимон. Одну половинку яблока смазала лимонным соком, а вторую половинку красного яблока ребята положили на тарелку срезом вверх. То же самое, в той же последовательности проделали с зелёным яблоком.  Положили обе половинки зелёного яблока на тарелку срезом вверх и стали наблюдать за изменениями. Через некоторое время одна из половинок яблока, не смазанная лимонным соком потемнела, а та, что была «защищена» лимонным соком, осталась белой.

Вывод. Потемнение происходит из – за окисления железа, которое содержится в яблоках, кислородом воздуха. Кислота, которая содержится в лимонном соке, защищает срез яблока от окисления и замедляет процесс окисления.

Воспитатель: Поблагодарила яблонька Машеньку и показала ей дальнейший путь. Побежала девочка дальше. Течет река молочные берега.

Девочка: - Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Речка: - Сможешь сделать так, чтобы я стала красивой — скажу.

Девочка: - Постараюсь…

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Машеньке украсить речку разноцветным узором.

Опыт №3

Наливаем молоко в тарелку. Налить нужно таким образом, чтобы дно было полностью закрыто, иначе опыт не получится. Пусть молоко некоторое время постоит в тарелочке. Молоко должно быть комнатной температуры. В тарелку с молоком добавляем пипеткой несколько капель красителей разных цветов. Берем ватную палочку, окунаем ее в шампунь, и прикасаемся ею к поверхности молока в самом центре тарелки буквально на 10 секунд. Важно, не нужно перемешивать, только прикосновение.

Вывод: Шампунь вступает в реакцию с молекулами жира в молоке. Молоко начинает двигаться, а цвета — перемешиваться!

Воспитатель: Поблагодарила речка Машеньку и показала куда гуси-лебеди полетели.

Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Стала на опушке и не знает, куда теперь идти, что делать. Смотрит — сидит под пеньком ёж.

— Ёжик, ёжик,— спрашивает Маша,— не видал ли ты, куда гуси-лебеди полетели?

Ёжик говорит:- Сможешь, мне помочь, определить, какие яблочки спелые, а какие зеленые? — скажу.

Девочка: - Конечно помогу!

Опыт №4. «Яблочки».

(В одной тарелке лежат дольки сладких яблок, а во второй кислых, по количеству педагогов)

Воспитатель: Чтобы ответить на первое задание яблоньки, нужно попробовать, какие сладкие яблоки, а какие сладкие. (Дети пробуют яблоки с первой тареки, а затем со второй и делают вывод, что красные яблоки сладкие и спелые, а зеленые – кислые.)

Воспитатель: Яблочки могут быть разными и иметь свой вкус.

Воспитатель: А теперь поможем Машеньке положить в одну корзинку сладкие, а в другую кислые.

— Спасибо, Машенька!Куда я покачусь, туда и ты иди!

Свернулся он клубочком и покатился между ёлками, между берёзками. Катился, катился и прикатился к избушке на курьих ножках. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается. В избушке старая баба-яга сидит. А на лавочке - братец, играет. Девочка подошла к избушке:

Девочка: - Здравствуй, бабушка!

Баба Яга: - Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

Девочка: - Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

Баба Яга: - Садись, а я баньку пойду истоплю.

Воспитатель: Баба-яга пошла баню топить. Машенька схватила Иванушку и побежала. Подбежали они к речке, перепрыгнули ее в узком месте, мимо яблоньки пробежали – поклонились, печке – воздушный поцелуй послали, да и воротилися домой. А тут и отец с матерью пришли, да и гостинцев принесли.

 Мы справились со всеми заданиями!!! Молодцы!

Уважаемые коллеги!

Желаю вам успеха в развитии творческой индивидуальности средствами исследовательской деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno_-issledovatelskaya_deyatelnost_s_pedagogami.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

по познавательно-исследовательской

деятельности

«Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»

Цель: расширение знаний и практических умений педагогов по использованию исследовательского метода через сказку в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с этапами и структурой исследовательской деятельности через сказку;
  • Повысить уровень мастерства педагогов;
  • Сформировать у педагогов мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе исследовательской деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на мастер-классе по теме познавательно – исследовательская деятельность «Путешествие в сказку Гуси Лебеди». Думаю, что педагоги, использующие исследовательскую деятельность в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в сказку.

Жили – были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе гостинцев. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке играть, а сама побежала с подружками гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, смотрит — а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда — нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава о том что, они маленьких детей уносили. Бросилась девочка догонять их, увидела — стоит печь.

Девочка: - Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка: - Скажу, если поможешь мне тесто замесить и пирожков налепить.

Воспитатель: давайте поможем Машеньке и налепим пирожков.

Опыт №1 «Пирожки»

Воспитатель: для начала мы с вами вымыем руки, а теперь приступаем к замешиванию теста. (В стакан с водой добавим одну ложечку соли и размешаем, что происходит (соль растворяется) теперь добавим одну ложечку сахара в воду. Что происходит? (сахар растворяется). Теперь нам надо с вами замесить тесто.

У нас с вами есть красивая миска, в нее мы с вами выльем воду, берите стаканчики с мукой и высыпайте их в миску с водой, а теперь вымешиваем тесто.

Вот теперь мы с вами будем пирожки лепить, сначала катаем тесто в руках, затем кладем шарик на доску прижимаем его ладошкой, чтобы получилась лепешечка, теперь берем ложечки и кладём начинку в серединку нашего пирожка, защипываем края.

С чем у нас будут пирожки (с яблоками) наши пирожки положим на поднос, а Машенька поставит их в печку печься. Берем салфеточки и вытираем руки.

Воспитатель: Прошептала печка Машеньке дальнейший путь. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.

Девочка: - Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Яблонька: Ответишь правильно на мой вопрос, покажу! Почему нужно кушать яблоки, чем они полезны?

Опыт №2. «Исследование содержания железа в яблоках».

Проводим опыт на красном яблоке.

Разрезали красное яблоко пополам, рассмотрели  поперечный срез красного яблока. Разрезали лимон. Одну половинку яблока смазала лимонным соком, а вторую половинку красного яблока ребята положили на тарелку срезом вверх. То же самое, в той же последовательности проделали с зелёным яблоком.  Положили обе половинки зелёного яблока на тарелку срезом вверх и стали наблюдать за изменениями. Через некоторое время одна из половинок яблока, не смазанная лимонным соком потемнела, а та, что была «защищена» лимонным соком, осталась белой.

Вывод. Потемнение происходит из – за окисления железа, которое содержится в яблоках, кислородом воздуха. Кислота, которая содержится в лимонном соке, защищает срез яблока от окисления и замедляет процесс окисления.

Воспитатель: Поблагодарила яблонька Машеньку и показала ей дальнейший путь. Побежала девочка дальше. Течет река молочные берега.

Девочка: - Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Речка: - Сможешь сделать так, чтобы я стала красивой — скажу.

Девочка: - Постараюсь…

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Машеньке украсить речку разноцветным узором.

Опыт №3

Наливаем молоко в тарелку. Налить нужно таким образом, чтобы дно было полностью закрыто, иначе опыт не получится. Пусть молоко некоторое время постоит в тарелочке. Молоко должно быть комнатной температуры. В тарелку с молоком добавляем пипеткой несколько капель красителей разных цветов. Берем ватную палочку, окунаем ее в шампунь, и прикасаемся ею к поверхности молока в самом центре тарелки буквально на 10 секунд. Важно, не нужно перемешивать, только прикосновение.

Вывод: Шампунь вступает в реакцию с молекулами жира в молоке. Молоко начинает двигаться, а цвета — перемешиваться!

Воспитатель: Поблагодарила речка Машеньку и показала куда гуси-лебеди полетели.

Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Стала на опушке и не знает, куда теперь идти, что делать. Смотрит — сидит под пеньком ёж.

— Ёжик, ёжик,— спрашивает Маша,— не видал ли ты, куда гуси-лебеди полетели?

Ёжик говорит:- Сможешь, мне помочь, определить, какие яблочки спелые, а какие зеленые? — скажу.

Девочка: - Конечно помогу!

Опыт №4. «Яблочки».

(В одной тарелке лежат дольки сладких яблок, а во второй кислых, по количеству педагогов)

Воспитатель: Чтобы ответить на первое задание яблоньки, нужно попробовать, какие сладкие яблоки, а какие сладкие. (Дети пробуют яблоки с первой тареки, а затем со второй и делают вывод, что красные яблоки сладкие и спелые, а зеленые – кислые.)

Воспитатель: Яблочки могут быть разными и иметь свой вкус.

Воспитатель: А теперь поможем Машеньке положить в одну корзинку сладкие, а в другую кислые.

— Спасибо, Машенька!Куда я покачусь, туда и ты иди!

Свернулся он клубочком и покатился между ёлками, между берёзками. Катился, катился и прикатился к избушке на курьих ножках. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается. В избушке старая баба-яга сидит. А на лавочке - братец, играет. Девочка подошла к избушке:

Девочка: - Здравствуй, бабушка!

Баба Яга: - Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

Девочка: - Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

Баба Яга: - Садись, а я баньку пойду истоплю.

Воспитатель: Баба-яга пошла баню топить. Машенька схватила Иванушку и побежала. Подбежали они к речке, перепрыгнули ее в узком месте, мимо яблоньки пробежали – поклонились, печке – воздушный поцелуй послали, да и воротилися домой. А тут и отец с матерью пришли, да и гостинцев принесли.

 Мы справились со всеми заданиями!!! Молодцы!

Уважаемые коллеги!

Желаю вам успеха в развитии творческой индивидуальности средствами исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Гуси-лебеди" средняя группа

Нравственное воспитание. "Как аукнется, так и откликнется"...

сказка "Леший" и сказка "Гуси-лебеди"

Данный материал можно использовать для чтения детям, а так же для переаботки в сценарий для кукольного театра....

Интегрированная игра в гости в сказку. По мотивам русской народной сказки «Гуси – лебеди»

Задачи: Вызвать у детей желание оказывать помощь сказочным персонажам, доброту, дружбу, товарищество. Способствовать развитию речевых умений. Развивать эмоционально-чувственную сферу каждого ребенка, ...

Интегрированное занятие «Расскажу я сказку» по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» Логопедическая группа.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество, социализация. Цели: Учить детей создавать сюжеты по мотивам знакомой сказки, используя разнообразные способы аппликации. ...

«Играем со сказкой» (по мотивам р.н. сказки «Гуси- лебеди»)

Программные задачи 1.Образовательные задачи: Поддержание интереса к сказке и театрально-игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения. Закреп...

Конструкт интегрированной НОД в старшей группе: рассказывание сказки «Гуси-лебеди» и конструкт интегрированной НОД в старшей группе: аппликация "Гуси Лебеди"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...

Сценарий физкультурного досуга совместно с родителями для детей старшей группы "Куда улетели гуси -лебеди"(по мотивам сказки "Гуси-лебеди")

Данный сценарий построен на основе сюжета  сказки "Гуси-лебеди". Использовано соответствующее музыкальное сопровождение. Дети и родители перевоплощаются в героев сказки. Занимательное с...