Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «гуси», «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Косоурова Анастасия Дмитриевна

                                                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по обучению грамоте

ФИО воспитателя: Косоурова А.Д.

Возрастная группа: старшая

Дата проведения: -

Тема: «Звуковой анализ слова «гуси», «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»

Образовательная область: Речевое развитие

Цель: повторение и закрепление звукового анализа слова.

Задачи:

  • Образовательная: закрепить умение находить место звука в словах;
  • Развивающая: развивать фонематический слух детей;
  • Воспитательная: воспитывать интерес к сказкам, несущим доброту, справедливость.

Материалы и оборудование: дерево-яблоня, яблоки с заданиями, печка, пироги с заданиями, речка с рыбками-заданиями, предметные картинки.

Этап занятия

Ход НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Орг. момент

- Сегодня, ребята у нас с вами необычное занятие по обучению грамоте, мы отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать

В этой сказке небо синее,

В этой сказке птицы грозные.

Яблонька да речка, да и чудо-печка,

Помогите девочке, братца отыскать!

Как же сказку нам назвать?

- Правильно ребята гуси-лебеди.

- Гуси-лебеди

4 мин.

Проблемная ситуация

- Чтобы начать путешествие по сказке, давайте скажем волшебные слова:

Та-ра-ра – начинается игра,

Са-са-са-ждут в пути нас чудеса.

- Ребята, вот мы и попали с вами в сказку. Посмотрите на Аленушку, почему она плачет?

- Да ребята, правильно гуси-лебеди унесли братца-Иванушку. Давайте поможем Аленушке отыскать Иванушку.

- Куда гуси-лебеди его унесли?

- Конечно же к Бабе-Яге. А где живет Баба-Яга?

- А знаете, что там творится? Вот послушайте:

- Ее кто-то обидел, унесли братца гуси-лебеди

- Ответы детей

-  В дремучем лесу.

2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Фонетическая зарядка

- В лесу волки воют у-у-у

Шелестят большие листья ш-ш-ш

Ползают и свистят змеи с-с-с

- А теперь давайте повторим вместе

- Что мы с вами произнесли?

- А какие бывают звуки?

- Расскажите о гласных звуках, что это за звуки?

- А согласные звуки можно пропеть?  

- Почему?

- А согласные?

Согласны шелестеть, шептать, свистеть.

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

-Согласные звуки какие бывают?

- Звуки

- Звуки бывают гласные и согласные

- Гласные звуки можно тянуть, петь

- Нет

- Мешают язык, губы, зубы

- Твердые и мягкие

19 мин.

Игра «Верни мне мягкий звук»

- Мяч лови и мяч бросай,

Мягкий звук мне называй.

- И так ребята наше путешествие начинается.

По ровненькой дорожке, шагают наши ножки,

По камушкам, по кочкам

Мы к яблоне пришли.

- Давайте, спросим у яблони куда гуси- лебеди полетели, Иванушку понесли? Не отвечает. Но на яблоне висят яблочки, а на них задания, нам нужно эти задания правильно выполнить, чтобы идти дальше. Ребята это проделки Бабы-Яги.

Задание 1

Определите место звука А в словах

- Где находится звук А в слове «арбуз» (рыбка, шарик, мышка, собака) в начале, середине или в конце слова?

- Молодцы! Отправляемся дальше.

- В начале; ответы детей

П/игра «По ровненькой дорожке»

- По ровненькой дорожке, шагают наши ножки,

По камушкам, по кочкам

Мы к речке подошли.

- Ребята, смотрите мы дошли до речки, может речка знает куда гуси-лебеди полетели? В речке плавают волшебные камушки да непростые, а с заданиями. Нам нужно правильно их выполнить, чтобы продолжать наш путь, иначе кто же спасет Ваню?

Задание 2

Разделите слова на слоги

- Разделите слова на слоги, определите, сколько слогов в каждом слове: де-ре-во, печ-ка, ре-ка, гу-си, пи-ро-ги. яб-ло-ня, из-буш-ка.

- Молодцы, ребята! Справились с заданием. Давайте камушки опустим в воду, а сами отдохнём.

- Ответы детей

Физкультминутка

В темном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперед (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка Яга живет (наклоны)

Нос крючком (показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая! (грозит пальцем)

Дыбом волосы стоят.

Повторяйте за мной (2 раза).

Звуковой анализ слова «гуси»

- Вот дошли мы с вами до печки. Печка, печка, куда гуси-лебеди полетели? Смотрите, ребята у печки-то все готово.

Эти птицы у канавки

Часто моют свои лапки,

Убегают от Бабуси.

Кто это, скажите это?

Главные герои той

Нашей сказки не простой.

- Пройдемте сядем на свои места и разберем с вами это слово.

- Сколько звуков в слове гуси?

- Назовите первый звук в слове гуси?

-Звук «г» какой, гласный или согласный?

- Каким цветом обозначается гласный звук?

- Назови второй звук в слове гуууси?

- Звук «у» какой?

- Назовите третий звук в слове гуссси?

- Сейчас внимательно, ребята, подумайте, звук с в слове гуси, какой?

- Фишкой какого цвета мы обозначаем согласный мягкий звук?

- Назовите последний звук в слове гусиии?

- Звук и какой?

- Молодцы вы и с этим заданием справились. Всех героев сказки мы посетили, задание выполнили правильно. Ой, ребята, смотрите что это. Воспитатель находит перышко. Это гуси-лебеди пролетали, перо-то и потеряли, а на обратной стороне загадка:

На опушке,

На дорожке,

Стоит дом

На курьих ножках.

- Ребята, вот где Иванушка спрятан, давайте посмотрим.

- Вот и помогли мы спасти Алёнушке братца Иванушку, а нам пора возвращаться в детский сад.

Выход из сказки.

Мы веселые ребята,

Мы ребята – дошколята

Все сегодня потрудились

Снова в группе очутились!

- Гуси

- В слове гуси четыре звука

- Первый звук-звук г

- Звук г-согласный

- Согласный звук обозначается фишкой синего цвета

- Второй звук-звук у

- Звук у в слове гуси-гласный звук, обозначается красной фишкой

- Третий звук в слове гуси-звук сь

- Согласный, мягкий

- Согласный мягкий звук обозначаем фишкой зеленого цвета

- Четвертый звук в слове гуси-звук и

- Звук и-гласный звук, обозначается фишкой красного цвета

- Изба

3.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

- Чем же мы сегодня занимались на занятии?

- Какие задания выполняли?

- Для чего мы это делали?

- Мы с вами совершили доброе дело, хорошее?

- Пиршествовали по сказке

- Находили место звука в слове, делили слова на слоги и т.д.

- Чтобы спасти Иванушку

- Да

1 мин.

Рефлексия

- Вам было сегодня трудно? Вам было сегодня интересно на занятии?

- Вы сегодня большие молодцы! Со всеми заданиями справились на отлично, и я вам хочу подарить вот такие яблочки, которые вы раскрасите…если вам сегодня было хорошо и не трудно на занятии –в красный цвет, а если все же, что-то не получилось в зеленый цвет!

- Дети отвечают

 

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди».

Программные задачи: Образовательная: продолжать учить различать гласные и согласные звуки. Закреплять умение находить место звука в слове. Закреплять умение делить слова на слоги. Способствовать разв...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по обучению грамоте тема: «Путешествие в страну знаний» с детьми подготовительной к школе группе.

Конспект непрерывно образовательной деятельности по обучению грамоте тема: «Путешествие в страну знаний» с детьми подготовительной к школе группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе. Тема " Путешествие по сказке Гуси- Лебеди "

 Задачи: Закрепить умение называть и узнавать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;  выделять  их свойства: форма, цвет. Продолжать учить детей у...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Звуковой анализ слова»

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Звуковой анализ слова»...