Влияние художественного слова на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Порохина Владислава Геннадьевна

Культурно-гигиенические навыки (далее КГН) – это не что иное, как привычки. Как известно, самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве, вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они со временем стали привычками и постоянно совершенствовались.

Культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания. Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

Выделяют три основные категории культурно-гигиенических навыков:

  • гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком);
  • навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям);
  • навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.

Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Гигиеническое воспитание направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

  • мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
  • умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
  • принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом – и перед дневным сном;
  • мыться с мылом и мочалкой;
  • подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
  • полоскать рот после приема пищи;
  • пользоваться зубной щеткой;
  • пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке;
  • пользоваться расческой, стоя перед зеркалом;
  • ухаживать за ногтями с помощью щеточки;
  • не брать пищу грязными руками;
  • мыть ноги перед сном.

Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, нельзя оставлять его без присмотра.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.

 Психическое развитие – процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сензитивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом, не всегда хочется доводить начатое дело до конца. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться. Мама это сделает лучше, да и быстрее. И, если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «Застегните», «Завяжите», «Наденьте».

Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.

Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания, однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.

Дети младшего дошкольного возраста уже умеют:

На картинках и в жизни узнавать процессы умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения. Правильно называть эти процессы («Девочка умывается», «Мальчик ест кашу», «Девочка купает куклу»). Знать предметы, необходимые для умывания (мыло, полотенце, водопроводный кран, вода.), для еды (посуда, столовые приборы).

Называть предметы и действия (предметы одежды и обуви; действия: снимать, надевать, обувать, расстегивать, шнуровать, завязывать.). Называть некоторые свойства и качества предметов и действий, связанные с выполнением гигиенических процедур (мыло: розовое, гладкое, пенится; полотенце: пушистое, красивое, чистое, белое, с полосками). Переживать положительные чувства в связи с выполнением гигиенических действий («Я сам вымыл руки, я – молодец! Как хорошо, когда руки чистые!»). Рассматривать в зеркале свое чисто вымытое лицо. Знать короткие стихи или потешки об умывании, одевании, еде, повторять их за взрослыми или самостоятельно: «Водичка-водичка, умой мое личико»

Умывание. Соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть руки, прибегая к помощи взрослых в отдельных действиях, вызывающих затруднение. Знать свое полотенце и пользоваться им. С удовольствием показывать взрослому, как нужно умываться и мыть руки. Замечать грязные руки и мыть их. Испытывать неприятные чувства по поводу своих грязных рук или неопрятности других. Радоваться, когда руки и лицо чистые, чистый носовой платок.

Уход за внешним видом. Радоваться чистой, красивой одежде, аккуратной прическе. Испытывать чувство брезгливости от загрязненной одежды, грязных рук, непричесанных волос; обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить это. Радоваться, когда такие неприятные моменты устранены. По напоминанию взрослого пользоваться носовым платком, класть его в карманчик.

Поведение за столом. Умело пользоваться ложкой и вилкой. Есть самостоятельно, не проливать пищу. Отвечать на вопрос: «Что хы сегодня ел?» Своевременно пользоваться салфеткой. После еды ложку или вилку класть на тарелку. За общим столом не мешать другим детям, не пользоваться их приборами. После еды говорить «спасибо». Откликаться на просьбы взрослого помочь накрыть на стол или убрать со стола отдельные приборы.

Уход за вещами и игрушками. Вместе со взрослым и по его показу складывать игрушки на место, вешать одежду, ставить обувь. Наблюдать, как взрослый стирает, гладит, чистит одежду, принимать участие в мытье игрушек, в купании кукол.

Одевание. Учиться по показу взрослого снимать и надевать одежду, расстегивать большие пуговицы спереди, шнуровать ботинки. Знать свои вещи, радоваться опрятной одежде.

Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков имеет выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей. Немало важно, чтобы эти навыки прививались ребенку с детства, но для формирования любого навыка важно, чтобы оно проходило для ребенка осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о культурно-гигиенических навыках, об их необходимости и о преимуществах овладения ими.

Художественное слово – мощное педагогическое средство, которое может быть уместным в процессе общения с детьми буквально везде. Конечно, чтобы удачно его применить, желательно, чтобы взрослый читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребёнком. Оно окрашивает речь педагога, делая её образной и красочной, привлекает внимание детей, оживляет обычные повседневные дела дошкольника. Песенки – потешки, прибаутки, стишки, приносят радость, вызывают желание повторить слова и действия за взрослым, участвовать в общем процессе. У ребенка при этом развивается память, внимание и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.

Художественное слово помогает решить многие педагогические задачи, обогатить социально-игровой опыт детей. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

Именно поэтому, общаясь с малышами, мы используем в повседневной жизни, стишки и прибаутки, которые составляют базовую основу для формирования и развития социально-бытовых навыков детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Формирование культурно-гигиенических навыков создает условия для организации ознакомления с окружающим миром, реализации познавательной потребности. Ребенок, действуя с предметами или орудиями (ложка, щётка, мыло, полотенце), усваивает их функции, он узнаёт их качества: ощущает цвет, вязкость, температуру и происходит это всё в процессе активных действий. Развиваются познавательные чувства (удивление, радость, удовольствие от познания нового). При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает связи.

Первоначально ребёнок замечает причинно-следственные связи с помощью взрослого, который, задавая вопросы и поясняя, обращает на них внимание малыша. Важно, чтобы вопросы и пояснения, адресованные ребёнку, были включены в конкретную ситуацию. То есть, необходимо обсуждать именно то, что ребёнок в данный момент наблюдает, с чем он сейчас действует. При этом следует опираться на его опыт. Здесь не только накапливается, обобщается личный опыт малыша, но и развивается память. Полученные в ходе бытовых процессов знания поднимают мышление ребёнка на новый уровень, помогая ему предвидеть развитие ситуаций.

Оценивать действия ребёнка нужно объективно, развёрнуто, обращая внимание на качество их выполнения. И делать это необходимо как по ходу процесса, так и по его окончании.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков, осознанием правил и норм, их определяющих, складываются и развиваются нравственные чувства. Малыш до 3-х лет испытывает удовольствие оттого, что они выполняют действия сначала вместе с взрослым, а потом самостоятельно. В 4 года удовольствие ребенку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом когда он поймет, что за каждым действием стоит правило, он начинает испытывать удовольствие оттого, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что вымыл руки, а тому, что он аккуратный.

В работе по формированию привычки и навыков здорового образа жизни огромную помощь оказывает использование художественного слова. Это необходимо потому что, во-первых, художественная литература близка к житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам ребёнок. Во-вторых, в произведении воссоздаётся конкретная, образная ситуация, что сближает её с детским мышлением, которое тоже носит конкретный, наглядно-образный характер. Малыш искренне переживает за героев, оценивает их поступки и действия. Он как бы присваивает их опыт, делает его своим. И этот опыт начинает влиять на поступки и действия его самого.

С помощью стихов в бытовые процессы вводятся персонажи, создаётся воображаемая ситуация и умывание, одевание, прием пищи приобретают сходство с игрой.

Конечно, нельзя превращать приём пищи, умывание, одевание в игру, которая вызывает слишком эмоциональную бурную реакцию, отвлекая малыша от бытового процесса. Этого можно избежать, помня, что стихотворение не должно противоречить действиям, которые совершает ребёнок, а органично включаться в контекст режимной процедуры.

Художественное слово помогает:

  • развивать у ребёнка представления о том, что полезно и вредно для его здоровья;
  • развивать у детей первоначальное представление о частях своего тела и элементарных способах;
  • обеспечивать сохранности своего организма формировать умение самостоятельно устранять непорядок в одежде;
  • развивать культурно – гигиенические навыки.

Чтобы удачно применять художественное слово необходимо, чтобы взрослый читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребёнком. Для достижения положительных результатов применяем практический показ, используем художественное слово: стишки, потешки, поговорки.

Формирование элементарных навыков поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Во время завтрака, обеда используем такие потешки:

1.На моей тарелочке

Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

2.Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

3.На того кто ест опрятно,

И смотреть всегда приятно,

Мы едим всегда красиво,

После скажем всем «Спасибо».

Формирование привычки следить за своим внешним видом – это умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Что мы делаем расческой?

Вите делаем прическу.

Витя в зеркало глядит:

Нет вихров – приятный вид.

Во время умывания обращаем внимание детей на следующее:

Закатать рукава;

Смочить руки;

Взять мыло;

Намыливать до появления пены;

Смыть мыло;

Закрыть кран;

Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку.

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Ой лады, лады, лады.

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Ты всегда перед едой

Руки чисто с мылом мой!

Также к концу учебного года дети должны сами одеваться и раздеваться, в определённой последовательности, складывать вещи, следить за своим внешним видом, замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Использование художественного слова и целенаправленная работа по обучению детей гигиеническим навыкам имеют свои положительные результаты: дети умеют играть, убирать игрушки, владеют навыками гигиены, любят стихи, поговорки, доброжелательны друг с другом.

Так с помощью художественного слова осуществляется побуждение детей к активности, самостоятельности, инициативности. И чем разнообразнее формы их проявления, тем успешнее формируются культурно-гигиенических навыки. Поэтому использовать художественную литературу нужно не только при выполнении бытовых процессов, но и переносить её в другие ситуации и виды деятельности.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние дидактической игры на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста »

В материале даны рекомендации по организации работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию культурно-гигшиенических навыков....

Проект: «Влияние здоровьесберегающих технологий на формирование графического навыка у детей старшего дошкольного возраста»

Проект «Влияние здоровьесберегающих технологий на формирование графического навыка у детей старшего дошкольного возраста» разработан на основании  ФГОС в области дошкольного воспитания.При разраб...

Влияние художественного творчества на успешность адаптации к ДОУ детей младшего дошкольного возраста

Влияние художественного творчества на успешность адаптации к ДОУ детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Влияние художественной литературы и фольклора на трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

Главная цель трудового воспитания дошкольников – это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом воспитатель формирует ...