Образовательная программа кружка «Королева иголочка»
материал (старшая группа)

               “Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_koroleva_igolochka.docx359.73 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161

Образовательная программа кружка

«Королева иголочка»

(дополнительное образование)

Для детей дошкольного возраста

от 5 до 7 лет

hello_html_m596baeef.png

Педагог дополнительного образования:

Савельева Татьяна Алексеевна

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Актуальность

3. Цель

4. Задачи

5. Продолжительность реализации программы

6. Формы и методы работы

7. Режим занятий

8. Материалы и оборудование

9. Ожидаемые результаты

10. Перспективный план

11. Учебно-тематический план

12. Краткое описание тем

13. Список литературы

Пояснительная записка

               “Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”

 В. А. Сухомлинский

Чем свободнее ребёнок владеет пальцами рук, тем лучше развито его мышление и речь. Вышивка — одно из самых древних и наиболее распространённых видов декоративно-прикладного творчества, является важным средством всестороннего развития ребёнка, развития творческого потенциала детей. Освоение техники вышивания, приобщение к народному искусству, формирование волевых качеств, развитие мелкой моторики рук, согласованные движения пальцев рук — это один из показателей готовности ребёнка к школе. Работа в кружке положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми, они учатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им радость, это полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Актуальность

Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров.

Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа.

Начинать обучение детей следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве. Воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В тоже время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.

Актуальность и необходимость создания подобной программы обусловлена потребностью воспитания всесторонне развитой личности, осознание ребенком собственной индивидуальности, его самореализации.

Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук.

У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.

Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Цель:

- Формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы на ткани;

-  развитие художественно-эстетического творчества;

- ознакомление с материалами и инструментами для шитья и выработка умений и навыков их практического использования.

Задачи:

- вызвать интерес к вышивке, пробудить желание самому научиться вышивать;

Обучающие:

-  расширять словарь детей (нитки: мулине, шерсть, канва, пяльцы, схема, цветовая гамма и др.);

- закреплять цвета и оттенки;

- познакомить с основными приемами вышивки (подготовка ткани, вдевание нитки в иглу, закрепление нити на ткани, обработка изделия);

-знакомство с понятием «стежок», «шов». Овладеть технологией шва «Вперед иголку», «Полу-крест», «Крестик», «Вперед иголку в два приема», «Звездочка»;

- овладеть приемом закрепления нити в начале и конце работы;

- познакомить с безопасными приемами работы с материалами и инструментами по вышивке;

- учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);

- учить с помощью взрослого планировать этапы и последовательность выполнения работ;

- формировать умение выполнять последовательную цепочку действий.

Развивающие:

-развивать умение доводить работу до конца;

- развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно- двигательную координацию;

- навыки ручной умелости;

- творческое мышление, воображение, фантазию, внимание;

- интерес к русскому народному творчеству;

- стремление ребенка к самостоятельности;

- творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении;

-формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира;

Воспитательные:

- воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду;

- воспитывать усидчивость, трудолюбие, самостоятельность, уважение к труду других людей;

-формировать умения старательно и аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы;

- воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, радоваться результатам;

-формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника.

Форма организации детей: групповая

Продолжительность образовательного процесса: 1 учебный год

Время проведения: 1 раз в неделю по 30 минут

Формы работы с детьми:

Игра

Ситуативный разговор

Беседа

Рассказ

Чтение

Интегративная деятельность

Проблемная ситуация

Методы работы с детьми:

Словесные

Наглядные

Практические.

Материалы и оборудование:

1. Картон

2. Нитки мулине, шерстяные

3. Иглы вышивальные

4. Игольницы

5. Ножницы с тупыми концами

7. Пяльцы пластмассовые

6. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов

8. Карандаши простые, фломастеры

9. Копировальная бумага

10. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см

11. Канва

Ожидаемые результаты:

В ходе работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

Дети овладеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):

  • узнают и научатся выполнять правила безопасного пользования ножницами и иголкой;
  • смогут планировать свою работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
  • научатся разрезать ткань по нанесенным меткам;
  • делать бахрому на салфетке;
  • закреплять ткань в пяльцах;
  • вдевать нитку в иголку;
  • завязывать узелок;
  • шить швами “вперед иголку”, “строчка”;
  • использовать пооперационные карты;
  • пришивать пуговицы с 2 и 4 отверстиями;
  • принимать участие в оформлении вышивок на выставку (располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);
  • овладеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса;
  • смогут экономно расходовать материалы;
  • бережно обращаться с инструментами;
  • поддерживать порядок на рабочем месте;
  • использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом индивидуальные творческие способности в вышивании.

Перспективный план

Месяц, неделя

Тема,

Задачи

Оборудование и материалы

 Октябрь

1 неделя

Знакомство с

народными

промыслами

«Путешествие в страну рукоделия».

 Познакомить детей с народными промыслами. Развивать любовь к красоте, показать красоту вышитых изделий. Заинтересовать детей, вызвать желание вышивать.

Познакомить с видами ниток и иголок, с материалами, инструментами и их назначением для вышивки. Закрепить знания о свойствах материалов.

Образцы вышивки,

наборы игл и ниток

для вышивания.

2 неделя

Техника безопасности

Беседа по технике безопасности. Закрепить правила пользования ножницами. Познакомить с правилами пользования иголкой. Нарисовать альбом правил знаний о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами.

Наборы игл, ножницы, игольница,

 напёрсток.

Карандаши, рисунки, бумага.

3 неделя

Шнуровка

Работа со шнуровкой. Упражнять в умении вдевать шнурки в дырочки. Развивать мелкую моторику, усидчивость.

Шнурки, картон с отверстиями.

4 неделя

Выявить знания и умения детей (вдевания нитки в иголку, завязывание узелка).

Нитки, иголки, ткань.

Ноябрь

1 неделя

Ткань

«Знакомство с тканью». Познакомить детей с образцами тканей. Учить определять ткань на ощупь, видеть структуру тканей. Воспитывать художественный, эстетический вкус.

Ткани разные по фактуре

2 неделя

Иголочка

«Волшебная иголочка». Познакомить детей с нитками, с приёмами работы с иголками, учить правильно, обращаться с иголкой, вдевать нитку, завязывать узелок.

Иголки, нитки, ножницы

3 неделя

Разные

дорожки

 «Разные дорожки». Вышивка прямой дорожки. Учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками.

Иголки, ножницы, игольница,

 картон с отверстиями, нитки.

4 неделя

Разные

дорожки

«Разные дорожки». Вышивка извилистой дорожки. Учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Познакомить с вышивкой по кругу.

Иголки, ножницы, игольница,

 картон с отверстиями, нитки,

 картинки.

Декабрь

1 неделя

Круги

«Разноцветные кружочки». Вышивка по кругу. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Учить вышивке по кругу.

Иголки, ножницы, игольница,

картон с отверстиями, нитки

2 неделя

Снеговик

Вышивка по кругу. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Учить вышивке по кругу.

Иголки, ножницы, игольница,

 белая ткань, нитки.

3 неделя

Снеговик

Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками, учить вышивке по кругу. Учить завязывать узелок, набивая получившийся  шарик  синтепоном, оформить лицо.

Иголки, ножницы, игольница,

белая ткань, нитки, синтепон.

Январь

2 неделя

Цветные полоски

«Цветные полоски». Учить детей соединять разные полоски, швом «петельный». Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.

Цветные полоски ткани, иголки,

 ножницы, напёрсток,

 цветные нитки.

3 неделя

Цветные полоски

продолжение

4 неделя

Веселые пуговички

«Пришивание пуговиц с двумя отверстиями». Учить пришивать пуговицу параллельным способом, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, закреплять нить в конце шва.

Разные пуговицы с двумя

отверстиями, нитки, ткань в форме

цветочка, ножницы.

Февраль

1неделя

Дорожки

«Дорожки». Учить детей вышивать швом «тамбурный».

Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.

Цветные полоски ткани, иголки,

ножницы, напёрсток, цветные

нитки

2 неделя

Дорожки

продолжение

3 неделя

Радуга

«Волшебная радуга». Учить детей вышивать швом «тамбурный». Учить подбирать нить по цвету. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами

Иголки, разноцветные нитки,

ножницы, ткань белая.

4 неделя

Радуга

продолжение

Март

1неделя19

Подарок маме

«Подарок маме». Учить располагать изображения на листе. Продолжать учить вышивать швом «тамбурный». Воспитывать любовь и уважение к маме.

Самостоятельный выбор рисунка и

 материала, альбом с рисунками.

2 неделя

Подарок маме

продолжение

3 неделя

Дорожки

«Разные дорожки». Вышивка прямой дорожки. Учить вышивать швом «гобеленовый (полукрестик)» двумя нитками.

Иголки, ножницы, игольница,

нитки мулине, картон с дырками.

4 неделя

Дорожки

«Разные дорожки». Вышивка прямой дорожки. Учить вышивать швом «крестиком» двумя нитками.

Иголки, ножницы, игольница,

нитки мулине, картон с дырками.

Апрель

1неделя

Дорожки

«Разные дорожки». Вышивка прямой дорожки. Учить вышивать швом «крестиком» двумя нитками по канве.

Иголки, ножницы, игольница,

пяльцы, нитки мулине, канва.

2 неделя

Ваза

Вышивка вазочки по силуэту.  Продолжать учить вышивать крестиком.

Иголки, ножницы, игольница,

пяльцы, нитки мулине, канва.

3 неделя

Ваза

Вышивка вазочки по силуэту.  Продолжать учить вышивать крестиком.

Иголки, ножницы, игольница,

пяльцы, нитки мулине, канва.

4 неделя

Цветочек

Вышивку вазочки дополнить цветочком  по силуэту.  Продолжать учить вышивать крестиком.

Иголки, ножницы, игольница,

 пяльцы, нитки мулине, канва.

Май

1неделя

Вышивание по замыслу

Вышивание по замыслу. Продолжить учить выполнять шов «крестиком», шов «тамбурный». Вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивая мелкую моторику рук.

Иголки, разноцветные нитки,

 ножницы, пяльцы, канва, игольница.

2 неделя

Вышивание по замыслу

продолжение

Иголки, разноцветные нитки,

ножницы, пяльцы, канва, игольница

3 неделя

Вышивание по замыслу

продолжение

Иголки, разноцветные нитки,

ножницы, пяльцы, канва, игольница

4 неделя

Наша

выставка

«Наша выставка» – выставка детских работ.

Показать результаты работ, чему научились, как владеют иглой, умеют подбирать нить по цвету, порадовать родителей своими успехами.

Детские работы.

Учебно – тематический план

раздела

и темы

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Октябрь

«Путешествие в страну рукоделия».  

2

2

4

Ноябрь

«Знакомство с тканью и иголкой».

2

2

4

Декабрь

«Вышивка по кругу».

3

3

Январь

«Цветные полоски». «Пришивание пуговицы»

3

3

Февраль

Шов «Тамбурный»

1

3

4

Март

Шов «Гобеленовый», «Крестиком»

1

3

4

Апрель

Шов «Крестиком»

4

4

Май

Шов «Крестиком»

4

4

6

24

30

занятие

 Выставка работ – готовых вышивок, выполненных родителями детей, сотрудниками детского сада. Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий.

занятие 

Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ воспитателя об иголке отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.

3 занятие  

Работа со шнуровкой. Упражнять в умении вдевать шнурки в дырочки. Развивать мелкую моторику, усидчивость.

4 занятие

 Выявить знания и умения детей (вдевания нитки в иголку, завязывание узелка.

5 занятие

 «Знакомство с тканью». Познакомить детей с образцами тканей. Учить определять ткань на ощупь, видеть структуру тканей. Воспитывать художественный, эстетический вкус.

 6 занятие

«Волшебная иголочка». Познакомить детей с нитками, с приёмами работы с иголками, учить правильно, обращаться с иголкой, вдевать нитку, завязывать узелок.

занятие

 «Разные дорожки». Вышивка прямой дорожки. Учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками.

 занятие

  «Разные дорожки». Вышивка извилистой дорожки. Учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Познакомить с вышивкой по кругу.

9-11 занятие

 «Разноцветные кружочки». Вышивка по кругу. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками, учить вышивке по кругу. Учить завязывать узелок, набивая получившийся шарик синтепоном, оформить лицо.

12-13 занятие

  «Цветные полоски». Учить детей соединять разные полоски, швом «петельный». Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.

14 занятие

  «Пришивание пуговиц с двумя отверстиями». Учить пришивать пуговицу параллельным способом, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, закреплять нить в конце шва.

15-16 занятие

 «Дорожки». Учить детей вышивать швом «тамбурный».

Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.

17-18 занятие

 «Волшебная радуга». Учить детей вышивать швом «тамбурный». Учить подбирать нить по цвету. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.

19-20 занятие 

  «Подарок маме». Учить располагать изображения на листе. Продолжать учить вышивать швом «тамбурный». Воспитывать любовь и уважение к маме.

21-23 занятие

«Разные дорожки». Вышивка прямой дорожки. Учить вышивать швом «гобеленовый (полукрестик)», «крестиком» двумя нитками.

24 -25 занятие

 Вышивка вазочки по силуэту.  Продолжать учить вышивать крестиком

26 занятие

Вышивку вазочки дополнить цветочком по силуэту.  Продолжать учить вышивать крестиком

27-29 занятие

  Вышивание по замыслу. Продолжить учить выполнять шов «крестиком», шов «тамбурный». Вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивая мелкую моторику рук.

30 занятие 

«Наша выставка» – выставка детских работ.

Показать результаты работ, чему научились, как владеют иглой, умеют подбирать нить по цвету, порадовать родителей своими успехами.

Список литературы:

1. Торгашова В.Н. Рисуем нитью. 2005.

2. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001. - №20.- с.44-74.

3. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дошкольного образования детей // Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. № 28 - 02-484/16.

4. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб: Детство-Пресс, 2003. -160с.

5. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги. - Москва: З.А.О. издательство Эксмо, 1997. - 96с.

6. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо всюду. - Ярославль: Академия развития, 1998. -287с.

7. И. В. Новикова, И. В. Новикова. Обучение вышивке в детском саду Академия Развития, Харвест, Харвест, Академия Развития, 2010 г.

8. Иванова А.А. Вышивка ажуром, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа кружка "Волшебная иголочка"

План-программа работы кружка "Волшебная иголочка" работа с детьми 5-7 лет разработана на 1 год....

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Волшебная иголочка» (техника изонить)

Автор: Загреба Ираида ВикторовнаДолжность: воспитатель, первая квалификационная категорияУчреждение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Арх...

Программа кружка " Волшебная иголочка"

Программа расчитана для детей д/сада, старшая и подготовительная группа -2года....

Календарно-тематическое планирование кружка "Королева-игла"

Тематическое планирование кружка "Королева-игла"...

Программа кружка" Королева иголочка"

Занятия в кружке рукоделия позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного твор...

Конспект НОД Кружка Королева Кисточка Букет сирени в нетрадиционной технике-рисование мятой бумагой.

Конспект НОД Кружка Королева Кисточка Букет сирени в нетрадиционной технике-рисование мятой бумагой. Конспект может быть интересен воспитателям и преподавателям дополнительного образования.Он содержит...