Проект "Мини - Ларчик".
проект (средняя группа)

Рытова Марина Сергеевна

Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности с развивающими играми В.Воскобовича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mini_-_larchik.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Родничок»

Творческий проект в средней группе

«Мини - Ларчик».

   Выполнила воспитатель:

Рытова Марина Сергеевна                     

с.Первомайское 2020г.

    Пояснительная записка

В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.

В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:

  • интеллектуальное развитие;
  • создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.

Обучение дошкольников будет осуществляться в соответствии с программой «От рождения до школы», с привлечением дополнительного игрового обучающего пособия «Ларчик» и других развивающих игр В.В. Воскобовича. Этот материал позволяет условия для развития у детей активности, самостоятельности, творческого мышления, креативности, высокого интеллекта.

В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры В.В.Воскобовича и игры - головоломки, направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.

Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности с развивающими играми В.Воскобовича.

Задачи:

  • Обучение пониманию и решению логических задач.
  • Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
  • Формирование таких умений, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.
  • Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
  • Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать умозаключения на их основе.
  • Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
  • Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.

Актуальность

Профессиональное педагогическое сообщество предъявляет к выпускнику детского сада достаточно высокие требования. Следовательно, успешность ребенка в будущей школьной жизни во многом будет зависеть от того, насколько развитие, воспитание и образование воспитанников в детском саду будет эффективным.

В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельно ребёнком. Данный подход эффективно отражён в использовании педагогической технологии развивающих игр В. В. Воскобовича.

Данная педагогическая технология не является инновационной для практиков дошкольного образования, так как педагоги уже не первый год используют предложенные в ней развивающие игры в своей работе. Однако сегодня, в аспекте компетентностно-ориентированного образования, возникла необходимость говорить об использовании развивающих игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада, как о специальном построении деятельности педагога, когда все действия представлены в определенной последовательности и целостности, когда предполагается достижение определенного результата, ориентированного на развитие способностей и умений детей.

Степень новизны данной работы заключается в следующем: обучение детей проходит в интересной игровой форме, используя авторский приём, что позволяет значительно повысить интерес, мотивацию и снизить утомляемость детей на занятии. Незаметно для себя дети узнают и запоминают цифры и буквы. Осваивают цвет, форму, величину; тренируют мелкую моторику рук. Совершенствуется восприятие, речь, мышление, внимание, память, воображение. В процессе игр дети учатся действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности.

Тип проекта: долгосрочный, групповой.

Срок реализации: 2020-2021учебный год

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители   группы.

Возраст детей: 4-5 лет.

Этапы проекта:

Первый этап – организационный:

· подбор программно-методического материала по деятельности;

· создание предметно-развивающей среды;

· изучение особенностей детей дошкольного возраста.

Второй этап – формирующий:

· постановка цели и задач;

· составление перспективного плана работы с использованием программного и развивающего игрового материала; практическая деятельность по данному направлению.

Третий этап – заключительный:

· диагностика уровня познавательно-речевого развития;

· подведение итогов работы.

    Внедрение технологии проходит поэтапно. На первом этапе дети знакомятся с персонажами сказок и образной терминологией, подбираются игровые задания в зависимости от возможностей и интересов каждого ребёнка. Дети осваивают следующие игры: «Двухцветный квадрат Воскобовича», «Черепашки», «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Игровизор», «Ларчик», «Пять математических корзинок», «Шнур-затейник», «Лепестки», «Фонарики».

    На втором этапе планируется помочь детям освоить основные игровые приёмы, приобрести навыки конструирования, и побудить детей к выполнению заданий, требующих интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания. В самостоятельной деятельности у детей усовершенствовать игровые навыки.

   На третьем этапе планируется обучать детей действовать согласованно, соблюдать очерёдность действий, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству.

Особенности и возможности универсальных средств развивающей технологии В.В.Воскобовича игровой комплекс «Коврограф Ларчик» способствуют:

- эффективному развитию психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления, речи). Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности;

- творческому развитию детей. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личностного развития;

-  развитию речи. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематического слуха;

Универсальное игровое средство «Коврограф Ларчик» обладают рядом особенностей:

1. Многофункциональность – решение множество образовательных задач.

2. Широкий возрастной диапазон участников игры – от самых маленьких до младших школьников.

3. Образность и мотивация – «Коврограф Ларчик» сопровождают неповторимые образы – персонажи, с которыми ребёнок «проживает» всю игровую ситуацию: Слон Лип – Лип, Слоник Ляп – Ляп и др. Они являются прекрасными психологическими мотиваторами к выполнению игровых и учебных действий.

4. Образность и универсальность – игровые задания сопровождаются добрыми сказочными образами, что помогает детям постигать математику, логику, ориентироваться в пространстве, начала знакомства со звуками, буквами.

5. Сказочность – все игровые ситуации сопровождают сказочный сюжет, путешествия, преодоление трудностей, решение сложных ситуаций, нахождением верного решения.

6. Вариативность – наличие в каждом игровом задании множества вариаций проигрывания ситуаций, возможностью придумывания всё новых и новых способов их разрешения.

7. Незавершённость игровых действий – использование разнообразных игровых заданий, задач, требующих всё новых неоднозначных решений.

8. Возможность разнообразного использования – как в группах образовательных учреждений, детских центров, так и в индивидуальной работе с детьми, а также в домашних условиях.

Перспективное планирование проекта

Месяц

Игра

Цель

Октябрь

Рассказывание сказок о жителях мини ларчика

Вызвать интерес к новым играм и игровым персонажам

 

«Чей домик?»

Формировать представление о сенсорных эталонах цвета, формы и величины.

 

«Сказочные лабиринты игры»

Формирование у детей сенсорных представлений «цвет», «величина». Учить соотносить предметы по цвету и величине.

 

«Помоги малышу Гео сложить фигуру»

Упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур.

Ноябрь

«Кто-кто в теремочке живет»

Закрепить счет, познакомить детей с гласными буквами, пропевая песенки артистов акробатов; совершенствовать память, развивать словарный запас.

 

«Горе Федоры»

Закрепить знакомство с цифрой два, учить сравнивать группы, содержащие один и два, два и два предмета, устанавливать равенство и неравенство, называть число предметов обозначать цифрой два. Упражнять ориентироваться в пространстве относительно себя.

 

«Какой длинны Фифа»

формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины обучение способам измерения предметов, с помощью условной мерки, выполнять сложные глазомерные действия

 

«Разноцветные лучи»

обучение способам измерения предметов, с помощью условной мерки, выполнять сложные глазомерные действия

Декабрь

«В гости к веселым гномам»

Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия; развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения.

 

«Волшебные круги»

Формирование представлений у детей о цвете, форме и размере предметов

 

«Подбери по форме»

Закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение сопоставлять предметы с геометрическими фигурами, развивать внимание, мышление, речь, развивать

мелкую моторику пальцев руки.

 

«Праздник воздушных шариков»

Развитие сенсорных представлений (цвет, размер), элементарных математических представлений.

Январь

«Бусы»

Обучения детей построению логической последовательности путем чередования двух и более элементов. Это могут быть и геометрические фигуры, и предметы (яблоко-грибок), и цветные кружки (красный-желтый).

 

«Разноцветные шары»

Обучения детей построению логической последовательности путем чередования двух и более элементов. Это могут быть и геометрические фигуры, и предметы (яблоко-грибок), и цветные кружки (красный-желтый).

Февраль

«Помоги Дольки угостить гномов»

Развитие логического мышления; развитие внимания, памяти, воображения, мелкой моторики.

 

«Башмачки Фифы»

Развивать внимание, мыслительные операции; познавательную деятельность

Февраль

«Разноцветные лучи»

Обучение способом измерения предметов, с помощью условной мерки, выполнять сложные глазомерные действия. Развитие пространственного воображения. Развивать внимание, мыслительные операции; познавательную деятельность;

 

«Кто набрал грибов больше всех?»

Формирование счета, освоение состава числа в пределах 5; знакомить с понятиями: полное и неполное множество, пустое множество; развитие мелкой моторики рук.

 

«Как Цифрята поделили грибы?»

Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки. Формирование счета, освоение состава числа в пределах 5; знакомить с понятиями: полное и неполное множество, пустое множество; развитие мелкой моторики рук.

 

«Буквоцирк»

Знакомство с гласными буквами; развитие внимания, произвольной

памяти.

Март

««Подарок для Крутика По»

закрепить знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); закрепить навык счѐта в пределах 5; развивать умение использовать цифры; формировать умение выкладывать изображение по схеме (способ наложения)

 

«Разноцветные цифры»

познакомить с понятием координаты клеток; формировать умение ориентироваться на плоскости; различать количественный и порядковый счет; развивать внимание, мышление.

 

«Готовимся к празднику»

закрепить все цвета радуги; учить выполнению чередования цветов по образцу; развивать внимание, логическое мышление; развитие мелкой моторики

 

«Собери цветы»

 формировать умение работать по схеме; закреплять знания о геометрических фигурах; закрепить умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой

Апрель

«Помоги животным найти свой дом»

расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, (медведь, лиса, белка, заяц, олень) и месте их проживания; закрепить признаки осени; познакомить с приёмами сравнения предметов по длине; формировать умение определять величину предметов на глаз. формировать умение располагать предметы до 5 в возрастающем порядке. - закреплять знание цифр и счёт в пределах «5»; закрепить знания детей ориентироваться относительно себя (право, лево).

 

«Выступление цифрят в цифроцирке»

Закрепить умение уравнивать разные группы предметов; закреплять порядковый и количественный счет в пределах 5; сформировать умение соотносить цифры с количеством предметов;

 

«Разложи фигуры»

закреплять знания детей о сенсорных эталонах (форма, цвет, величина); формировать умение классифицировать по заданному признаку

 

«Собери яблоки»

формировать представления детей о величине предметов (большой-маленький, высокий – низкий); развивать умение сравнивать предметы по величине; закреплять умения уравнивать группы предметов разными способами

Май

«Помоги гномикам найти свой домик»

Закреплять знания детей о цветах радуги. формировать умение классифицировать предметы по цвету

 

«Путешествие по играм Воскобовича»

Закреплять знания об играх, умение правильно пользоваться ими

Анализ результативности проекта:

Дети проявляют познавательную активность, творческую инициативу, стараются преодолевать трудности в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности.

Список использованной литературы

  1. Т.Г. Харько «Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса», ДЕТСТВО-ПРЕСС, С-Петербург, 2013.
  2. Воскобович В.В. Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты», С- Петербург, 2007.
  3. Т.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж: 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного образования «Коврограф ЛАРЧИК» Пособие В.В. Воскобовича.

Мастер- класс.Игровая технологияинтеллектуально-творческого развития детей дошкольного образования«Коврограф ЛАРЧИК» Пособие В.В. Воскобовича....

Дидактическая игра "Ларчик - словарчик"

Игра на обогащение и активизацию словаря дошкольников....

Картотека игр к коврографу "Ларчик " В.В.Воскобовича

Картотека игр к коврографу "Ларчик " В.В.Воскобовича...

Презентация опыта работы с коврографом "Ларчик"

В презентации продемонстрированы методы и приемы работы  с коврографом "Ларчик"  в ДОУ....

"Коврограф Ларчик" В.В.Воскобовича.

Призентация "Коврограф Ларчик"...

«Коврограф Ларчик» и «Мини Ларчик» в образовательной деятельности с детьми»

Использовании развивающих игр В.В.Воскобовича по художественно - эстетическому направлению...

«Развивающие ресурсы игрового пособия «Ларчик» и «Мини-ларчик» В. В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с методическим пособием В. В. Воскобовича игровым комплексом «Коврограф Ларчик и игровым комплектом «МиниЛарчик».Коврограф –фо...