“Методика работы с тренажерами В. Ковалева”
методическая разработка

Маненкова Татьяна Николаевна

Массаж активных точек лица. Первой физкультминуткой в системе методики В.А. Ковалева является “запуск” глаз в работу. Это массаж активных точек лица на первой минуте занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл massazh_aktivnyh_tochek_litsa.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №21 “Золотой ключик”.

“Методика работы с тренажерами В. Ковалева”

Подготовили:  воспитатели

                                  Маненкова Т.Н.

                                  Беленкова С.Н.

г. Канск 2016 г.


Массаж активных точек лица. Первой физкультминуткой в системе методики В.А. Ковалева является “запуск” глаз в работу. Это массаж активных точек лица на первой минуте занятия. Дети по команде педагога выполняют следующие упражнения:

  1. Массаж точек на висках на линии от уголка глаза снаружи до козелка на ушной раковине. Особой точности при наложении больших пальцев на височную область не требуется, движения пальцами могут быть кругообразными или рисующими букву “с”. Время – 15 сек. Затем выполняется потирание переносицы достаточно близко к уголкам глаз, потом под глазами на линии крыльев носа и надбровными дугами снизу ближе к переносице.  Весь комплекс упражнений активизирует кровообращение и способствует активизации сетчатки глаза.
  2. Основная задача второй физкультминутки заключается в продлении периода высокой зрительной работоспособности на втором занятии. Для этого дети на 10-15 минуте занятия по команде воспитателя “рисуют” взглядом прямоугольники по периметру рисунка тренажера “Видеоазимут” на листе бумаги формата А3. Упражнения сменяются “рисованием” диагоналей прямоугольника по вертикали. Движение глазами осуществляется при относительно неподвижном лице и способствуют резкому улучшению кровоснабжения  участков оболочки глаз.  Именно эти упражнения  превращают близорукий глаз в нормальный.

Этот тренажер выполняется в виде рисунка прямоугольника на ватмане, щите из фанеры или чертежном листе. Приемлемыми являются размеры от 30x42 см до 140x330 см.  Первый внешний прямоугольник нарисован красным цветом, рисунок образован из красных стрелок, имеющие направление по часовой стрелке. Внутри красного нарисован зеленый прямоугольник. Стрелки показывают направления движения и другую сторону. Диагонали желтого и голубого цветов, а вертикаль и горизонталь – фиолетовые. По углам тренажера целесообразно расположить рисунки фигур героев мультфильмов, либо спортивную символику. Это опорные точки для фиксации взора.

Схема упражнений для  тренажера.

  1. Обежать только взором, без использования движений головой красный прямоугольник. Норма для дошкольников – 4 движения полного цикла.
  2. Обежать взором зеленый прямоугольник.
  3. Чередуя, обежать взором диагональ из угла в угол.
  4. Вертикаль и горизонталь выполнить в той же последовательности.

Скорость движения определяется самостоятельно. Необходимо держать темп выше среднего. Расстояние от тренажера до глаз равно его ширине. Старайтесь избежать движений головой. При обучении малышей тренировочным движениям глаз используйте указку, но только на первом этапе. Если на тренажере изображены картинки (опорные точки), при необходимости можно их называть, для облегчения усваивания детьми программы движений глазами.

Тренажер “Дорожка”.

Тренажер представляет из себя – лист белого картона размером 18x4 см. с изображенной на нем дорогой (при просмотре сверху). Дорога с двухсторонним движением, постепенно сужается к линии горизонта. На дороге автомобили, вокруг деревья и дома. Если расположить перед собой на столе дорогу так, чтобы она уходила от Вас, то возникает возможность провести взглядом по дороге от себя и к себе. Для детей от 4 до 7 лет упражнение необходимо повторить 20 раз.

Мы можем тренировать конвергенцию (следящие движения глаз в горизонтальной плоскости) и аккомодацию (движения глаз от себя и к себе) таким упражнением, как “Флажок”.

Тренажер представляет собой флажок на длинной ручке длинной 80-90 см., ткани полотнища имеют ярко-красный, альтернативные варианты раскраски – зеленый, желтый, голубой и фиолетовый. Пять флажков разного цвета, по одному на каждый день. Задача педагога – стоя лицом к воспитанникам, двигать полотнище флажка по прямым линиям перед собой, “рисуя” в пространстве фигуру прямоугольника со сторонами не менее 1x2 м. Дети должны следить за флажком только глазами, не двигая головой. Для детского сада (для всех групп) “рисуем” 4-6 раз один прямоугольник, затем рисуем его в другую сторону такое же количество раз. Далее необходимо обозначить диагональ (4-5 раз). Вертикаль и горизонталь труда не представляют, повторять 4-5 движений вверх-вниз, после чего вправо-влево.

В понедельник используется красный цвет флажка, так как дети еще утомлены после отдыха.

Во вторник подойдут желтый и зеленый цвета, как и в среду.

Затем голубой и фиолетовый.

Варианты упражнений:

Воспитатель, стоя перед группой детей, сидящих или стоящих у столов для занятий, выполняет движения флажком в воздухе по определенным направлениям.

Рекомендуется широкая амплитуда движений в среднем темпе, остановки флажка в опорных угловых точках обозначаемой фигуры.

Упражнение “Ромашка”  заключается в том, что педагог “рисует” в воздухе круг из 30-40 движений по диагонали, через воображаемый центр окружности. Дети сопровождают взором каждое движение флажка.

Упражнение “Восьмерка” выполняется крайне медленно, рисуется горизонтальная восьмерка. Данное упражнение выполняется по кругу. Упражнения подобного типа рекомендуют Э.С. Аветисов и В.Ф. Базарный, известные советские специалисты, занимающиеся развитием зрения детей и взрослых. В данном упражнении мышцам глаз приходится выполнять работу ступенчатого типа, движения флажка должны быть медленными. Выполнить 5-6 восьмерок.

Упражнение “Ромбик”. Медленно нарисовать в воздухе ромб, стоящий острым углом вниз по вертикали. Повторить 10-15 раз.

Упражнение “Пила”. Двигаясь перед столами, за которыми работают дети, рисовать над головами детей рисунок пилы, тщательно прорабатывая углы внизу и вверху. Делать в течении 1 минуты.

Упражнение “Змейка”. Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но без обозначения углов, они плавно округляются. Делать медленно в течении 1 минуты.

Упражнение “Оса”. Педагог ходит по группе с тренажером, детям разрешаются движения головой при сопровождении флажка взором. Дети следят только глазами за тренажером тогда, когда педагог находится перед ними, не заходя за их спины. Как только это происходит, дети начинают следить глазами и поворачивают голову вправо и влево.

Тренажер “Солнышко”.

Это самый простой из тренажеров предлагаемых В. Ковалевым. Для его изготовления требуется материал темного цвета, из которого шьются две рукавички. Из желтого, красного или оранжевого материала вырезаются два кружка размером 4-5 см. Они нашиваются в центр ладонной поверхности рукавичек, снаружи. Тренажер применяется даже для детей ясельного возраста. Воспитатель, надев рукавички разводит руки в стороны, смотря на детей из центра перед ними. Детям старшего возраста воспитатель объясняет, что им нужно делать.

Затем начинает поочередно сжимать одну и вторую ладони. Дети видят только одно солнышко на ладонях. Таким образом, они переводят взгляд, держа голову неподвижно. Воспитатель контролирует процесс выполнения задания, глядя в глаза детям.

С малышами все несколько сложнее – приходится добиваться выполнения задания без предварительного объяснения задачи. Придется постараться подвигать одной ладошкой для привлечения внимания детей.

Схема тренажера: сначала держим руки в стороны и каждые 10-15 секунд поочередно сжимаем и разжимаем ладони. Далее ставим руки в положении в сторону – одна рука вверх, а другая вниз. Рука должна показывать диагональ прямоугольника. В течении 10-15 секунд выполняем движения, затем меняем положение рук и снова проводим упражнение. Таким образом, мы заставим сокращаться и расслабляться все глазные мышцы ребенка.  Раскрытая ладонь сжимается и отодвигается на 40-50 см в нашу сторону, после чего снова раскрывается. Ребенок видит объект, постоянно перемещающийся от него и к нему.

Вместо солнышка, можно нашить очень ярких и красивых бабочек. При сжатии и разжимании ладошек получится красочный эффект летящих бабочек, которые действительно работают крылышками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа на тренажерах с детьми, имеющими избыточную массу тела

С повсеместным распространением компьютеров и появлением интернета дошкольники редко занимаются спортом и играют в подвижные игры.Это вызывает у них утомление определенных мышечных групп, приводит к п...

Методическое пособие "Работа с тренажерами как средство развития двигательных качеств и потребностей в ежедневной двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста"

Методические материалы по работе с детскими спортивными тренажерами подготовлены в рамках реализации гранта «Развитие двигательных качеств, потребностей в ежедневной двигательной активности, осознанно...

Дистанционное обучение работе на тренажере "Балансир"родителей детей с ОВЗ.

В статье рассказывается об обучении родителей детей с ОВЗ  работе на тренажере "Балансир" в домашних условиях....

Технология по методике Монтессори (упражнения практической жизни, методика работы с основными сенсорными материалами, материалами по обучению письму и чтению, математике)

Материал для педагогов и воспитателей ДОУ, работающих по методике Монтессори (методика работы с сенсорными, математическими материалами, упражнения практической жизни, методика работы с мате...

Конспект игрового занятия с использованием работы на тренажерах.

Конспект игрового занятия с использованием работы на тренажерах.Образовательная область: «Физическое развитие».Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст.Цель: Развитие у ...