План самообразования на 2016-2020гг.
материал (младшая группа)

Аглямова Наталья Сергеевна

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobr.2016-2020.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

                                                                                                           Согласовано                                                                

                                                                                            Старший воспитатель                                              

                                                                                           _____ Л.Н. Тузова                                  

                                                                                            «__» ___________2016 г.                                    

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Аглямовой Натальи Сергеевны

воспитателя группы раннего возраста

Тема: «Формирование сенсорного опыта детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

п. Красный Ключ, 2016г.

Тема: «Формирование сенсорного опыта детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

Дата начала работы над темой: 2016г.

Предполагаемая дата окончания работы: 2020г.

Актуальность:  Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем дошкольном детстве трудно переоценить.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

       Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.  Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.

        Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.                                       

Цель: систематизация знаний по методике сенсорного развития детей раннего возраста,   изучение новых программ и педагогических технологий; повышение педагогического уровня, профессионального мастерства;

Задачи:

  1. расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
  2. обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение  новых игр при участии родителей);
  3. педагогическое просвещение родителей по теме «Сенсорное развитие детей раннего  возраста»;

Ожидаемые результаты:

  • Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 1-2 лет средствами игровой деятельности  в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
  • Сформированные представления у детей раннего возраста о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них;
  • Сотрудничество ДОО и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 1 – 2 лет;

Содержание работы, мероприятия

Срок выполнения

Название темы

Методическая работа

1.

Составить  перспективный  и  календарный  план

работы с детьми на занятиях

2016-2020 г.

Сентябрь

2.

Составить  поурочные  планы  занятий

2016-2020 г.

Сентябрь

3.

Проработать методическую литературу:

2016-2018 г.

Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

Психофизиологические и

социально-психологические

факторы, влияющие на развитие сенсорных способностей детей»;

Н.Ефремова //Дошкольное воспитание.-2012-№12.

Учимся различать цвета и запоминать их названия.

Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

2016г.

Развивающие игры с малышами до трёх лет: Пособие для родителей и педагогов. Сост.Т.В.Галанова .-; Ярославль: Академия развития

2017г.

Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка » — М. «Просвещение». 1988;

2017г.

Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [ТЕКСТ]: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. 1988 – 144с.

2017-2018г.

Интернет-ресурсы:

http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac54.htm

2016-2019гг.

4.

Создание предметно-развивающей среды окружающей детей раннего возраста.групп

2016-2018 г.

5.

Подготовка анкет к анкетированию родителей (проработанные данные по теме анкетирования)

Декабрь 2016г.

6.

  1. Подготовка различных пособий, игр для игровой деятельности с детьми раннего возраста.

ежегодно

7.

  1. Участие на городских и региональных семинарах для воспитателей групп раннего возраста. Распространение педагогического опыта, а также использование новых знаний в своей профессиональной деятельности.

ежегодно

Работа с детьми

1.

Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепки, элементарному конструированию.    

ежегодно

2.

Дидактические игры:

  1. «Чудесный мешочек»
  2. «Определи на ощупь»
  3. «Платочек для куклы Кати»
  4. «Найди пару»

2016-2020гг.

3.

Сенсорное развитие в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми

2016-2020гг.

4.

Открытые занятия по данной теме.

По плану ГМО

5.

Провести диагностику сенсорного развития детей.

ежегодно

Работа с педагогами и специалистами

1.

Изучение опыта педагогов ДОУ

2016-2019гг.

2.

Проводить консультации по сенсорному развитию детей

2017-2020год

1 раз в квартал

3.

Презентация проекта «Путешествие в мир сенсорики»

2019год

4.

Показ ООД с детьми раннего возраста по теме самообразования на итоговых и отчетных занятиях

2017-2020год

1 раз в квартал

5.

Презентация дидактических пособий по сенсорике

2018-2020гг (1 раз в год)

6.

Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения, педсоветах

2016-2020год

Работа с родителями

1.

Анкетирование родителей

2016год

2.

Проводить дни открытых дверей

2016-2020год

2 раза в год

3.

Привлекать родителей к оказанию посильной помощи в изготовлении игр, пособий по сенсорике, атрибутов и костюмов к праздникам

2016-2020год

4.

Давать необходимую консультацию по мере выявления проблем в развитии детей

2016-2019год

по мере надобности

5.

Своевременно оформлять информационный стенд и групповые папки для родителей советами, консультациями

2016-2020год

ежеквартально

6.

Мастер-класс «Игры формирующие сенсорный опыт детей»

2018год

7.

Выступления на родительских собраниях по теме сенсорное развитие детей

2016-2020год

1 раз в год (итоговое)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности учителя-логопеда на 2016-2020гг.

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности учителя-логопеда на 2016-2020гг....

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя МАДОУ "Детский сад №380" на 2016-2020гг.

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя МАДОУ "Детский сад №380" на 2016-2020гг....

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя МАДОУ "Детский сад №380" на 2016-2020гг.

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя МАДОУ "Детский сад №380" на 2016-2020гг....

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности музыкального-руководителя на 2016-2020гг.

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности музыкального-руководителя на 2016-2020гг....

План по самообразованию на 2016 -2020гг

План  по  самообразованию   на  2016 -2020гг  по  теме: " Проектная   деятельность  в  музыкально - эстетическом  воспитании  дошкольников" ...