Современные методики развития детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Сопронюк Мария Александровна

    Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста.  Поэтому педагогам необходимо знать методики развития детей раннего возраста. Рассмотрим основные методики : Марии Монтессори, Гленна Домана, Сесиль Лупан, Тюленева, Железновых, Вальдорфская школа, Масару Ибука, Зайцева и др. Определим достоинства и недостатки каждой методики.

    Представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие. Идеальной развивающей методики, учитывающей все стороны детской личности, попросту не существует. Важно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы.

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodiki_razvitiya_detey.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

      Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста. В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» статья 67 « Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев».  Поэтому педагогам необходимо знать методики развития детей раннего возраста.

    Рассмотрим основные  методики развития детей раннего возраста.

 

    Методика Марии Монтессори

    В классическом варианте методика предполагает начало занятий в 3 года, но на сегодняшний день, в детских садах, где преподают по системе Монтессори, создаются Монтессори-группы для детей и младше 3 лет. Монтессори-группы всегда разновозрастные: в одних классах находятся малыши от 1 до 6 лет, в других – дети с 7 до 12 лет. Подобное деление обладает определёнными преимуществами, поскольку старшие дети заботятся о малышах, а те, в свою очередь, учатся у более взрослых товарищей. Главный принцип этой  образовательной системы состоит в том, чтобы помогать ребёнку проявлять навыки самостоятельности при обучении в специально созданных для этого условиях. Обучающая программа берёт за основу индивидуальный подход к личности ребёнка с момента его рождения. Это необходимо для раскрытия имеющихся у каждого малыша задатков и интеллектуального потенциала. Методика включает 3 основные части: ребёнок, педагог и организованная среда. Центральную область занимает малыш, вокруг которого создаётся особая среда, предполагающая самостоятельное изучение. Педагог лишь помогает детям, не вмешиваясь особо в естественный ход развития. Основное положение программы – наблюдение за ребёнком и отказ от вмешательства в его дела, за исключением тех ситуаций, когда малыш сам попросит о поддержке или помощи. Согласно авторскому замыслу, помещение для занятий необходимо зонировать на такие зоны, как: сенсорная; математическая; речевая; практической жизни; космическая. Выделенную территорию заполняют различными дидактическими материалами, которые соответствуют возрасту ребёнка: книги, сортеры, пирамидки, ёмкости, щётки  и пр.

Достоинства: стимулирование психических процессов при помощи особых дидактических материалов с учётом сенситивных периодов детского развития; огромный выбор пособий и развивающих материалов; совершенствование навыков самообслуживания; формирование самодисциплины; развивает левое полушарие мозга, отвечающие за логику, моторику и аналитические способности.

 Недостатки: многие занятия всё равно требуют участия педагога или родителя, поскольку им необходимо будет объяснить ребёнку правила взаимодействия с конкретным пособием; очень дорогие Монтессори-материалы; большинство упражнений направлено на интеллект, сенсорику, логическое мышление: творческая, эмоциональная и игровая сферы развиваются в меньшей степени; традиционная методика отказывается от сюжетно-ролевых игр, чтения сказок, считая эти обучающие приёмы несущественными.

   Вальдорфская школа

   Эта программа выдвигает следующий постулат – максимальное развитие возможностей каждого ребёнка и его уверенности в собственных силах. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. До поступления в школу детям дают игрушки, изготовленные из натуральных материалов (соломы, шишек и пр.). Ещё один акцент педагоги Вальдорфской школы делают на комфортности образовательного процесса. На уроках не ставятся оценки, отсутствуют соревновательные «нотки», классы комплектуются малым количеством учеников – не более 20 детей. Приоритетом в программе является художественная и театральная деятельность, совершенствование воображения. С этой же целью методика запрещает детям пользоваться такими современными гаджетами, как мобильный телефон, компьютер и телевизор. Обучающие принципы строятся с учётом возрастного фактора: ребёнок младше 7 лет учится через подражание взрослым; дети в возрасте 7 — 14 лет подключают к процессу усвоения знаний эмоциональную составляющую; с 14-летнего возраста подключается логика и интеллект. 

Достоинства: основное внимание уделяется воображению и творчеству; комфортность образовательного процесса; развитие независимой личности.

 Недостатки: слишком позднее развитие интеллектуальных функций; отсутствие подготовительных занятий к школьному обучению; малыш растет в изолированной среде и дальнейшее обучение в обычной школе может стать для него настоящим стрессом.

    Методика Гленна Домана

    Американский учёный Доман, изучая особенности психики и обучения детей с поражением головного мозга, установил следующую закономерность – развивающие занятия эффективны исключительно в период наибольшей активности коры больших полушарий, то есть в возрасте до 7 лет. Основная задача родителей – максимально реализовать огромнейший потенциал новорождённого ребёнка. Методика Гленна Домана состоит из четырёх главных составляющих: физическое развитие; счёт; чтение; энциклопедические знания. Американский доктор был убеждён, что нервная система ребенка до года настолько уникальна и совершенна, что даже в таком возрасте малыш способен заучивать и проводить систематизацию различные факты и информацию.  «Карточки Домана» это дидактический материал представляет собой картонные карты определённого размера, на которых имеются слова, точки, математические действия, фотографии растений, птиц, зверей, известных людей и т.д. Для лучшей систематизации и удобства эксплуатации карточки нужно разделить на группы. Гленн Доман разработал систему гимнастических упражнений по стимуляции двигательной активности. С рождения малыша не пеленают, выкладывают на живот, не дают затухать его врожденным рефлексам (хватание, ползание), а, наоборот, при помощи определенных упражнений и приспособлений («треки Домана») их поддерживают и развивают. В результате дети рано начинают ползать, ходить, бегать, выполнять сложные акробатические трюки.

 Достоинства: интенсификация детского развития; активное вовлечение родителей в занятия с детьми; расширение детских возможностей за счёт предоставления ребёнку большого информативного потока; развитие детского внимания.

 Недостатки:  огромное количество дидактического материала; мало внимания уделяется мелкой моторике, сенсорному развитию и предметной деятельности; карточки Домана не развивают у ребёнка логического мышления, способности к анализу и систематизации фактов; методика не уделяет должного внимания творчеству, игровой деятельности; возможна перегрузка детской нервной система из-за слишком большого объёма информации, в результате чего у ребёнка возникают тик, энурез и прочие проблемы.

    Методика Сесиль Лупан

     Разработать собственную методику бельгийскую актрису Сесиль Лупан заставила неудовлетворённость системой Гленна Домана, которая и была взята за основу. Разработанный метод скорее является комплексом занятий, которые учитывают детскую индивидуальность, интересы и склонности каждого ребёнка. Автор методики в своих книгах советует общаться с грудничком буквально с первых секунд его жизни. Лупан убеждена, что чем раньше ребёнок узнает что-то, тем скорее поймёт определённые закономерности и связи. Ребёнок в первые месяцы только привыкает к родительской речи, а затем, казалось бы, бессмысленные звуки начинают наполняться смыслом. Как только он начнёт выговаривать первые слова, следует переходить к чтению (обычно это годовалый возраст). Автор рекомендует каждое слово писать крупными буквами и размещать на объектах, которые они означают. Например, «стол» будет находиться возле стола, а «кровать» – возле кровати. Главная идея, предлагаемая Сесиль Лупан, состоит в следующем: ребёнку не нужно внимание-опека, ему необходимо внимание-интерес, который способен предоставить только любящий родитель Главная задача обучения детей до года — стимулировать пять чувств малыша, на втором году ребенок уже учится складывать слова в предложения с помощью специальных карточек, начинает учить иностранный язык, изучает географические карты и пытается запомнить сложные слова из энциклопедий..

Достоинства: возможность заниматься с 3-месячного возраста и до 7 лет; много внимания уделяется раннему физического развитию; методика подойдёт для домашних занятий; упражнения затрагивают интеллектуальную и эмоциональную сферу, сенсорику; очень тесное общение матери и ребёнка; стимуляция познавательного интереса малыша.

Недостатки: требует от родителя полной самоотдачи; множество дидактических материалов; своеобразное обучение грудничковому плаванию. Поскольку автор не является педагогом, нельзя сказать, что её подход полностью научен.

   Методика Зайцева

   Петербургский педагог Николай Зайцев несколько десятилетий назад разработал систему, которая включает комплект пособий по обучению ребёнка грамоте, математическим навыкам и английскому языку.  Можно начать с  1 года: ребенок быстрее заговорит и одновременно освоит азы чтения. Но на первых порах лучше с ним играть в простые игры: найди большой или маленький кубик, разложи по цветам или звукам. От 3 лет и старше дети начинают читать уже через несколько уроков. Занятия можете моделировать сами и смотрите по своему ребенку, если ему интересно, можете заниматься чаще, если не привлекает, отложите. Обычно детям нравится играться с кубиками порой не по назначению. Зайцевская программа основывается на ведущей деятельности ребёнка раннего и дошкольного возраста – игре. А это позволяет развивать и физическую, и эмоциональную сторону детской личности. Информация подаётся в системе, но одновременно в игровой форме, именно поэтому ребёнок с радостью включается в занятие. Раскованная обстановка – важное условие зайцевской системы обучения. Во время занятия детям разрешается шуметь, смеяться, хлопать в ладони и топать ножками, менять игровой материал, переходя от кубиков к табличкам или доске.  Именно в процессе такой игры дети не только получают знания, но и осуществляют самостоятельный выбор предпочитаемой деятельности.  В основе системы обучения Зайцва  — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Достоинства: широкий возрастной диапазон – от 1 года до 7 лет; можно заниматься в домашних условиях и в детском саду; ускоренный курс обучения чтению в игре; выработка навыков грамотного письма; развивается творческое мышление.

 Недостатки: при домашнем обучении родителю придётся самому сначала научиться данной методике; специалисты указывают, что ребёнок, обучившийся читать по зайцевской методике, «глотает» окончания, путается при делении слова на слоги, поскольку прежде он делил его на склады; наблюдается несоответствие в цветовом обозначении гласных и согласных звуков; не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму

   Методика Никитиных

     Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Никитины не рекомендовали ограничивать экспериментаторскую натуру ребёнка приспособлениями, поэтому негативно относились к любым коляскам и манежам, называя их тюрьмами. Система Никитиных включает закаливание и приёмы физического воспитания. Для этого в доме необходимо создать специальную среду, включающую спортивные снаряды и тренажёры. Эти приспособления не должны выделять, они настолько же естественны, как, например, мебель. Авторы убеждены, что ребёнок не должен быть «заорганизованным» или заброшенным. Мамам и папам нельзя относиться равнодушно к детскому развитию и времяпрепровождению, однако, участвуя в детских играх, не следует вставать в позицию надзирателя и контролёра. Основным принципом системы является вариант сенситивных периодов по Монтессори – угасание возможности ребёнка эффективно развиваться по мере взросления. Проще говоря, если не развивать вовремя определённые способности, то они не достигнут оптимального уровня. Задача – развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий. Три принципа методики, которые выделяли сами авторы:

  1. легкая одежда и спорт с рождения – закаливание, плавание, зарядка, спорт. снаряжение дома;
  2. свобода творчества: дети занимаются, чем хотят и когда хотят;
  3.     участие родителей в жизни детей – вместе тренируются, занимаются, подсказывают.

Достоинства: детская самостоятельность; хорошо развивается интеллект ребёнка; совершенствование логического мышления и воображения; игра как обучающий приём; особое внимание уделяется физическому развитию; изобретение специальных дидактических игрушек – например, кубиков Никитиных, уникуба.

 Недостатки: неусидчивость ребенка из-за того, что он сам выбирает себе занятия; закаливание считают достаточно экстремальным типом воспитания; недостаточное внимание, уделяемое творческому развитию ребенка, отсутствие должного внимания мелкой моторике.

 Методика Тюленева

    Программа «Метод интеллектуального развития ребёнка» была разработана П. В. Тюленевым – педагогом и социологом. Занимаясь по МИРРу, можно научить малыша грамоте, математике, развить музыкальные, спортивные способности. Автор системы убеждён, что ребёнка нужно развивать с первых дней жизни. Самое важное в этот момент – предоставить ему разнообразных тактильных раздражителей, чтобы кора больших полушарий смогла активно формироваться. Выбор занятий зависит от возраста ребёнка: в первые два месяца малышу показывают изображённые на бумажном листе треугольники, квадратики и прочие геометрические фигурки; от 2 до 4 месяцев детям демонстрируют рисунки зверей, растений, букв, цифр; в 4-месячном возрасте играют в «Игрушкобол», когда грудничок сбрасывает с кроватки кубики и прочие игровые аксессуары; с 5 месяцев возле малыша кладут музыкальные инструменты. Кроха, прикасаясь к ним, пробует извлекать звуки и развивать музыкальные задатки; с полугодовалого возраста осваивают буквы, разглядывая  магнитную азбуку. В 8 месяцев ребёнка просят принести букву, в 10 месяцев – показать букву, а потом – назвать букву или целое слово. C полуторагодовалого возраста с малышом играют в шашки и шахматы; с 2 лет малыш не просто складывает из букв слова, но пробует их печатать на компьютерной клавиатуре; с трёх лет дети пробуют вести дневник на  компьютере.

Достоинства: разностороннее развитие малыша; упражнения не потребуют от взрослых много времени; упражнения подойдут каждому ребёнку; хорошая подготовка к школьному обучению; раскрытие всех задатков малыша.

Недостатки: непросто найти пособия; сложно говорить об эффективности упражнений; слишком строгие ограничения от автора; не всегда учитываются возрастные особенности малыша; ограничение познавательной свободы ребёнка; превалирование интеллектуальной составляющей над всеми остальными.  

    Методика Гмошинской «Художники в памперсах»

     Мария Гмошинская – доктор медицинских наук разработала методику «Художники в памперсах», или методика грудничкового рисования. Согласно ей, уже с полугода стоит заниматься с малышом совместной творческой деятельностью. Малышам дают "съедобные" краски как только они начинают ползать. Для рисунков предоставляются листы, старые обои.  Ребенок "творит", что ему хочется выразить в данный момент. Малыши рисуют ладошками, пальчиками, мягкими фломастерами.  Рисовать можно  рельсы, лесенку, треугольники, круги, овалы, при этом называть, что появляется на бумаге, какой цвет используется. Вводятся названия основных фигур - круг, треугольник, квадрат. На "каракульный" цветовой фон можно наклеить фигурки животных, геометрические фигуры для аппликации.  Начинать лучше с акварели. Можно использовать как рисование по сухой бумаге, так и по мокрой. Учат смешивать различные цвета.                                             Основные принципы методики:

  1. С полугода до года дети рисуют пальчиками и ладошками, после года постепенно обучаются пользоваться кисточкой.
  2. Начинать стоит с оранжевых и желтых цветов. Красные и темные оттенки лучше отложить на потом.
  3. Первые занятия лучше проводить с утра, а длиться они должны не более 2-3 минут.
  4. В течение недели можно устраивать не более двух занятий живописью, в другие дни лучше заняться лепкой или рисованием восковыми мелками.
  5. Рисование должно быть в радость и ребенку, и взрослому.

Достоинства: применение пальчиковых манипуляций способствует развитию речи и психической устойчивости; развитие цветовосприятия и памяти;   развивает процесс познания у ребенка и обеспечивает ему интересное бодрствование. 

Недостатки: должен быть постоянный контроль за деятельностью ребенка (чтоб не грыз кисти, не ел краски и пр.); односторонность развития.

     Методика раннего музыкального развития Железных «Музыка с мамой»                                                                                                 Авторами методики раннего музыкального развития «Музыка с мамой» являются отец и дочь Железновы – Сергей и Екатерина. Оба они являются педагогами-музыкантами. Железновы выпустили большое количество аудио- и видеодисков с веселыми песенками и красивыми мелодиями, музыкой для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, изучения алфавита и пр. Малыши повторяют движения под музыку. Для грудничков это массаж и изучение частей тела, пальчиковая гимнастика, для малышей постарше – физическое развитие и самоконтроль. Движения снимают напряжение, развивают творчество и приносят положительные эмоции. Основные принципы методики:

  1. Учебный материал подается в игровой форме.
  2. Родители должны участвовать в процессе обучения.
  3. Жесты и движения делают музыку более понятной для детей, поэтому танец и подвижные игры являются основой музыкальных занятий с детьми старше года.
  4. Музыка должна быть классической или качественной танцевальной, и при этом обязательно          должна нравиться ребенку.

Достоинства: активное участие  ребенка в музыкальном процессе; формируется эмоциональная чуткость, развивается воображение.

Недостатки: только творческое развитие; некоторые стихи и песенки маленькие дети не могут запомнить и повторить, то есть, они достаточно сложны для их восприятия; поскольку к каждой песенке прилагается инструкция, в которой четко написано что и как ребенку нужно делать, у детей практически не остается возможности для импровизации.

Методика Масару Ибука

      Масару Ибука является одним из основателей и главным инженером корпорации Sony. Изучением методик раннего развития японец занялся из-за того, что его собственный сын отставал в развитии из-за тяжелого заболевания. На основе консультаций с известными педагогами и психологами Ибука разработал собственную авторскую методику раннего развития ребенка. Он написал книгу «После трех уже поздно».  Система японца говорит о том, что в реальности не бывает отсталых детей, так как развитие ребенка зависит только от обучения малыша в раннем детстве. По мнению Масару, основные знания, которые влияют на дальнейшее будущее и развитие ребенка, приобретаются им в возрасте до 4 лет, поэтому именно в данный период нужно уделять занятиям с малышом как можно больше внимания. По сути, ребенок — это чистый лист, на котором родитель может написать или нарисовать все что угодно. При этом грузить малыша информацией нужно с умом, по специальной системе. Бояться перегрузок совершенно не стоит, так как детский мозг на самом деле способен решать весьма сложные задачи. Согласно методике, детям буквально в несколько месяцев, следует давать краски, пластилин и карандаши, знакомить их с картинами великих художников и включать классическую музыку. Кроме того, знакомить ребенка с миром нужно не с помощью игрушек, а с помощью нормальных взрослых вещей. В идеале до 3 лет ребенок должен перепробовать в жизни практически все, что не опасно для его здоровья.                                                                                   Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка. 

Достоинства: малыш свободен в выборе своих занятий и исследований, это способствуют более раннему развитию по сравнению со сверстниками, раннее изучение иностранных языков, музыки и рисования дают впечатляющие результаты в будущем.

 Недостатки: система рассчитана на японский менталитет (послушание, склонность к созерцанию), который подходит не всем европейским детям; ребенку в данной системе позволено практически все. 

Методика Дарьи Денисовой «Школа семи гномов»

Учебные пособия «Школы семи гномов» состоят из 12 книг для детей в возрасте от 0 до 7 лет. С помощью них ребенок поэтапно осваивает информацию, в том числе учится делать различные поделки, клеить и вырезать, что способствует развитию мелкой моторики. Школа семи гномов, по сути, собрала в себе элементы многих популярных педагогических методик. Она базируется на шести китах: умственное, физическое, эмоциональное, эстетическое, личностное и социальное развитие. В специальных книгах, разделенных по возрастам, так или иначе затрагиваются все эти сферы развития ребенка. На одно занятие отводится одна страница. Длительность урока зависит от возраста ребенка и сложности материала. Дарья Денисова рекомендует отводить на занятия для начинающих около 10-20 минут. По завершению книги малышу предлагают выполнить задание на закрепление знаний. Почти во всех пособиях есть картонные вкладки с разными играми, а для детей от 3 лет автор придумала специальные наклейки для поощрения.                                       Достоинства: отличительная особенность методики заключается в отсутствии длительной подготовки к занятиям; по методике можно заниматься самостоятельно, она четко систематизирована, в каждой книге есть четкая инструкция для родителей.                          Недостатки: основным недостатком методики является отсутствие физической составляющей развития; предметы, изображенные на карточках, лишают детей возможности понять их реальные размеры и объемы, и они не развивают тактильных ощущений; не все книги одинаково хорошо сделаны, в некоторых встречаются не очень удачные задания и рисунки.    

  Методика Вячеслава Воскобовича

  Инженер-физик Вячеслав Воскобович создал первую в стране систему развития мышления, основанную на развивающих играх. Развивающие игры Воскобовича предназначены для детей от 2 до 10 лет, их особенностью является многофункциональность и универсальность. В ходе игры дети учатся читать и считать, логически мыслить, кроме того, развивается их воображение и фантазия.

Основные принципы методики:

  1. Занятия начинаются с простого манипулирования, а в дальнейшем усложняются за счет разнообразных заданий и упражнений методики.
  2. Многие игры сопровождаются методическими пособиями со специально разработанными сказками, где задания и вопросы переплетаются с интересным сюжетом, увлекающим ребенка.
  3. Самые популярные игры Воскобовича – «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Чудо-крестики», «Кораблик "Брызг-брызг"», «Математические корзинки», «Забавные буквы», «Теремки Воскобовича», «Складушки». Каждая из игр оказывает комплексное развивающее действие: ребенок знакомится с цветами, формами, счетом, цифрами, буквами, проявляет творческие и сенсорные способности, учится мыслить и тренирует мелкую моторику.

Автор методики абсолютно уверен, что все дети быстро и с удовольствием осваивают новые знания и навыки только в том случае, если процесс обучения проходит в веселой и непринужденной обстановке. Поэтому свою методику Воскобович построил на таких принципах, как:

  • познавательный процесс – каждая игра представляет собой отдельную сказку, наполненную веселыми персонажами и приключениями, способствующими развитию фантазии и логики;
  • творческое начало – нетрадиционные задания в играх формируют у ребенка креативное мышление и развивают творческий потенциал;
  • обучение – в процессе игры ребенок одновременно запоминает буквы, цифры, формы, цвета и т.д.

Достоинства: игры Вячеслава Воскобовича вызывают большой интерес  у всех детей, постоянные занятия по системе способствуют развитию памяти, внимания и мышления, способности к анализу большого объема информации и развитию пространственного воображения. Дети умеют долго концентрировать свое внимание на выполнении поставленных задач.

Недостатки: игры Воскобовича очень сложно изготовить самому, для занятий их придется приобретать в специальных магазинах, кроме того, система не является полноценной для гармоничного развития ребенка, игры придется сочетать с другими занятиями.

 

    Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие. Идеальной развивающей методики, учитывающей все стороны детской личности, попросту не существует. Важно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Интенсивные занятия способны навредить малышу, если  педагог не будет учитывать возрастные особенности детского организма, его темперамент и адаптационные возможности. Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка. Важно стимулировать у ребёнка интерес к самому процессу, формировать любопытство, любознательность и наблюдательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика определения нервно-психического развития детей раннего возраста

Правильно ли развивается ребенок? Как правильно дать оценку уровня его развития, чтобы избежать в будущем мно­гих проблем? Что является критериями показателей развития ма­лыша? Ведь своевременность фо...

Комплекс методик по речевому развитию детей раннего возраста посредством общения со сверстниками и взрослыми в условиях дошкольного образовательного учреждения

Данный комплекс методик разработан для детей 2-3 летнего возраста. Методики собраны из различных источников литературы и интернет ресурсов. Игры и игры-занятия, потешки и стишки для режимных моментов ...

Обзор диагностических методик ( Диагностика развития детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе).

Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся , а также совершенствования  образователь...

Сенсорное развитие детей раннего возраста по методике М.Монтессори

Сенсорное развитие детей раннего возраста по методике М.Монтессори...

Современные методики развития детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО"


Современные методики развития детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО"Вид проекта: исследовательски -игровойПродолжительность проекта: краткосрочный Сроки реализации проекта:...

План работы на 2023 – 2024 учебный год по теме самообразования с детьми раннего дошкольного возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста по методике Марии Мантессори»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, поиск эффективных методик и форм работы с детьми, способствующих сенсорному развитию детей раннего возраста...