Опыты со звуком
картотека (старшая, подготовительная группа)

Диль Елена Вячеславовна

Опыты со звуком для дошкольников

- «Почему всё звучит?»

Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Оборудование: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, натянутая на гриф струна (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан

- Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают после серии опытов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_so_zvukom.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Опыты со звуком для дошкольников

- «Почему всё звучит?»

Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Оборудование: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, натянутая на гриф струна (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан

- Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают после серии опытов

Дети выясняют, есть ли голос у линейки (если её не трогать, она звук не издаст). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают – возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (дрожит, колеблется). Рукой останавливают дрожание и уточняют, продолжается ли звук. (Он прекращается) Выясняют, как заставить звучать натянутую струну (подергать), а потом замолчать (зажать рукой или каким-либо предметом) Дети сворачивают лист бумаги в трубочку, дуют в неё, не сжимая пальцами. Выясняют, что почувствовали. (звук заставил дрожать бумагу, пальцы это почувствовали)

Вывод: звучит только то, что дрожит Дети разбиваются по парам. Один ребенок выбирает предмет и заставляет его звучать, другой пальцами проверяет наличие колебания и знакомым способом останавливает его.

- «Откуда берется голос?»

Цель: подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Оборудование: линейка с натянутой тонкой нитью. Схема строения органов речи

- Взрослый предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу «по секрету», тихо, какие-нибудь слова. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали. (Сказали громким голосом) Откуда выходили громкие звуки? (Из горла. Дети подносят

руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень громко и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорили громко – в голе что-то дрожало, шепотом – дрожания не было.) Педагог рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи (связки сравнивает с натянутыми нитками: чтобы сказать слово. надо, чтобы «ниточка» тихонько задрожала) Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью, из неё извлекается тихий звук. Если подергать за нить. Выясняем, что надо сделать для того, чтобы звук был громким. (Дёрнуть посильнее и звук усилится). Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки

дрожат очень сильно, устают, их можно повредить.

- «Как распространяется звук»

Цель: объяснить, как распространяются звуковые волны

Оборудование: емкость с водой, камешки, шашки (или монеты), стол с ровной поверхностью, глубокая емкость с водой или бассейн, тонкостенный гладкий бокал с водой (до 200 мл) на ножке.

- Взрослый предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга. (Звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в ёмкость с водой. Рассказывают, что увидели (по воде расходятся круги). То же самое

происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху. Опыт с шашками, вывод: последний предмет отскочил – силу удара передали ему другие предметы. Так же звук передается по воздуху. Дети выполняют опыт по следующему алгоритму: ребёнок прикладывает ухо к емкости с водой, другое ухо закрывает тампоном, второй ребенок бросает камешки. Первого спрашивает, сколько камешков брошено, и как он догадался. (Услышал три удара, их звуки передались по воде). Дети наполняют водой стакан на ножке. Водят пальцем по краю бокала. Извлекая тонкий звук. Вместе с педагогом выясняют, что происходит с водой. (Волны – они передают звук)

- «Почему Мишутка пищал?»

Цель: выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.

Оборудование: струны разной толщины, натянутые на деревянную планку, нити разной толщины, закреплённые одним концом на деревянной подставке (или привязанные к любому тяжёлому предмету). Педагог вместе с детьми вспоминает сказку Л.Н. Толстого «Три медведя». Педагог имитирует голоса героев, изменяя высоту голоса. Затем дети изображают голос Михайло Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки. Какими были у них голоса? Выясняем, почему у медведей такие разные голоса, проводя серию опытов. Вспоминаем, в результате чего появляется звук речи.

(Дрожание голосовых связок). Дети выбирают соответствующие голосам персонажей струны, объясняя свой выбор. Затем привязывают нить любой толщины к подставке. Зажав нить между большим и указательным пальцами, проводят ими по всей длине нити. Раздается звук, так как

нить дрожит. Педагог предлагает из набора нитей выбрать ту, которая будет звучать, как голоса медведей. Задание выполняется подгруппами.

- «Как появляется песенка?»

Цель: выявить причины возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от размера.

Оборудование: ксилофон, металлофон, деревянная линейка

Взрослый предлагает детям сыграть на инструменте простую мелодию. Например, «Чижик-пыжик», затем повторить эту мелодию в другом регистре. Выясняем, одинаково ли звучали песенки. (Первый раз – нежнее, второй – грубее). Обращаем внимание на размер трубочек инструмента, повторяем эту же мелодию на высоких нотах, делаем вывод: у трубочек большого размера звук грубее, (ниже), у маленьких – тоньше (выше). В песенке встречаются высокие и низкие звуки.

- «Как сделать звук громче?»

Цель: выявить причину усиления звука.

Оборудование: пластмассовая расческа и рупор из картона

- Может ли звучать расческа? (Пробуют, объясняют причину: зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издаю звук, дрожание по воздуху доходит до слуха и мы его слышим). Звук очень тихий, слабый. Ставим расческу одним концом на стул, повторяем опыт. Выясняем,

почему звук стал громче. Что чувствую пальцы? Делаем вывод: дрожат не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук громче. Проверяем вывод, прикладывая конец расчески к разным предметам: столу, кубику, книге и т.д. (Звуки получаются разные по силе). Дети играют в игру «Ау!», прикладывая руки рупором ко рту. Выясняют, что ощущают руки. Стал ли звук громче? Какой прибор используют капитаны на кораблях, когда отдают команды? (рупор). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без рупора, затем с ним. Делается вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор и звук получается более сильным.

- «Коробочка с секретом»

Цель: выявить причину ослабления звука.

Оборудование: коробочка с мелкими предметами из разных материалов или крупами, одна коробочка с «секретом» - внутри она полностью обложена поролоном

- Педагог предлагает отгадать по звуку. Что находится в коробочке. Дети трясут коробочку, извлекая звук, сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал. (Звук резкий, громкий – металл, шуршащий – крупа) Взрослый, не показывая внутренней части коробочки,

помещает в неё мелкие предметы из металла, закрывает и ставит в один ряд с остальными, меняя все местами. Дети пробуют отыскать коробочку по звуку (звук глухой, нехарактерный для металла). По пометке на донышке находят коробочку с «секретом», рассматривают её устройство, выясняют, почему звук исчез (он, как бы «застрял» в поролоне) Дети изготовляют

коробочки с «секретом», обвертывая их поролоном, поверяют их звучание и сохранность «секрета». (Звук стал глуше, тише, неопределённее).

– Если будильник звонит очень громко, что нужно сделать, чтобы не разбудить остальных? (Накрыть будильник чем-то мягким: подушкой, одеялом)

- «Почему не слышно?»

Цель: выявить причину ослабления звука

Оборудование: большая ёмкость с водой, маленькие бумажные или пробковые кораблики.

- Почему не слышно того, что происходит, например, в другой группе, в другом городе, на другом конце большой полянки? Производят опыты:

  • В большой ёмкости у одного края помещаются кораблики. У противоположного края дети бросают камешки. Выясняют, что по воде пошли волны, кораблики остались неподвижны. Распределяют кораблики по всей поверхности. Бросая камни, обращают внимание на силу волны, заставляющую кораблики двигаться. (Чем ближе кораблик к волнам, тем сильнее он качается. То же происходит с невидимыми звуковыми волнами: чем источник звука дальше, тем звук тише).
  • Дети закрепляют к емкости преграды – «волнорезы». С одной стороны гонят рукой волны. Наблюдая за их распространением. Выясняют. Есть ли волны за преградой. (Нет, дойдя до преграды, волны «гаснут», утихают) То же самое происходит со звуками в городе, в помещении.

- «Передай секрет»

Цель: выявить особенности передачи звука на расстоянии. (Звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела)

Оборудование: водопроводная длинная труба (длиной не менее 10 метров), два обрезка металлической трубы.

- На прогулке педагог предлагает детям встать у разных концов трубы так, чтобы они не видели друг друга. Один ребенок не сильно стучит по трубе, а второй у противоположного конца считает удары (сначала просто стоит около трубы. А затем приставляет к ней ухо) Третий ребенок «связной» - выясняет, все ли передаваемый звуки услышал второй ребёнок, когда они

были громче. (Когда звук передавался не по воздуху, а сразу в ухо). Вторая пара передает звуковой сигнал сначала по воздуху (удары металлических обрезков трубы друг о друга), затем по трубе. «Связной» снова выясняет, услышал ли второй игрок все передаваемые удары. (Звук по трубе через твердый предмет был громче, чем передаваемый по воздуху) Взрослый просит объяснить, почему дома нельзя стучать по отопительным батареям. (Батареи установлены во всех квартирах дома и соединены между собой. Если ударить по батарее- звук передастся по всем батареям дома).

- «Звуки в воде»

Цель: выявить особенности передачи звука на расстоянии (Звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела)

Оборудование: большая ёмкость с водой, камешки

- Педагог предлагает дошкольникам ответить, передаются ли звуки в воде. Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камушек и слушать звук его удара о дно ёмкости. Затем просит приложить ухо к емкости и бросить камень, если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты. Делается вывод: во втором варианте звук был громче, значит, через воду звук проходит лучше, чем через воду.

- «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

Цель: выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

Оборудование: пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев.

- Педагог предлагает детям провести пластмассовой пластинкой по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук получился и от чего зависит частота звуков. Дети обращают внимание на частоту звуков и размер расчёсок. Выясняют. Что у расчесок с крупными резкими

зубьями звук низкий. Грубый, громкий, у расчесок с мелкими частыми зубьями – звук тонкий, высокий. Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, он звучит, как «з-з-з». у шмеля – низкий. Грубый, он звучит, как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что маленький и крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий, шмель машет крыльями медленнее, летит тяжело, поэтому и звук получается низкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные опыты "Волшебные звуки"

Всегда интересно открывать для себя что-то новое, неизведанное, особенно если ты ребенок 6-7 лет и взрослый сделал все для того, чтобы ты почувствовал себя изобретателем или великим ученым. Опыты кото...

Обобщение опыта "Игра звука"

Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками.Удивителен мир звуков, окруж...

Опыты со звуком

Данный методический материал представляет собой перечень всех вопросов, которые может задать Вам ребенок о разных звуках, окружающих нас, возможных Ваших ответов и некоторых опытов с различными звукам...

Мастер – класс для педагогов «Опыты со звуками для дошкольников»

мастер-класс предназначен для педагогов дршкльного образования. Опыты, приведённые в данном мастер-классе будут интересны как взрослым, так и детям....

Опыты со звуком

Это будет интересно не только детям, но и взрослым! «ПОЧЕМУ ВСЁ ЗВУЧИТ?», «МУЗЫКА или ШУМ?»,«ОТКУДА БЕРЕТСЯ ГОЛОС?», «КАКРАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЗВУК»,«ГДЕ ЖИВЕТ Э Х О?», «ПОЧЕМУ Мишутка ПИЩАЛ?,«КАК ПОЯ...

Картотека "Опыты со звуком"

Картотека опытов со звуком для детей младшей, средней и старшей групп ДОУ. Может быть использована в работе воспитателей, музыкальных руководителей....

Опыты со звуком

Знакомить детей со свойствами воздуха...